Важнейшие концепции социологии образования
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.
Исследования затрагивают такие вопросы, как:
- соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
- пропорциональность морфологического строения структуры образования;
- влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:
- внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
- внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур
1) теоретико-концептуальное содержание:
- основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
- социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;
2) технологическая последовательность познавательной деятельности:
- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
- проекты и модели социокультурной деятельности.
6.4.Иллюстративный материал:слайды, таблицы, схемы, тематический комплект плакатов.
6.5.Литература:
Аитов Н.А. Социология. Учебник/ Алматы: 2002 г
6.6.Контрольные вопросы(обратная связь):
- предмет социологии образования
- понятие социологии образования
- особенности социологии образования
6.1.Тема-24:Социология семьи.
6.2.Цель:ознакомить студентов с особенностями социологии семьи
6.3.Тезисы лекции:
Понятие и категории семьи
Семья – самый фундаментальный универсальный социальный институт. Ученые изучают семью много десятилетий. Социологи дают свое определение понятия «семья». Например, Джордж Мердок, ис-следовав формы семей в 250 культурах (1949), предложил следующее определение:
> Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.
Таким образом, для социологии характерно рассматривать семью как социальный институт и как социальную группу.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
При рассмотрении семьи как социального института изучаются:
общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;
образцы семейного поведения;
ролевые отношения в семье;
эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;
социальный механизм изменения норм и ценностей.
Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
6.4.Иллюстративный материал:слайды, таблицы, схемы, тематический комплект плакатов.
6.5.Литература:
Аитов Н.А. Социология. Учебник/ Алматы: 2002 г
6.6.Контрольные вопросы(обратная связь):
- предмет социологии семьи
- понятие социологии семьи
- особенности социологии семьи
6.1.Тема-25:Понятие брак и семья. Медико-социальные аспекты планирования семьи.
6.2.Цель:ознакомить студентов с особенностями планирования семьи. Особенности брака и планирования семьи.
6.3.Тезисы лекции:
В настоящее время планирование семьи рассматривается как один из важнейших элементов охраны здоровья женщины, матери, ребенка. Служба планирования семьи позволяет сохранить здоровье подростков, осуществить профилактику нежелательной беременности, бесплодия, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, и обеспечить оптимальный интервал между родами с учетом возраста женщины, количества детей в семье и других факторов, т. е. предупредить слишком ранние и поздние роды.
Планирование семьи дает право на сохранение своего здоровья, сохранение сексуального благополучия в семье, продолжение рода в наиболее благополучный период.
Для чего нужно планирование семьи? Планирование семьи помогает женщине регулировать наступление беременности в оптимальные сроки для сохранения своего здоровья и здоровья своих детей, гарантирует рождение здорового ребенка, позволяет мужьям и отцам обеспечить свою семью материально.
Основные принципы планирования семьи:
Предупреждение нежелательной беременности у женщин до 19 лет.
Предупреждение беременности у женщин после 35 лет.
Соблюдение интервалов между родами не менее 2 лет.
Предупреждение абортов у женщин с экстра генитальной патологией.
Профилактика абортов у первородящих.
Медико-социальная значимость планирования семьи определяется в Российской Федерации значительной распространенностью аборта, высокой материнской и младенческой смертностью, а также резким в последние годы снижением рождаемости.
Во всем мире аборт рассматривается как одна из важнейших проблем репродуктивного здоровья. Хорошо известно, что прерывание беременности оказывает неблагоприятное воздействие на состояние здоровья женщины, являясь одной из причин гинекологической заболеваемости, последующего нарушения репродуктивной функции, воспалительных заболеваний половых органов. Неблагоприятно сказывается аборт и на течение последующей беременности: аборт может явиться причиной невынашивания беременности, слабости родовой деятельности, кровотечения. Следствие аборта может быть вторичное бесплодие.
Искусственный аборт в России является основным методом регулирования рождаемости.
Здесь следует обратиться к данным статистики. Число абортов, произведенных в учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), составило в 1999 г. 2059,7 тыс., или 53 на 1000 женщин репродуктивного возраста. Показатель частоты абортов в нашей стране превышает аналогичный в европейских странах в 2-4 раза. Ежегодно в мире погибает от абортов около 200 тыс. женщин и почти 150 тыс. из них приходится на развивающиеся страны, где аборты запрещены законом.
Изменение сложившейся ситуации требует объединения усилий социальных и медицинских служб, расширение и совершенствование работ по планированию семьи должны вестись в двух направлениях: медицинском и социальном. Очень важно, чтобы граждане детородного возраста относились сознательно и ответственно к рождению детей, чтобы беременность перестала быть случайностью и неожиданностью в жизни женщины, чтобы каждый ребенок был запланированным и желанным в своей семье.
Чтобы это произошло, нужна огромная работа по изменению общественного сознания. Семья должна получать не только медицинскую помощь, но и информацию о контрацепции, знания о половом развитии человека и методах планирования семьи.
В нашей стране руководство работой по планированию семьи осуществляет Министерство здравоохранения. Территориальные центры планирования семьи и репродукции призваны обеспечить виды помощи: по контрацепции, мужскому и женскому бесплодию, сексуальным нарушениям. В решении задач по планированию семьи участвуют следующие неправительственные организации: Российская ассоциация «Планирование семьи», Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, Российское общество по контрацепции, Международный женский центр.
В 1992 г. разработана Федеральная программа «Планирование семьи», которая ставит своей целью изменить отношение к данной проблеме общества, каждой семьи, каждой личности с тем, чтобы сформировать потребность у населения в реализации права на планирование семьи, рождение только желанных детей.
В области охраны репродуктивного здоровья программа предусматривает комплекс мер, основанных на принципе права супругов и отдельных лиц свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и на получение необходимых для этого информации, образования и средств.
При этом репродуктивное здоровье понимается в широком смысле и охватывает физическое, умственное и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или недугов, касающихся репродуктивной системы, ее функций, предупреждение бесплодия, абортов.
В настоящее время в большинстве регионов в структуре социальных служб для молодежи отсутствуют консультации по планированию семьи, что при некомпетентности в этих вопросах педагогов и неподготовленности родителей, широком доступе к порнографии, низкой обеспеченности контрацептивами делает проблемы репродуктивного здоровья и сексуального воспитания первоочередными.
В заключение хотелось бы сказать, что проблема прав человека относится к числу таких, которые касаются жизни каждого из нас. Поэтому очень важно сделать так, чтобы каждый знал свои права, поскольку люди, знающие их, могут добиваться от своих правительств осуществления мер, необходимых для их реализации.
6.4.Иллюстративный материал:слайды, таблицы, схемы, тематический комплект плакатов.
6.5.Литература:
Аитов Н.А. Социология. Учебник/ Алматы: 2002 г
6.6.Контрольные вопросы(обратная связь):
- объясните понятие брака
- объясните понятие семьи
- особенности планирования семьи
6.1.Тема-26:Социология молодежи.
6.2.Цель:ознакомить студентов с особенностями социологии молодежи
6.3.Тезисы лекции:
Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.
Результаты крупномасштабного социологического исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенного Институтом социологии РАН, позволяют разбить молодежь на ряд групп согласно их жизненным притязаниям:
- «семейные» (13%) — молодые люди, которые говорят в первую очередь о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей;
- «труженики» (17 %) — та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом;
- «предприимчивые» (20 %) — россияне в возрасте от 17 до 26 ле г, которые утверждают, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка;
- «гедонисты» (10 %) — молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие;
-«максималисты» (19 %) — молодые люди, которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Данная группа не является более молодой, чем другие, и ее стремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом;
- «карьеристы» (6 %) — молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес — больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов — стать известными, обладать властью и т.д.;
- «отчаявшиеся» (5 %) — молодежь, которая не видит в себе сил достичь тех или иных успехов;
- «тщеславные» (1 %) — молодые люди, которые рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.
Молодая семья как предмет отдельного социологического анализа в социологии молодежи и социологии семьи занимает значительное место, хотя само определение молодой семьи еще не получило однозначной трактовки. Молодые семьи можно классифицировать по следующим основаниям:
- по степени полноты — полная/неполная;
- по степени благополучия — маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая;
- по экономическому благосостоянию — бедная, обеспеченная, состоятельная;
- по форме брака — зарегистрированная/незарегистрированная.
При этом под молодой семьей понимается семья в первые 8-10 лет после заключения брака, в которой оба супруга, имеющие детей, не достигли возраста 30-35 лет и состоят в первом браке, а также семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30-35 лет при наличии несовершеннолетнего ребенка.
Такой тип семьи, как студенческая семья, имеет также свою специфику, проявляющуюся в сложности существования студенческой семьи в силу учебной деятельности, неопределенного социального статуса и положения супругов в обществе, а также в особенностях восприятия супружеских и семейных отношений.
Молодежный рынок труда, трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации молодежи в современной России рождают чрезвычайно актуальные проблемы. В результате трансформации российского общества и сопровождающих этот процесс масштабных изменений в социально-экономической сфере сформировалась достаточно обширная социальная общность — незанятая молодежь, которая в силу специфики возрастных социально-психологических характеристик оказалась недостаточно подготовленной к современным рыночным условиям, что во многом обусловило одну из основных проблем на рынке труда современного российского общества — острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Несоответствие выпускаемых вузами специалистов потребностям общества привело к тому, что почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специализацию, причем кардинально, и новая профессия зачастую существенно отличается от полученной в вузе.
Социализация молодежи связана с множеством проблем. Содержание и направленность процесса социализации определяются двумя основными тенденциями:
- типизацией, которая может быть определена как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире объективных мыслительных форм культуры — ценностей, норм, идей и их преобразования в субъективно-идеальный мир;
- индивидуализацией, характеризующей процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности в объективные формы внешнего социального мира.
6.4.Иллюстративный материал:слайды, таблицы, схемы, тематический комплект плакатов.
6.5.Литература:
Аитов Н.А. Социология. Учебник/ Алматы: 2002 г
6.6.Контрольные вопросы(обратная связь):
- что такое социализация молодежи?
- что такое молодежный рынок труда?
- что такое социология молодежи?
6.1.Тема-27:Правовой механизм обеспечения здоровья граждан.
6.2.Цель:ознакомить студентов с правовым механизмом обеспечения здоровья граждан.
6.3.Тезисы лекции:
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РК и иными законодательными актами РК, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе РК, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РК.
Право на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь лишь сравнительно недавно стало предусматриваться в законодательстве различных стран. В международном масштабе оно было декларировано в 1948 г. во всеобщей декларации прав человека.
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РК законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.
С 1990 г. в РК начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и сферу здравоохранения.
Практически впервые вРК начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение следующие направления правового регулирования:
- надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
- законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
- права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
- организация деятельности системы здравоохранения;
- регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
- финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
- специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.
6.4.Иллюстративный материал:слайды, таблицы, схемы, тематический комплект плакатов.
6.5.Литература:
Аитов Н.А. Социология. Учебник/ Алматы: 2002 г
6.6.Контрольные вопросы(обратная связь):
- как регулируется правовые аспекты в медицине?
- что такое молодежный рынок труда?
- что такое социология молодежи?
6.1.Тема-28:Факторы внешней среды и их влияние на здоровье человека.
6.2.Цель:ознакомить студентов с фактоами внешней среды и их влияние на здоровье человека.
6.3.Тезисы лекции:
Ha человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не
обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация — так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.
Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие (например, рН крови 7,36—7,40, температура тела — в пределах 35— 42°С), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца — количество крови, выбрасываемой за одно сокращение — 50—200 см*). Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды.