Что ожидает социолога-выпускника

Социология дает великолепную подготовку для тех профессий, где тре­буется хорошее знание человеческих отношений. К ним относятся — учитель и преподаватель, политический деятель, маркетинговый аналитик, бизнес­мен, социальный работник, журналист, администратор и т.п. Конечно, со­циология в меньшей степени нужна, скажем, художнику или космонавту. А вот официанту или водителю она точно может понадобиться. Не говоря уже о менеджерах, которые постоянно имеют дело с людьми.

Но разве это значит, что все они — будущие социологи? Ничего подобно­го. Более того, как свидетельствуют опросы, две трети выпускников социо­логических факультетов не собираются в будущем связывать свою судьбу с социологией. Они становятся администраторами, банкирами, юристами, социальными работниками, служащими. Пригодились ли им социологичес­кие знания? Еще как. По отзывам их работодателей, они справляются со своей работой лучше и добиваются успехов больше, чем те, кого в вузе специально готовили только как администраторов, банкиров или юристов.

Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи ко­торого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, соци­альной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее эко­номического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессиональных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.

То же самое касается и политических деятелей. Примеров ошибок, свя­занных с отсутствием у многих политиков социологической культуры, бо­лее чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев наро­да, отношения к жизни и труду, социальных норм и законов развития соци­альных институтов.

Выпускники социологического факультета МГУ работают:

♦ в учебных заведениях страны в качестве преподавателей социологичес­ких дисциплин или в качестве научных сотрудников соответствующих уч­реждений, аналитических центров и т.п.;

♦ в подразделениях социологической службы предприятий и объедине­ний, отраслевых министерств и ведомств, на совместных предприятиях и в иностранных фирмах;

♦ в органах массовых коммуникаций, в прессе и на телевидении, в рек­ламных, имиджевых, PR-агентствах;

♦ в государственных органах социального обеспечения, страховых ком­паниях как специалисты по созданию систем социальной информации;

22 Информацию можно найти на веб-адресе: http://www.ucm.es/info/isa/rc26.htm

♦ в штаб-квартирах политических партий в качестве специалистов по пла­нированию и организации избирательных и политических кампаний;

♦ в государственных и коммерческих учреждениях в качестве специали­стов по кадровому мониторингу, по организации связей с общественностью;

♦ в семейных консультациях и т.д.

Мнение эксперта:

«В постсоветскую эпоху выпускники социологических факультетов, как и другие гуманитарии, ринулись в коммерческие структуры, ставшие са­мыми высокооплачиваемыми и потому самыми приоритетными местами приложения труда. Интересное исследование провела выпускница Выс­шей школы экономики С. Творогова, опросившая студентов, окончивших социологические факультеты нескольких вузов России. Большинство из опрошенных не намерены работать по специальности, а готовятся идти в коммерческие структуры. Были опрошены также и работающие студен­ты. Занимаемые ими должности практически не имеют отношения к спе­циальности — чаще всего они работают операторами. Второе (по количе­ству работающих) место приложения труда выпускников социологичес­ких факультетов — маркетинговые фирмы. Наконец, многие социологи работают референтами, бухгалтерами и т.п. — эти специальности они при­обрели уже после окончания социологических факультетов»23.

что ожидает социолога-выпускника - student2.ru

А где трудятся выпускники других со­циологических факультетов и кафедр? Если обобщить доступную по разным ис­точникам информацию о трудоустройстве, то окажется, что специалист-социолог может работать:

♦ в учебных заведениях в качестве пре­подавателя социологических дисциплинстудентам, специалистам — слушателяминститутов, центров повышения квали­фикации или в качестве научного сотруд­ника в проведении научно-исследователь­ской работы;

♦ в академических и отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, ведущих изучение социальных проблем, разработку проектов, связанных с соци­альными технологиями, атакжев централь­ных, отраслевых, региональных исследовательских социологических центрах и службах по изучению общественного мнения, других социальных вопросов;

♦ в учреждениях культуры, органах массовых коммуникаций, для изуче­ния общественного мнения населения, различных социальных групп, орга­низации рекламной работы;

♦ в подразделениях социологической службы предприятий и объедине­ний, отраслевых министерствах и ведомствах, на совместных предприятиях с иностранными фирмами;

♦ в государственных и коммерческих финансовых учреждениях, акцио­нерных обществах, консалтинговых фирмах для организации кадрошго мо-

23 Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 205.

ниторинга, рекламных служб, изучения рынка сбыта, потребительского спро­са, конъюнктуры;

♦ в государственных органах социального обеспечения, страховых ком­паниях для работы по созданию систем социальной информации, банков дан­ных, организации и обслуживанию технологий, использованию социальной информации в народном хозяйстве и государственном управлении, в систе­ме международных отношений;

♦ в органах государственного управления для разработки технологий, реше­ния организационно-управленческих задач, проектирования, прогнозирования различных явлений и процессов, их качественного и количественного анализа24.

Так, среди выпускников кафедр социально-экономических систем и со­циальной политики ГУ-ВШЭ есть те, кто решил специализироваться на мар­кетинге — менеджер по маркетингу издательского дома «КоммерсантЪ», ком­мерческий директор издательства Вита-Пресс, руководитель департамента маркетинга и PR компании Гарант-Парк-Интернет; на рекламе и PR — эк­сперт по планированию рекламных кампаний Группы Компаний Видео Интернэшнл, старший эксперт отдела связей с общественностью Сбербан­ка; те, кто выбрал аналитическую работу и устроился, например, в Ренессанс-Капитал или Русский алюминий (http://www.hse.ru/kafedry/caO0.htm)

А вот что происходит за рубежом. Согласно официальной справке Амери­канской социологической ассоциации25, степень бакалавра социологии откры-

Врезка

Наши рекомендации