Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии. Государство Гегель рассматривал как нечто большее, чем просто сумму составляющих его индивидов. Хотя представление о системе зародилось на заре европейской культуры, еще у Аристотеля, именно Гегель разработал понятие «целостность». С точки зрения Гегеля, целое всегда больше, чем сумма частей, а сущность частей во многом определяется тем, что они входят в целое. Части целого не могут быть рассмотрены в отдельности друг от друга, так как тесно связаны между собой в рамках целого. В центре его философской системы стоит Мировой Дух — разумное начало, которое реализуется в исторических процессах и действиях конкретных людей и выражается в последовательно сменяющих друг друга образах культуры. Мировой Дух проявляется в таких явлениях, как религия, искусство, наука, философия. Мировой дух реализуется также в праве, морали, нравственности. По мнению Гегеля, нравственность возникает тогда, когда свободная субъективная воля, проявляющаяся в произвольном действии индивида, встречается с моральностью, в результате чего человек начинает согласовывать свои желания с желаниями других людей. Нравственность включает в себя семью, гражданское общество и государство. Если две первые формы Гегель рассматривал как конечные, то третью форму — государство — он считал формой бесконечной. При рассмотрении семьи Гегель пришел к выводу, что в настоящей семье вся власть принадлежит мужчине, а женщина занимается лишь воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.
Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ. Гоббс был первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека. Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества — война всех против всех. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство.
Ральф Дарендорф
Ральф Дарендорф (р. 1929) — один из наиболее известных современных социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта. Дарендорф полагает, что основным объектом интереса и при-
чиной социальной нестабильности является не капитал, а власть. С его точки зрения, властью может быть наделено ограниченное количество членов общества, а поскольку власть дает заметные преимущества в получении разного рода выгод от других, она неизбежно является объектом притязаний и борьбы. При этом тот, кто обладает властью, стремится к сохранению положения, а тот, кто ее не имеет, требует ее перераспределения. Общество, по мнению Дарендорфа, можно сравнить с полем битвы, на котором сталкиваются постоянно существующие или ситуативно возникающие группы и альянсы, основной целью которых является обладание властью. По мере установления индустриального общества роль в нем конфликта изменялась. Крушение традиционных норм и ценностей, явившееся результатом индустриализации, привела к серьезным конфликтам в политической и экономической сферах. Такая нестабильность грозила революциями и другими социальными катаклизмами. Однако по мере становления индустриализма произошла институционализация конфликта. Этот процесс предполагает ограничение экономических конфликтов исключительно экономической сферой, то есть лишенке владельцев капитала возможности влиять на политику и возникновение специальных институтов (прежде всего профсоюзов), которые предназначены для разрешения конфликтов.
Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становленье социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда» (1883), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). По мнению Дюркгейма, социология могла стать наукой только при условии, если у нее будет собственный объект и собственный метод. Предмет социологии Дюркгейма — это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую своя собственные качества и законы, то есть любой социальный феномен, которой 1) накладывает определенные ограничения на действия индивида и в то же время; 2) является внешним, объективным по отношению к нему (не являются результатом его субъективной мотивации). Дюркгейм изучал религию и политику. В работах, посвященных религии, он обосновывал свою точку зрения, в соответствии с которой религиозные верования в примитивных обществах обеспечивали их целостность, а символическим воплощением их были сакральные объекты. В современных же обществах
обнаружение таких сакральных объектов проблематично, что и приводит к состоянию аномии, грозящей общественному порядку. Дюркгейм ввел в социологический оборот понятие «аномии» — состояние, когда общество утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезориентации, оказывается неспособным отличить «хорошее» от «плохого», «правильное» от «неправильного». Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. В этом случае общество оказывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение. В работе «Самоубийство» (1897) он выделил четыре типа самоубийства: 1) эгоистическое самоубийство, которое совершается по личным причинам; 2) анемическое самоубийство, вызываемое тем, что индивид ощущает отсутствие норм или их непереносимое противоречие; 3) альтруистическое самоубийство, совершаемое членом группы ради других ее членов, и, наконец, 4) фаталистическое самоубийство как результат чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции. На основании статистических данных Дюркгейму удалось показать, что в современном ему обществе наиболее частотным типом оказывалось эгоистическое и аномическое самоубийство, причем эгоистических самоубийств было больше среди протестантов, чем среди католиков и, шире, ослаблением социального контроля (разрушением коллективной совести).
Георг Зиммель
Георг Зиммель (1858—1918) разработал подход, который получил название «формальной социологии», Зиммель понимал социологию как универсальную науку, которая не имеет своего собственного предмета и ориентирована на выявление общих закономерностей, недоступных другим наукам. В этом смысле социология рассматривалась им скорее как метод исследования, применимый практически к любому содержанию. С точки зрения Зиммеля, первичной целью социологии является выделение во всех сферах, изучаемых социальными науками, форм так называемой «социации» (общения). Социология должна описать, систематизировать и обосновать эти формы. К понятию «социации», которое приблизительно можно понимать как социальное взаимодействие, включающее как минимум двух участников, Зиммель сводит социальную реальность. С этой точки зрения социальные структуры, чье существование Зиммель не отрицал, оказываются лишь результатом множества взаимодействий, чем-то вторичным по отношению к взаимодействиям.
Иммануил Кант
Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии. Исследуя этические и моральные аспекты поведения людей, Кант пришел к понятию «категорического императива»: человек должен поступать так, чтобы руководящие им принципы могли стать основой для всеобщего законодательства, то есть принципом для поступков других людей. Кант полагал, что нравственный закон может быть только формальным, но не содержательным, то есть не может содержать конкретных указаний на то, как должен действовать человек. В обратном случае предписания закона оказываются лишь гипотетическими, потенциальными. Кант рассматривал человека как абсолютную ценность, как самоцель; с его точки зрения, человека нельзя рассматривать как средство достижения цели, пусть даже благой (например, всеобщего счастья и благоденствия). Моральным Кант считал только такое поведение, которое сознательно выбирается и строится в соответствии с моральным законом. Если человек выбирает действие или форму поведения лишь под влиянием влечений, а следовательно, его совпадение с требованием категорического императива оказывается случайным, данное поведение еще нельзя считать моральным, оно лишь легально.
Огюст Конт
Огюст Конт (1798—1857) — французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология». Будучи позитивистом, социологию Конт обосновывал по аналогии с точными науками. По его мнению, следует отказаться от положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Следовательно, социология, как и науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие явлениями действительности. Основными методами новой науки, по его мысли, должны были стать наблюдение и эксперимент. Конт считал, что человеческое сознание проходит три фазы развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая и метафизическая стадии опирались на умозрительное знание, не подкрепляемое фактами и их анализом, которое невозможно ни опровергнуть, ни проверить. Этим двум стадиям Конт противопоставляет позитивную стадию, которая характеризуется активным использованием научных методов анализа. Социология мыслилась Контом как дисциплина которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент, а также точное наблюдение.
Джон Локк
Джон Локк (1632-1704) — английский философ. Локк полагал, что монархия, будучи лучшей формой правления, не должна быть основана на нарушении прав граждан. Он создал концепцию «естественного права», в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделал вывод, что никто — даже монарх — не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. В случае, если монарх нарушает эти правила, граждане вправе не подчиняться ему, то есть расторгнуть заключенный с ним договор, Впоследствии идеи Локка легли в основу идеи прав человека, очень актуальной в наши дни. Он выделял три ветви власти: исполнительную, федеративную и законодательную. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — следить за их исполнением и обеспечением его, а федеративная — отвечать за внешнюю политику. В настоящее время ветви власти выделяются иначе, однако в основе их выделения лежит идея Джона Локка.
Карл Маркс
Карл Маркс (1318—1883) — видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Согласно Марксу, экономика, которую он рассматривал как базис любого общества, включает три обязательных элемента: 1} средства производства, то есть орудия и материалы, 2) работника и 3) того, кто присваивает продукт производства. Эти три элемента присутствуют в любой экономике, своеобразие же сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы. Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими (отношения владения). Во-вторых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или 1) на средства производства, или 2) на труд, или 3) на то и другое одновременно (отношения собственности). Разграничение тех, кто живет только своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда, является основным в классовой теории Маркса. При помощи этого разграничения Маркс описывал производственные отношения в сфере экономики. Производственные отношения отражают существующее разделение труда и определяются уровнем развития орудий производства. По сути, все описываемые Марксом формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) строятся на противопоставлении двух классов. Однако это не означает, что структура общества двоична, В частности, Маркс отмечал, что структура реального общества часто включает в себя классы, являющиеся рудиментами существовавших ранее форм общества.
Надстройка — это социальные формы, которые детерминируются базисом, то есть семья, государство, идеология. Часто утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в концепции Маркса не так жестко. В частности, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, что проявляется в существовании у них своих законов развития, но и могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводятся в основном к тому, что ее характер в значительной степени зависит от экономических интересов господствующего социального класса {например, капиталистов в капиталистическом обществе).
Маркс разработал особую концепцию социального изменения. Он полагал, что классовая борьба является основным двигателем истории. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызвать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство. В данном случае Маркс заимствует идею из диалектики Гегеля, согласно которой всякое явление заключает в себе силы для собственного изменения. Свойственное капиталистическому способу производства отчуждение, а также связанные с ними противоречия и конфликты неизбежно приводят (точнее, должны привести) к активному вмешательству, которое направлено на изменение формации, то есть на переход к социалистической формации.
Джордж Мид
Джордж Мид — американский социолог, основатель символического интеракционизма. В центре концепции Мида стоит понятие самости, то есть человека, способного к рефлексии. Определяющим для социальной реальности является способность человека в воображении принимать на себя роли других людей, которая, в свою очередь, зависит от более общей способности к рефлексии, то есть рассмотрению себя со стороны и внутреннему диалогу. Отношение самости к обществу реализуется в общении между индивидами, то есть в их обмене социальными жестами (символами). Социальное взаимодействие представляет собой создание общих смыслов, приписываемых объектам, и обмен ими. Важную роль в этом процессе играет язык, наличие которого является отличительным признаком человека (по сравнению с животными). Язык является результатом соглашения между индивидами, то есть конвенционален. Это отражается в том факте, что языковые символы способны вызывать одну и ту же реакцию у разных индивидов. Язык так же, как и любое другое взаимодействие, предполагает обмен ролями, поскольку говорящий вкладывает в свои слова тот же смысл, которой «получает» его собеседник; если бы эти слова были сказаны ему, он отреагировал бы на них так же, как реагирует (или должен реагировать) его собеседник.
Толкотт Парсонс
Толкотт Парсонс (1902—1979) — один из крупнейших социологов-теоретиков XX в., оказавший огромное влияние на становление социологии в ее современном виде и стоявший у истоков структурного функционализма. По Парсонсу, социальное действие включает в себя отношение между человеком и окружающей его средой. Данная среда включает в себя не только природные элементы, но и социальные элементы, а также других людей; последние являются наиболее важными элементами среды. На этом основании Парсонс приходит к выводу, что теория социального действия — это в первую очередь теория взаимодействия, в рамках которого человеку приходится учитывать не только свои действия, цели и желания, но и чужие. Среда, в которой функционирует действие, имеет две границы: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница функционирования действия — это физические, органические, физиологические явления и процессы, которые характеризуют природу и человека. Верхняя граница — это так называемая «предельная реальность», то есть те значения, которые отражают отношение индивида и общества к социальным отношениям и их формам, смерти и рождению, добру и злу. Нижняя граница является ресурсом для верхней границы, а между этими границами устанавливаются отношения «кибернетического контроля». По определению Парсонса, социальная система представляет собой совокупность по меньшей мере двух социальных деятелей, которые связаны между собой стабильными отношениями и осуществляют свои действия в пределах относительно ограниченной среды.
Социальная система, с точки зрения Парсонса, не является абсолютно стабильной, хотя в значительной степени и тяготеет к равновесию. Социальные системы имеют свои собственные потребности, не связанные непосредственно с потребностями индивидов:
1) потребность в адаптации;
2) достижение целей;
3) интеграция;
4) выработка латентного образца, обеспечивающего достаточную мотивировку для выполнения задач.
Каждая из потребностей социальной системы обеспечивается некоторой самоорганизующейся подсистемой. В свою очередь, у этой подсистемы, которая также является целостным образованием, возникают все указанные выше потребности, а потому происходит еще одно членение социальной системы и т.д. В принципе, предел такого деления установить очень сложно.
Жан-Жак Руссо
Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский писатель и философ, создавший теорию «естественного человека».
Согласно его теории, человек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Соответственно, необходим «общественный договор», который был бы основан на идеалах равенства и свободы. По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы проверить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо проводить референдумы, Наиболее благоприятными условиями для этого являются социальные образования, напоминающие древние города-государства, в которых членов было не настолько много, чтобы нельзя было прийти к согласию.
Клод-Анри Сен-Симон
Клод-Анри Сен-Симон(1760—1825) — французский мыслитель, стоявший у истоков социализма и социологии как самостоятельной науки. Сен-Симон считал, что общество проходит три стадии развития: рабство, феодализм и индустриализм. Каждой из этих стадий соответствует особый тип мышления: в рабовладельческом обществе это политеизм, в феодальном — теизм (то есть монотеизм), в индустриальном — позитивизм. Развитие общества представлялось Сен-Симону как чередование стабильных и кризисных состояний. В первом случае общество было уравновешенным и интегрированным, во втором — разобщенным.
Сен-Симон заложил основы новой дисциплины — «позитивной науки о человеке». В сферу этой науки он включает системы религии, политики, морали, образования. Первоначально Сен-Симон называл эту науку физиологией, а впоследствии она получала названия общей политики, политической науки, социальной науки, позитивной философии.