Философские основы административного права

Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административно-правовое регулирование производится посредством:

а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;

г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Особенностью отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

В философском осмыслении феномена административного права следует исходит из того, что оно определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государством и гражданами, и т. д.

Для административного права характерны преимущественно императивные методы регулирования общественных отношений на основе действующего закона и подзаконных актов органов исполнительной власти. Философски, закон – это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном. Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые процедуры, процессуальные формы, правовой статус правовой режим и т.д. Различия между ними чисто функциональные, а не сущностные.

Существуют различные точки зрения на соотношение права и закона. Одна из них сводится к тождественности права и закона; основной аргумент её сторонников: право обретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне закона право быть, не может. Другая, заключается в утверждении, что право нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает в себя и естественное право не обязательно фиксируемое в законах. Третья точка зрения настаивает на том, что, поскольку право – это продукт общества, а закон – продукт государства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти.

Разграничение права и закона имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных.

Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого.

Право реализуется через юридические законы и государственную власть. Так, например, основные принципы правового государства – «господство закона во всех сферах общественной жизни» и « связанность законом самого государства и его органов» означают, что есть государство, которое санкционируется правом, а также есть право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер.

Государство через государственную власть, которая носит публично – правовой характер, с помощью юридических законов создаёт правовые условия для своих граждан; обеспечивает правопорядок в обществе.

От расстановки дозволенности и запретов решающим образом зависит строй, характер, интенсивность правового регулирования. Без изменения в этой области невозможно построить правовое государство, где будет соединена сила права с силой закона.

Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества. Закон реализуется через власть.

Власть - это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого. Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.)

Соотношение власти и права является ключевой проблемой в философии права. Право и власть находятся в противоречивом единстве.

С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов. С другой стороны, «власть является антиподом права», т.е враждебна ему.

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать её в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать её в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

Правопорядок является непременным атрибутом государства. Проблема порядка всегда стояла в центре внимания философско-правовой мысли. Хаос, порядок и беспорядок рассматривались как отношения, связи. Порядок предполагает наличие устойчивых и необходимых связей, образующих устойчивые системы.

Беспорядок – это нарушение, изменение отдельных связей системы. А хаос – полное исчезновение устойчивых и необходимых связей, разрушение системы, её дезорганизация.

Государство призвано, в том числе и с помощью норм административного права, для того, чтобы создать условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка.

Еще И.А. Ильин отмечал «…порядок жизни, признанный лучшим, признается лучшим не только для кого-нибудь отдельного, единичного человека, но и для всех людей, обладающих особыми предупредительными свойствами, например для ученых, для рабочих, для правительственных чиновников и т.д.».

Порядок является человеку как объективно существующее, устойчивое, повторяющееся отношение. В обществе порядок поддерживается при помощи норм, обычаев, традиций.

Ключевым звеном для административного права являетсянорма -правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Но для правоприменения необходимо, чтобы эта норма санкционировалась и охранялась государством.

Норма поддерживается определенными санкциями – поощрениями или наказаниями.

Правовые нормы регулируют поведение людей с позиций «законного» и «незаконного», это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Все многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения.

Правопорядок- основная на праве такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Состояние правопорядка, т.е доминирующий способ его бытия, зависит от характера динамического равновесия между взаимодействующими социальными субъектами.

Неукоснительное следование закону в повседневной реальности – один из путей достижения порядка в обществе. Этому и должно способствовать административное право.

3. Некоторые аспекты философии других отраслей права

Учение о гражданском праве принято называть «цивилистикой».Оно пришло из римского права, там под «гражданским правом» (лат. Ius civile) понималось право, действующее для граждан Рима и используемое преторами для решения споров между ними.

В дальнейшем ius civile стало отождествляться с частным правом (ius privatum). В процессе рецепции римского частного права европейскими правопорядками это понятие было перенесено в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civile, civil law)

В романо-германской правовой семье под гражданским правомпонимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское право является ядром частного права.

В англо-саксонской правовой семье под «гражданским правом» (англ. Civil law), как правило, называют правовые системы континентальной (романо-германской) правовой семьи.

В российской цивилистике гражданское право определяется как самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Оно строится на следующих принципах: признание равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством; неприкосновенность собственности; свобода договора; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита нарушенного права.

В цивилистике ключевой философской категорией является понятие «общего блага». В самом общем виде под общим благом в истории общества понимали то, что имело для человека положительное значение, положительный смысл.

Правовой аспект общего блага имеет свои специфические правовые характеристики.

Одной из таких характеристик является свобода.Она предполагает независимость в рамках дозволенного и недозволенного. Общий интерес и общая воля носителей различных частных интересов и воль - если они хотят быть свободными - состоят в формировании, утверждении и действии всеобщей правовой нормы, общеобязательного для всех права.

Чтобы частные воли были свободны, нужна общая норма о равных и одинаково справедливых условиях их свободы - в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концепции общего блага.

В данной концепции выражено то принципиальное обстоятельство, что право - это минимально необходимое всеобщее нормативное условие для максимально возможной свободы. При этом имеется в виду свобода (свобода воли) для всех участников отношений, подпадающих под действие соответствующей правовой нормы, - независимо от того, идет ли речь о сфере действия внутреннего или международного права.

Следующая правовая характеристика общего блага – равенство. Оно предполагает соразмерность, эквивалентность свободы, которой располагают разные люди. Равенство устанавливает равную меру для всех в их совместной жизнедеятельности, оно дает возможность формально (т.е. не фактически, а на уровне принципа) предоставить всем членам общества равные возможности, равные права на конкретные блага: на образование, на судебную защиту, на труд и т.п.

Но формальное равенство одновременно предполагает и неравенство (в труде, в образовании и т.д.), ведь все люди разные, и лишь формальное равенство как элемент общего блага устанавливает единый масштаб, который и позволяет обнаружить фактическое неравенство в рамках правового поля и влиять на него.

Наконец, философско-правовой аспект общего блага неразрывно связан со справедливостью как субценностью – общезначимым соответствием должного и сущего, наличием и обеспечением неотъемлемых прав человека как разумного и правового существа.

Справедливость всегда соотносилась с формальным равенством в правах и ответственности, с эквивалентностью кары - содеянному, с правомерностью (т.е с соответствием праву). Следовательно, правовая роль справедливости заключается в том, что она призвана ликвидировать привилегии, утвердить равенство и свободу людей

Ценностные характеристики общего блага совпадают с сущностными характеристиками права. Таким образом, право это и есть элемент общего блага, ибо только права обеспечивает равенство, свободу и справедливость. И наоборот, общее благо есть результат функционирования права. В силу этого и само право есть благо.

Особая правовая система, регулирующая отношения между субъектами международного сообщества посредством юридических норм называется международным правом.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются приоритетной составной частью её правовой системы».

Оно строится на следующих общих принципах права: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость государственных границ; территориальная целостность государств; мирное разрешение международных споров; невмешательство во внутренние дела; равноправие и самоопределение народов; уважение прав человека; сотрудничество и добросовестность при выполнении международных обязательств.

Кроме того выделяют специальные принципы, характерные только для международного права: автономия сторон; режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; реторсия (правомерные принудительные действия государства в ответ на недружественный акт другого государства) и др.

Уголовное право имеет своим предметом определение преступлений и определение наказаний. Основания таких определений, или исследованием самих понятий преступления и наказания в их внутренней сущности, - эта философия уголовного права, с одной стороны, частью или, пожалуй, надстройкой уголовно-юридической науки, с другой стороны, как важнейший отдел «философии права» входит в круг философских учений, теснейшим образом примыкая здесь к нравственной философии, или этике. (Соловьев В.С. Право и нравственность. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 192 с. стр. 46).

Диалектический (философский) метод в уголовном праве заключается в использовании в уголовно-правовом исследовании основных законов и категорий диалектики. Законы диалектики касаются общих вопросов теории развития уголовного права.

Категории (необходимость и случайность, причина и следствие, форма и содержание, сущность и явления) в своей совокупности являются отражением наиболее общих законов развития. Законы и категории диалектики служат способом отыскания новых результатов, методом движения от известного к неизвестному.

Практический характер диалектического метода подтверждается, например, в установлении причинной связи между общественно-опасным деянием и преступным последствием.

В отечественной литературе имеется ряд работ посвященным изучению конкретных категорий в философском и правовом, в т.ч. уголовно-правовом, аспекте, необходимости учитывать при исследовании правовых, в т.ч. уголовно правовых, категорий значение этих категорий в философском смысле, проблемам включения в категориальный аппарат уголовного права философских категорий и другим проблемам соотношения философских и правовых категорий.

Подробно исследуется категория свободы, на предмет понятия свободы как философской и правовой категории. Уголовно-правовой механизм защиты личной свободы человека и гражданина в России нуждается в серьезных коррективах, которые должны проходить с учетом полученного зарубежного и отечественного опыта.

Феноменом духовной реальности, привлекающем повышенное вниманиеявляется категория интерес. Выделяют три периода в исследовании философии интересов: досоветский, советский и постсоветский, каждый из которых отличается не только хорошо известным социалистическим бытийным контекстом, но и особыми философско-мировозренческими спецификациями.

Интерес – сложнейший факт и реальности, и философской рефлексии, скрывающей свою внутреннюю сущность самыми разнообразными способами, и это накладывает свой отпечаток на открытие того, что составляет его природу и бытие в жизненном мире.

Интересы широко и многогранно представлены в правовой реальности, образуя, наряду с другими феноменами, субстанциональные основания правовых отношений, правосознания, правовой культуры.

Философская категория справедливость имеет важное значение формировании теоретических выводов в правовой науке, в том числе в уголовном праве. Эта категория является понятием о должном, связанным с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.

Рассматриваемая нами категория относится в разряд философских именно ввиду своей абстрактности и относительности. Еще Сократ задавался вопросом: если говорить правду, не вводить в заблуждение и приносить пользу - справедливо, то лгать, вредить и водить в заблуждение - несправедливо? И отвечал сам себе, что справедливо также вредить своим врагам и обманывать друзей ради их же пользы. Как такое зыбкое понятие определяет дух права, представляющего собой совокупность упорядоченных правовых норм.

Необходимость учитывать философское значение категории цель. Оно не является строго юридическим. При определении понятия "цели юридической ответственности" следует исходить из категории "цель" в философском понимании. Цель - это некий идеальный положительный результат, для достижения которого предпринимаются какие-либо действия. Для того чтобы начать действовать, нужно поставить некоторые цели или единую цель. Цель является идеальным внутренне побуждающим мотивом.

В теории причинной связи существуют две основополагающие категории: причина и условие. Теория причинной связи в уголовном праве основывается на философском понимании причинности. Условие, генетически не порождая преступного последствия, в большинстве случаев не может быть основанием уголовной ответственности.

Дискуссионной является проблем истины в уголовном судопроизводстве. В уголовном судопроизводстве истинным можно считать только то, что обосновано определенной совокупностью доказательств, собранных в установленном законом порядке, и если такие условия соблюдены, то можно считать, что реконструкция событий наиболее вероятно приближена к действительности.

Уголовное право широко пользуется такими философскими и этическими понятиями, как свобода и необходимость, причинная связь, долг, честь. Также отметим, что категориальный аппарат уголовно-правовой науки должен формироваться сообразно не только с задачами соответствующей отрасли права, но и с методами их решения.

Таким образом, можно отметить довольно широкое использование отечественной уголовно-правовой доктриной философского категориального аппарата.

Суть преступного акта лежит в способности человека принимать в качестве максимы своего поведения какой-либо императив. Добровольное следование человека определенному императиву мы оцениваем в категориях «добра» и «зла», которые есть основа этики и этических норм, лежащих, в свою очередь, в основании любой правовой системы. Категории «добра» и «зла» должны быть поняты ясно и непредвзято, как первоосновы, и, исходя из этих первооснов, мы можем вершить правосудие.

Заключение. Взаимодействие повседневной реальности в различных сферах общественной жизни и права, как системного мира – называется правовой реальностью. В основе системы российского права, его различных отраслей лежит философское осмысление этих правовых явлений, позволяющее глубже понять их смысл.

4. ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»

Задание 1. Аргументируйте свою позицию по следующим вопросам:

1. Существует ли российская философия права?

2. Какие аргументы представителей каждого из названных типов понимания права являются наиболее обоснованными?

2.1. Естественное право;

2.2. Социологическая юриспруденция;

2.3. Интегративная юриспруденция.

Возможна ли интеграция различных типов понимания права?

3. Идея справедливости и судебные решения: позитивистский и естественно-правовой подходы.

4. Свобода, равенство и справедливость с точки зрения коммуникативного подхода к праву

5. Человек – мера всех правовых вещей? В какой мере право определяется человеком.

6. Является ли коммуникация необходимой предпосылкой и субстанциональной основой права?

7. Требует ли глобализация пересмотра традиционных правовых теорий?

8. Правитель Вавилонского государства Хаммурапи так описывает процедуру пользования законом в обеспечение «правды и справедливости»: «Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставят прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце…». Аргументировано подведите или опровергните данное утверждение. (Законы вавилонского царя Хаммурапи. Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Т.1. Античность и восточные цивилизации. М., 1999. С. 51.).

9. Председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедев считает: «Кажется, века лежат между библейскими словами и сухими формулировками современных Законов, но в то же время очевидна актуальная созвучность норм Библии и Конституции». Аргументировано подведите или опровергните данное утверждение. (Философия права Пятикнижия /Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Б. Рашковского. Составитель П.Д. Баренбойм. Сборник статей - М.: Издательство «ЛУМ», 2012.

10. Первая статья Всеобщей декларации прав человека, принятая в 1948 году, гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах. Они наделены разумом и совестью, должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Некоторые философы и правоведы считают, что в данном положении использованы библейские заветы. Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.

11. Наказание людей по закону предполагает, что сила государства используется в самой грубой форме. Наказание означает, что с людьми обращаются плохо, отнимая их свободу (тюремное заключение), или собственность (штрафы), или жизнь (смертная казнь). Поскольку все это — зло, необходимо серьезное обоснование для таких действий со стороны государства, нужен аргументированный ответ на вопрос: почему правильно так обращаться с людьми? Дайте свою аргументацию ответа на этот вопрос.

12. И. Кант считал: ««Юридическое наказание никогда не может осуществляться только как средство для достижения другой цели либо в отношении самого преступника, либо в отношении гражданского общества, но должно во всех случаях осуществляться только потому, что индивид, который ему подвергается, совершил преступление». Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

13. И. Кант считал, что важно наказывать преступника пропорционально серьезности его преступления, то есть небольшими наказаниями за небольшие преступления и большими за большие: «Но каков способ и мера наказания, которую общественная юстиция берет в качестве своего принципа и стандарта?». Дайте свой аргументированный ответ на этот вопрос.

14. В центре коммуникативной теории Дж. Хэмптона — проблема нарушения прав человека. Главное по Дж. Хэмптон, состоит в том, что наказание — это «нанесение поражения» преступнику, чье нарушение прав других людей есть унизительное для жертвы преступления выражение господства, власти преступника над жертвой. И наказание должно быть суровым, предусматривать страдания преступника (пропорционально серьезности преступления). Но можно ли применять такой подход ко всем преступлениям?

15. Одной из главных проблем философии права является проблема определения самого понятия «право» или «закон». На протяжении веков ведутся дискуссии по этому вопросу. Даются самые разные, порой странные и неожиданные ответы. Учебники по философии права часто посвящают целые главы детальному обсуждению того, чем является и чем не является право. Почему эта проблема вообще существует? Почему она так важна?

16. Если Вас окружат бандиты и потребуют отдать им деньги, угрожают смертью в случае неповиновения. Уголовный кодекс тоже требует от Вас определенного поведения и тоже угрожает разными наказаниями (в том числе и смертью), если вы не подчинитесь.

Так есть ли разница между требованиями закона и требованиями бандитов? Каково соотношение права и принуждения?

17. И право, и мораль ограничивают свободу нашего поведения, накладывают на нас определенные обязанности, говорят о долге, ответственности и т.д. Очень часто они требуют одного и того же, например, запрещают убийство и изнасилование. Поэтому иногда трудно провести грань между правом и моралью. Каково соотношение права и морали? Есть ли между ними различия?

18. Никто не отрицает существования правовых норм. Но что такое нормы права? Чем они отличаются от других норм, например, от правил этикета, обычаев? Можно ли считать, что правовые системы состоят исключительно из правовых норм, или в них есть что-то еще? Как быть с тем, что судьям приходится выносить приговор и в тех случаях, когда нормы права неясны, или противоречивы?

Что же такое нормы права, и сводится ли право только к нормам?

19. Среди юридической научной общественности продолжается спор о роли и месте философии права. Суть его можно свести к следующим позициям:

1) Проф. О.В. Мартышина полагает, что теория государства и права как комплексная общетеоретическая наука включает в себя три компонента: юридическую догматику, философию права, социологию права.

2) Акад. B.C. Нерсесянц и проф. В.П. Малахов - философия права является частью не теории права, а юриспруденции, т.е. всей совокупности юридических наук.

3) Чл.-корр. РАН Д.А. Керимов считает философию права частью теории права, но признает за философией права "относительную самостоятельность и автономность".

Какой позиции придерживаетесь Вы? Ответ аргументируйте.

20. Почему одной профессионально-юридической подготовки недостаточно для того, чтобы правильно и компетентно разбираться в своей работе, а необходимо ещё хорошо знать основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности?

21. Можно ли опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, логически вывести из философии права знание о строении права, правовой системе, правоотношениях, субъектах и объектах права?

22. Что такое «золотое сечение» и какой древнегреческой школой оно выработано? Применимо ли оно в праве?

23. Приведите доказательства бытия Божиего, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?

24. Многие люди разделяют всеобъемлющую формула: «Брать от жизни все». Существует по меньшей мере три варианта её реализации: 1) брать больше, чем вкладываешь; 2) не брать и не вкладывать; 3) брать меньше, чем вкладывать. Какой из этих вариантов Вы разделяете? Ответ аргументируйте.

25. В диалоге Цицерона «Об ораторе» описывается случай, когда адвокат истца упорно добивался разрешения претора на завышенную сумму иска, а адвокат ответчика напротив стремился всячески снизить сумму искового требования. Цицерон назвал действия обеих сторон как безграмотные. Почему?

26. Найдите во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции прав человека и основных свобод, Конституции РФ права и свободы, базирующиеся на нормах естественного права. Ответ аргументируйте.

27. Правильное ли на ваш взгляд дал определение понятия права римский юрист Цельс: «право – это искусство добра и справедливости»? Обоснуйте ответ. Проанализируйте данное высказывание и разъясните его смысл.

28. Как вы понимаете следующее высказывание Цицерона в его знаменитой работе «О государстве»:

«Государство – это достояние народа, а народ – это не любое соединение людей, собранных вместе каким либо образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общей пользы»

29. Некоторые философы-материалисты прошлого, признавая причинную обусловленность поведения человека в обществе, часто оказывались в западне: если признать, что все поведения человека причинно обусловлены, социально детерминированы, тогда нет свободы воли и возможности выбора. Но тогда человек не суверенен, он марионетка в руках слепых сил общества, его нельзя судить за совершенные поступки. Как выйти из этого затруднения? Где ошибка в подобных рассуждениях?

30. Можно ли достичь свободы, когда все, буквально все запрещено?

Задание 2. Выработать практические навыки:

─ философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологий правовой науки.

1. В Дигестах Юстиниана дается следующее определение свободы:

«Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено законом».

Дайте правовой и философский комментарий этого положения.

2. Хаммурапи так описывает процедуру пользования законом в обеспечение «правды и справедливости»: «Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставят прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце…»

2. И. Кант вывел свое правило нравственности: «Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло бы быть желанным для тебя законом общежития». Дайте философский и правовой комментарий данному утверждению.

3. Учение о Дао и принцип недеяния в даосском трактате «Дао дн цзинь». (Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. Т. 1. М., 1972. С 114-138.). Каким может быть человек достигший гармонии с Дао?

4. Учение о «Благородном муже» и принципах управления государством в трактате Конфуция «Лунь-юй»: Какими качествами должен обладать «благородный муж»? На чем основано справедливое управление государством? (Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. Т. 1. М., 1972. С 139-174.)

5. Учение о Брахмане и бессметной душе, о карме и пути освобождения в индуистском трактате «Бгахават гита». (Бгахават гита. Полн. Изд. С подлинными санскритскими текстами. Ф 2 т. М., Л., 1990. Гл 2, 3, 7, 9, 10, 12, 15). Что такое карма? Почему деятельность человека должна соответствовать долгу, а не личной выгоде?

6. Благородные истины буддизма и учение о нирване в поэме Ашвагхоши «Жизнь Будды». (Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990. С. 155-165, 172-173, 218-229). В чем сущность четырех «благородных истин»? Что такое «Колесо Закона»?

7. Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство». (Платон. Государство //Платон. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 145-152, 217-232, 356-382). Какие четыре формы правления исследует Платон? За что Платон критикует демократию?

8. Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля. (Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376-384, 444-446). Как Аристотель определяет понятие гражданина и государственного устройства? Как он определяет сущность государства?

9. О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О Граде Божием». (Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. С. 160-166)Почему Августин называет государства «разбойничьими шайками»? В чем различие между царством земным и небесным?

10. Проблема соотношения власти и морали в трактате Макиавелли «Государь». (Макиавелли Н. Государь. Рассуждения в первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Мн., 1988). В чем, согласно Н. Макиавелли, заключена тайна сильной власти государя?

11. Т.Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан». (Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. //Т.Гоббс. Избр. Произведения: В 2 т. Т. Т. 2. М., 1964. С. 149-154, 192-197. 233). В чем заключается суть общественного договора по Гоббсу?

12. Идея естественных прав и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении». (Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 306-314, 316-327). Какие права каждый член общества передает государству в процессе заключения общественного договора? Какие ветви власти выделяет Дж. Локк, в чем заключаются их функции в государстве?

13. Ж.-Ж. Руссо о сущности общественного договора и принципах справедливости в трактате «Об Общественном договоре, или Принципы политического права». //Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 159-174). В чем, согласно Руссо, состоит сущность общественного договора? Что теряет и что приобретает человек, заключая общественный договор?

14. И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов». (Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 225-264). Как возможен категорический императив? В чем различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости?

15. Г. Гегель о философии права. (Гегель Г.В. Философия права. Предисловие. М. 1990. С. 44-58). Какие задачи ставит Гегель перед философией права? В качестве какого единства, считает Г. Гегель, возможно постичь действительность государства и права?

16. К. Маркс о материалистическом понимании истории. (Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1985. С. 5-9). Что, согласно Марксу, составляет экономическую основу общества? Какие общественно-экономические формации выделяет К. Маркс?

17. М. Вебер о государстве и типах политического господства в работе «Политика как призвание и профессия». (Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 644-654). В чем усматривает М. Вебер сущность государства? Какие основания лигитимного господства выделяет М. Вебер?

18. О. Шпенглер «Закат Европы». (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Ч. 1. М., 1993. С. 128-182). Как определяет О. Шпенглер цивилизацию? Каковы её отличительные черты?

19. Бердяев Н.А. «»Философия свободы. Смысл творчества». М., 1989. С. 476-498). Каков смысл категории «общественности»? В чем состоит её роль в структуре творчества? Как Н.Бердяев оценивает смысл истории?

20. В. Соловьев «Чтения о Богочеловечестве». (Соловьев В. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 152-170). В. Соловьев европейского человечества к истине. В. Соловьев о роли и социальной миссии Церкви.

21. Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество». (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1989. С. 15-58). Из каких компонентов складывается понятие «постиндустриальное общество»? В чем его значение?

22. Р. Декарт в своих «Началах философии» писал: «…каждый народ тем более гражданственен и образован, чем больше в нем философствуют». Проанализируйте это положение Декарта.

23. Кому из философов Нового времени принадлежит идеологема «Свобода есть осознанная необходимость». Дайте ей философско-правовой анализ.

24. Сопоставьте философию права Гегеля и Канта. Что общего и отличительного в их учениях?

24. Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?

25. Проанализируйте высказывание В.И. Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

26. Римские юристы говорили, что «брак создается не сожительством, но согласием супругов» (D. 35, 1, 15; 50, 17, 30). Что это значит? Дайте правовую оценку этому высказыванию.

27. Как вы понимаете слова Ж.Ж. Руссо: «Достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от своей свободы — значит отказаться от человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей. Такой отказ несовместим с человеческой природой»?

28. Сравните положения советских Конституций 1936, 1977 годов с современной Конституцией Российской Федерации. Какие черты Конституции РФ позволяют сделать вывод о продвижении России к правовому демократическому государству?

29. Выделите форму и содержание в следующих явлениях:

а) монархия; в) республика; г) социализм; д) либерализм; е) абсолютизм.

30. Выявить, какие правовые идеи и ценности реализованы в федеральных законах:

‑ от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

‑ от 25 декабря 2012 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

‑ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

‑ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»

Философия и право

1.1. Система нормативного регулирования отношений в обществе, опирающаяся на авторитет государства:

1) право, 2) мораль, 3) религия.

1.2. Направление культуры, охватывающее всю совокупность духовных и материальных, теоретических и практических элементов правовой жизни общества:

1) юриспруденция, 2) правовая культура, 3) правопорядок.

1.3. Совокупность общих представлений о природе права, правовых ценностях, принципах правовой деятельности:

1) правовые убеждения, 2) правовые науки, 3) правовое мировоззрение.

1.4. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

1) история, 2) философия, 3) социология.

1.5. Область знаний, связывающая философию и право, форма философской рефлексии правовой деятельности:

1) общая теория права, 2) правоведение, 3) философия права.

1.6. Целостная философская концепция сущности, содержания, основных проявлений права:

1) феноменология права, 2) философско-правовое учение, 3) антропология права.

1.7. Проблема, возникающая в процессе развития права и предполагающая обращение к философии для своего разрешения:

1) юридическая проблема, 2) философская проблема, 3) философско-правовая проблема.

Предмет философии права

2.1. Общее предназначение философии права в системе правовой культуры:

1) формирование правового мировоззрения, 2) формулирование правовых ценностей, 3) выработка критериев истинности правового познания.

2.2. Функция философии права, связанная с анализом места права в общей картине бытия:

1) воспитательная, 2) онтологическая, 3) идеологическая.

2.3. Относительно самостоятельный фрагмент бытия, подвергаемый изучению со стороны науки и философии:

1) объект познания, 2) объективная реальность, 3) субъективная реальность.

2.4. Наиболее полный объект философии права:

1) правовая действительность, 2) правовые идеалы и ценности,3) правовые отношения.

2.5. Образ объекта познания, сформированный в результате познавательной деятельности, выраженный в понятиях и закономерностях соответствующей науки:

1) научная гипотеза, 2) предмет познания, 3) философские основания науки.

2.6. Раздел философии права, изучающий процессы зарождения и развития философско-правовых учений:

1) история философии права, 2) история государства и права, 3) история политических и правовых учений.

2.7. Характерная закономерность эволюции философии права:

1) господство одного подхода, 2) логическая неоформленность, 3) плюрализм школ и направлений.

Наши рекомендации