Применение экспертного метода
Экспертный метод оценки
Применение экспертного метода
Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:
- экспертная оценка проводится только в случае, когда нельзя использовать для решения вопроса более объективные методы;
- в работе экспертной комиссии не должно быть факторов, влияющих на искренность суждений экспертов, мнения экспертов должны быть независимы, вопросы, поставленные перед экспертами, не должны допускать различного толкования;
- эксперты должны быть компетентными в решаемых вопросах;
- количество экспертов должно быть оптимальным;
- ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.
Способы формирования экспертных групп следующие:
1 Способ назначения. Члены экспертной группы назначают ответственного лица (руководителя предприятия, главного и т. д.) по приказу которого проводят сертификацию. Решение выработанное экспертом группы будет являться достаточно авторитарным как для руководителя так и для других лиц, использующих результаты сертификации. Этот способ, когда на данном предприятии впервые проводят групповую экспертизу и организатору необходимо обезопасить результаты от возможной критики со стороны других лиц;
2 Способ взаимных рекомендаций. Вначале опрашивают 1 специалиста по рассматриваемой проблеме. При этом он называет других лиц, которые по его мнению должны войти в состав экспертной комиссии. Эти специалисты вновь должны назвать возможных экспертов, включая рекомендации ( при этом соблюдается анонимность рекомендаций). Постепенно круг замыкается. Опыт показывает, что при использовании данного способа в группу попадают специалисты достаточно успешно работающие над данной проблемой, независимо от служебного положения. Этот способ удобен при анализе очень узких специальных проблем.
3 Способ последовательных рекомендаций. Круг специалистов по анализируемой проблеме (эксперт) должен указывать условия при которых проблема может быть решена а он лично может взять на себя ее решение. После этого как эти условия будут установлены, эксперт называет лица, которые могли бы обеспечить достижение указанных им промежуточных целей. В свою очередь эти лица выступающие в качестве экспертов во втором туре опроса, когда выясняют условия достижения промежуточных целей и определяет лиц, которые могут обеспечить достижение промежуточных целей второго уровня.
4 Документационный способ.Этот способ отбора экспертов по их объективным характеристикам. Стаж работы, должность, ученая степень и т. д. Применяется достаточно часто и целесообразно в тех случаях, когда необходимо выяснение мнений группы специалистов.
5 Способ тестирования. Экспертов отбирают из некоторой совокупности возможных экспертов по результатам выполнения ими сертификационных тестов. Данный способ целесообразно применять в тех случаях, когда в дальнейшем отобранным экспертам придется многократно решать однотипные и узкоспециализированные задачи.
Основные требования предъявляемые к эксперту: компетентность, деловитость, заинтересованность в участии экспертной комиссии и объективность.
Компетентность экспертов подразделяется на профессиональную и квалиметрическую.
Под профессиональной компетентностью подразумевают знания различных способов проектирования и производства продукции.
Под квалиметрической компетентностью подразумевают обеспечение немного понимания экспертов, принципов и методов оценки качества продукции. Она предполагает знания методов оценки качества продукции и практическое умение пользоваться ими и использовать разные типы оценочных шкал.
Под деловитостью эксперта подразумевают собранность, способность быстро переключаться с оценки одного на оценку другого, контактность, умение работать с людьми в конфликтных ситуациях, оперативность, обоснованность и мотивация.
Объективность эксперта заключается во внесение им суждений, характеризующих уровень качества оцениваемой продукции. Необъективность эксперта выражается в завышении или занижении характеристик продукции.
Один из методов, обеспечивающий эффективную работу членов комиссии:
- все эксперты имеют одинаковую степень компетентности;
- эксперты не оказывают влияния друг на друга;
- от каждого эксперта требуют ответа: да, нет, пригоден, непригоден.
Принимают то решение, за которое подано не менее 2/3 голосов членов экспертной комиссии.