ТЕМА 9. Биоэтические проблемы применения инновационных методов в медицине. Регулирование экспериментальной деятельности на человеке и животных в биоэтике
Цель изучения темы : Формирование представлений о подходах к инновационным исследованиям в медицине и регулированию экспериментальной деятельности на человеке.
Задачи:
Рассмотреть основные биоэтические проблемы применения инновационных методов в медицине.
Обучить умению применения основных биоэтических подходов к применению инновационных методов в медицине, умения работы с правовыми и философско-этическими источниками.
Изучить регулирование экспериментальной деятельности на человеке и животных.
Студент должен знать:
1. До изучения темы овладеть основными понятиями социально-философского плана в рамках изучения дисциплин «Философия», «Социология», «Правоведение», «История медицины» и др.: здоровый образ жизни, знание, этапы развития, основные исторические периоды, этика, мораль, право и др.
2. После изучения темы: Биоэтика. Проблемы биоэтики. Биомедицина. Основные этапы развития биомедицины и их содержание, проблема выживания человечества, суть биоэтики как учения о сохранении жизни и обеспечения гарантий сохранения здоровья человека. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей на сбережение своего личного здоровья
Студент должен уметь использовать положения и категории биоэтики для анализа различных фактов в системе здравоохранения, в процессе формирования ЗОЖ;
--проявлять сформированность основных общекультурных компетенций ОК-1, ОК -2-, ОК-3, ОК-5, ОК-8.
-уметь анализировать тексты биоэтического содержания, относящиеся к различным периодам развития биоэтики, аргументировать свою точку зрения на биоэтическую проблему; демонстрировать сформированность умений академического чтения и письма, устного научного изложения материала
-уметь применять навыки диалога и ведения дискуссии по проблемам биоэтики на практике, воспринимать альтернативы решения проблем в биоэтике;
-проявлять навыки бесконфликтного общения в профессиональном коллективе, с пациентами
3. Студент должен владеть:
-приемами и навыками общения в поликультурном коллективе;
-способностью осуществлять профессиональную деятельность с ориентацией на современные достижения биоэтического знания.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендованной литературы:
1. Документы по биоэтике Совета Европы: резолюции, рекомендации, мнения.
А. Парламентской ассамблеи декларации, хартии, конвенции.
Б. Женевская декларация (1948).
В.Всеобщая декларация прав человека (1948).
Г.Нюрнбергский кодекс (1949).
Д.Международный кодекс медицинской этики (1949).
Е. Хельсинкская декларация (1964).
Ж.Лиссабонская декларация (1981).
2. Конвенция по защите прав и достоинств человека в связи с развитием биологии и медицины:
А.Конвенция о правах человека и биомедицине (1996).
Б.Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997).
В.Основы социальной концепции Русской Православной церкви (2000 г.). Г.Хартия работников здравоохранения Папского Совета по апостольству для работников здравоохранения.
Д. Документы Общественно-церковного Совета по биомедицинской этике Московского патриархата.
3. Практическая часть-решение ситуационных задач, деловая игра «Участие в медицинских экспериментах и права личности».
2. Ответить на вопросы самоконтроля:
1.Какие направления развития биологии и медицины требуют биоэтического регулирования?
- Какие права человека чаще нарушаются в рамках проведения биомедицинских исследований?
- Перечислите основные направления деятельности биоэтических комитетов в современном мире.
3. Решить ситуационные задачи:
1. В ходе операции у пациента был взят кусок ткани, из которого впоследствии были извлечены клетки и выращена культура, на которой проводилась экспериментальная работа.
Какой принцип биомедицинской этики был нарушен, когда без согласия пациента использовались клетки, содержащие его генетический код?
2. В рамках научно-исследовательской работы доктор проводит сравнительный анализ двух методов лечебной физкультуры при травмах конечностей у детей. Один из них традиционный, старый, в свете новых представлений в чем-то неправильный. Другой – недавно разработанный и чрезвычайно эффективный.
Какие этические правила нарушены по отношению к пациентам в контрольной группе?
Алгоритм решения ситуационных задач:
4. Внимательно ознакомьтесь с содержанием задачи.
5. Постарайтесь ответить на вопросы задачи.
6. При ответе на вопросы постарайтесь аргументировать свою точку зрения, опираясь на взгляды философов, мыслителей в области истории медицины, социологии и политологии.
Приведите примеры из современной практики организации здравоохранения и социальной действительности. Постарайтесь соотнести ситуацию с современными нормами российского (зарубежного) законодательства.
Рекомендованная литература
Основная литература
1. Лопатин П.В., Карташова О.В.Биоэтика.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 272 с.
2. Хрусталев, Ю.М.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 450 с.
3. Кэмбелл, А.Медицинская этика М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2010.- 400 с.
Дополнительная литература
1. Биоэтика [Текст] : метод. указ. по подготовке к семинарским занятиям и материалы для самостоятельной работы студентов спец. (060105)-"Стоматология"/ Сост. Л.Г. Сахарова Киров:Кировская ГМА, 2010-32 с.
2. Лукьянов, А.С. Биоэтика с основами биоправа [Текст]/А.С. Лукьянов.-М.:Научный мир, 2008.-342 с.
3. Лопатин, П.В., Карташова, О.В.Биоэтика. Рабочая тетрадь. М.: ГЭОТАР, Медиа, 2010.-272 с.
Методические указания подготовлены к.и.н. доцентом /Л.Г. Сахарова/
Методические указания по аудиторной работе утверждены на заседании кафедры социальных наук
«_05_»марта _2012 г. Протоколом № 8
Подпись зав. кафедрой /Л.Г. Сахарова/
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
кафедра социальных наук
Методические указания
для студентов 2 курса
Специальности (направление подготовки): «Педиатрия» (очная форма обучения)
по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Биоэтика»