Кодировка качественных данных
В количественном исследовании кодировка — чисто техническая рутинна процедура, для выполнения которой, как правило, приглашают вспомогательны обслуживающий персонал. В качественном исследовании кодирование имее другую роль и значение. Исследователь организует необработанные данные концептуальные категории и создает темы или концепции, которые затем исполь зует при анализе данных. Таким образом, кодировка становится интегративно! частью анализа данных. Она направляется исследовательскими вопросами и ве дет к новым вопросам. Она освобождает исследователя от путаницы в деталя сырьгх данных и подвигает к более высокому уровню размышления о них. Коди рование также подвигает исследователя к теории и обобщениям.
М. Майлз и А. Хаберман дают следующие определения исследовательским кодам: «Код представляет собой аббревиатуру или символ, прилагаемый к сегменту слов, чтобы классифицировать эти слова. Коды являются категориями. Они обычно происходят из исследовательских вопросов, ключевых концепций или важных тем. Они являются восстанавливающими или организующими способами, позволяющими аналитику быстро замечать, выхватывать и размещать в кластеры все сегменты, относящиеся к определенным вопросам, гипотезам, концепциям или темам». «Код представляет собой ярлык или символ для отнесения смысловых единиц к информации, полученной во время исследования. Коды обычно приписывают к «кускам» различного размера: словам, предложениям, периодам или целым параграфам, связанным с особой ситуацией».
Ансельм Стросс выделяет три вида кодировки качественных данных. В соответствии с ними исследователи просматривают данные трижды, используя каждый раз различную кодировку. Причем Стросс предупреждает: «Для неопытного исследователя кодирование — операция наиболее сложная для понимания и овладения...».
Открытое кодирование (Open Coding)
Исследователь производит открытую кодировку во время первого прохода через недавно собранные данные. Он намечает темы и приписывает первичные коды или маркирует их, осуществляя первую попытку сконденсировать массу полученных данных в категории. Он медленно читает полевые заметки, исторические источники или другие данные, разыскивая решающие термины, ключевые события или темы, которые затем отмечаются. Он готов к созданию новых тем и к изменению этих первичных кодов в последующем анализе. Теоретическое обрамление помогает только тогда, когда оно используется гибко.
Открытое кодирование выносит темы на поверхность из глубин данных. Темы находятся на достаточно низком уровне абстракции и происходят из пред-варительных исследовательских вопросов ученого, концепций, имеющихся в литературе, терминов, используемых в социальном окружении, или из новых мыслей, возникших при погружении в данные. Как предупреждают Л. Шац-ман и А. Стросс, для исследователя важно увидеть абстрактную концепцию в конкретных данных, а затем вернуться назад и сосредоточиться между абстрактными концепциями и специфическими деталями. В сравнительно-исторических исследованиях также используется открытое кодирование.
Исследователь делает список тем после открытого кодирования. Этот список служит трем целям:
1. Он помогает с первого взгляда увидеть возникающие темы.
2. Он стимулирует к поиску тем в последующем открытом кодировании.
3. Список используется для построения универсума всех тем в исследовании, которые затем реорганизуются, сортируются, комбинируются, отбрасываются или простираются на будущий анализ.
Качественники различаются по тому, насколько полно и как много деталей они кодируют. Некоторые кодируют каждую строчку или каждые несколько слов; другие кодируют параграфы и утверждают, что многие данные не кодируются и являются «шлаком». Степень детализированности в кодировании зависит от исследовательской задачи, «богатства» данных и целей исследователя.
Открытое кодирование приводит к аналитическим заметкам или мемо, которые исследователь пишет для себя во время сбора данных.
Осевое кодирование (Axial Coding)
Это второй проход сквозь данные. Во время открытой кодировки hccj дователь фокусируется на самих данных и приписывает кодовые значен темам. Он или она не задумывается о связи между темами или выработ концепций, которые их объясняют. Напротив, в осевом кодировании иссг дователь начинает с организации набора первичных кодов или предварите/ ных концепций. В этом втором проходе исследователь фокусируется бол на первичном кодировании, нежели на самих данных. Добавочные коды и новые идеи могут возникнуть во время прохода, и исследователь их отмеч ет. Но основная задача состоит в обзоре и проверке первичных кодов. Он и. она движется в направлении организации идей и тем самым устанавливав ось ключевых концепций в анализе.
Во время осевого кодирования исследователь проясняет причины и после ствия событий, условия и виды взаимодействия, стратегии и процессы. Он и. она ищет категории или концепции, которые попадают в один кластер, и ст вит такие вопросы: «Могу ли я разделить существующие концепции на поди мерения или подкатегории?», «Могу ли я комбинировать несколько тесно с относящихся концепций в одну концепцию более общего порядка?», «Мо ли я организовать категории в последовательность (А, затем В, затем С), и. по их местонахождению, или по связи с основной темой моего интереса?». Н пример, полевой исследователь, изучающий жизнь рабочего класса, дел предмет исследования — женитьбу — на части (приготовления, сама церем ния и т.д.). Он или она отмечает все моменты женитьбы, а затем связывает с темой сексуальности, разделения труда в доме, с взглядами на детей и т. Когда основная тема возникает в различных местах, исследователь провод] сравнение таким образом, что становится возможным увидеть новые темы (н пример, различие представлений мужчин и женщин о браке).
Выборочное кодирование (Selective coding)
К тому времени, когда исследователь готов для последнего прохода скво данные, он определяет основные темы исследовательского проекта. Выб< рочное кодирование предполагает просмотр данных и предварительную к< дировку. Затем селективно отыскиваются случаи, которые иллюстрирук темы, и делаются сравнения и противопоставления после того, как процес сбора данных завершен. Исследователи начинают выборочное кодировав после выстраивания концепций и организации всего анализа вокруг нес кол i ких центральных обобщений или идей. Например, исследователь, изучак щий жизнь представителей рабочего класса в портовом баре, принимает р< шение сделать проблему тендерных отношений основной. В селективном кс дировании он или она просматривает свои полевые заметки, отыскивав различия в том, как мужчины и женщины говорят о своих занятиях, свад! бе, разводе, любовных внебрачных связях или отношениях между мужем женой. Затем он или она сравнивает мужские и женские представления oi носительно каждой части темы о браке.
Во время выборочного кодирования основные темы и концепции окончг тельно определяют направление поисков исследователя. Он или она реоргаы зует специфические темы, идентифицированные в предшествующей кодировке,
разрабатывает несколько основных тем. Например, в исследовании жизни рабочих в портовом баре изучаются представления о браке, чтобы понять как тему тендерных отношений, так и тему различных стадий жизненного цикла. Это делается потому, что женитьба может рассматриваться с этих двух точек зрения.