Основные подходы к пониманию сущности этноса
Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.
В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения.
42. Исторические типы этнических общностей: племя, народность, нация.
Исторически первыми социальными общностями людей были
естественные кровно родственные объединения - род, клан. В отличие от расы,
которая являлась продуктом биологического развития и объединяла людей с
общими биологическими чертами социальные общности являлись результатом социального
взаимодействия. В процессе повседневного общения складывались общие
представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли
людей. Таким образом утверждалась особая, характерная для данных
общностей культура. То есть в отличие от расы этничность может изменяться,
ибо этнические группы связаны с развитием культуры и символизируют
определенные ее этапы.
Племена были уже более четко связаны с определенной территорией,
защищали ее, имели внутреннюю формальную организацию. С переходом к
пастушеству и земледелию появляется и определенный хозяйственный уклад.
Все это объединяло, стимулировало развитие этнической общности. Смешение
племен приводило к появлению новой общности - народности, которая
символизирует более высокую культуру общества., Это относится и к
материальной культуре (орудия труда, жилище, одежда), и духовной (обычаи,
нормы, ценности, мифы, верования, народное творчество), так называемой
фольклорной культуре. Формированию народности содействует более тесная
связь с территорией, более четкая организационная структура общества,
развитые политические формы, активизирующие и структурирующие общение
людей.
В процессе консолидации народностей на базе развития экономических,
политических и иных связей между ними складываются нации. Они
объединяют большие массы людей, представляют новый этап в развитии
культуры общества. Нации создают более высокую, нежели фольклорная,
собственную культуру с четкими ценностями, системами норм, моделями
поведения. Важнейшим фактором их развития зачастую является создание
самостоятельного сильного государства.