Принципы построения и функционирования системы управления организацией.
Сущность функциональной роли исследований систем управления.
Для понимания сущности функциональной роли исследования систем управления рассмотри сущность термина «функция», «функциональная» и «роль»
Функция – одна из важнейших категорий в системе управления, которая проявляется при взаимодействии её элементов.
Определения функции:
1. Зависимая переменная величина, изменяющаяся в зависимости от др. величин
2. Действие, способное что-либо совершать
3. Работа, производимая органом управления
4. Внешнее проявление какого-либо свойства объектов данной системы отношений
5. Обязанность, круг деятельности, назначение
6. Множество состояний выходов системы
7. Действие, оказываемое данной системе в определённых условиях на внешний объект
8. Действие, оказываемое данной системе в фиксированных условиях на внешний по отношению к ней объект
9. Свойство в динамике, приводящее к достижению цели
Функциональная роль - конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления государством, социальной группой, организацией, индивидуумом и их совершенствовании. (3)
Функциональная роль исследования системы управления зависит и от цикла организации.
Принципы построения и функционирования системы управления организацией.
Применительно к системе управления принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие их построение, которыми должны руководствоваться кадры в своей деятельности.
Принципы:
1. Целостности – является важным исходным положением о представлении системы как достаточно обособленного целого.
2. Целенаправленность – обуславливает наличие и достижение определённых целей, которые реализуются формированием в составе системы управлении
3. Обусловленность функций управления целей – обеспечивает изменение функций управления в соответствии с целями в системе управления
4. Первичность в системе управления – состав подсистем управления, организационная структура, требования, их численность зависят от содержания, количества и трудоёмкости функций управления
5. Возможной структуризации и декомпозиции – позволяет на основе наличия в системе свойства и иерархичности структурировать её внутреннее строение и расчленить её на уровни, чтобы обеспечить представление каждой подсистемы более высокого уровня
6. Многодолжностная потенциальность – временное рп должностных работников не должно прерывать процесс
7. Правовая – соблюдение принципов на основе соблюдения действующих правовых актов
8. Единство теории практики управления – решения должны приниматься на основе логики, методологии управления и получения практических результатов
9. Своевременное принятие решений
10. Взаимная увязка всех элементов подсистем
11. Систематичность – определяет постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность и долговременность действия
12. Преемственность – максимальное
13. Научность – разработка мероприятий и воздействий на основе достижения науки и техники
14. Самостоятельность
15. Экономичность – обеспечивает наиболее эффективную организацию системы управления, что снижает долю затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции
16. Перспективность – обеспечивает перспективу развития организации как системы
17. Оптимальность – предусматривает многовариантную проработку управленческих решений и выбор с определённым критерием оптимальности
18. Устойчивость – предусматривает удержание системы в относительно стабильном состоянии и обеспечивает выживание организации в условиях конкуренции
19. Комфортность – предусматривает создание для человека (основной элемент системы) максимум удобств для творчества и работы и реализации своих возможностей
20. Специализация – обеспечивает рациональное распределение управленческого
21. Адаптивность – приспособляемость системы изменившимся внешним и внутренним условиям
22. Необходимое разнообразие
23. Прозрачность – предусматривает концептуальное единство системы управления
24. Параллельность – предполагает одновременное управление отдельных управленческих работ
25. Ритмичность – обуславливает регулярность процессов управления примерно в равные промежутки времени
26. Простота – предусматривает использование наиболее доступных и несложных методов, принципов и процедур управления и принятия легко воспринимаемых решений
27. Доходчивость – обеспечивает понимание каждым работником, что касается основополагающих вопросов фуекционирования системы управления
28. Непрерывность развития – все процессы построения функциональной системы должны быть непрерывными и обеспечивать переход её в более совершенное состояние
29. Альтернативность построения путей функционирования
30. Замкнутость от процесса реализации управления системой.