Тесты к рейтинговой контрольной работе № 2
Тесты к рейтинговой контрольной работе № 1
Вариант 1.
Тема 1. Культурология как наука
1. Культурология—это:
а) наука, изучающая историю и теорию культуры;
б) интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперируя материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социальных, психологических и др. исследований;
в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.
2. Кто из ученых придал термину «культура» ценностную окраску, указывал на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?
а) Ж.-Ж. Руссо;
б); С. Пуффендорф;
в) Вольтер.
3. Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных потребностей человека?
а) А.Р. Рэдклифф-Браун;
б) Б. Малиновский;
в) А.Н. Уайтхед.
4. Какие методы используются в культурологии?
а) эмпирические и компаративные;
б) математического моделирования;
в) структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ;
г) все перечисленные.
Тема 2. Сущность и смыслы культуры
5. Кто из ученых проанализировал культуру с четырех точек зрения: временной или вневременной, обобщающей или уточняющей?
а) Л. Уайт;
б) Э. Трельч;
в) К.Ясперс.
6. Какая культурологическая школа опиралась на тезис родоначальника немецкой культурной антропологии В. Дильтея о принци пиальном несовпадении предмета «наук о духе« и «наук о природе»?
а) культурно-историческая школа;
б) социологическая школа;
в) антропологическая школа.
7. Харизматический тип господства по М. Веберу:
а) основан на рациональном восприятии власти, определяется интересами господствующих и подчиненных;
б) базируется на незыблемости традиций;
в) основан на эмоциональном восприятии власти, когда господствующие используют свои способности убеждать и увлекать
подданных.
8. Структура культуры предполагает, что:
а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг
к другу;
б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта;
в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование.
9. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек-масса»?
а) Д. Белл;
б) Э. Тоффлер;
в) Х. Ортега-и-Гассет.
Тема 3. Типология культуры
10. Типологизация культуры — это:
а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;
б) характеристика различных культур;
в) типы различных личностей.
11. Основаниями типологизации культур могут выступать:
а) этнографические, пространственно-географические, хронологически-временные критерии;
б) социальные критерии, по формам мышления, ценностные критерии, формы обмена информацией;
в) все перечисленные.
12. Период средневековой культуры продолжался:
а) с III по X в.;
б) с V по XVII в.;
в) с I по V в.
13. Для какого ученого цивилизация — это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество материалистических взглядов, вырождение искусства, невостребованность таланта и гения; переход от органического состояния к неорганическому?
а) X. Ортега-и-Гассет;
б) Ф.Ницше;
в) О. Шпенглер.
14. Основное деление субкультур в культуре:
а) на традиционные и инновационно-авангардные;
б) на временные и вневременные;
в) на позитивные и негативные.
Тема 4. Социокультурная динамика
15. Кто из ученых считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение?
а) Г.Г. Гегель;
б) К. Маркс;
в) К.Поппер.
16. Какой ученый, проанализировав экономическое развитие, сформулировал в 20-х годах XX столетия теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер динамики капиталистического хозяйства?
а) А. Тойнби;
б) О. Шпенглер;
в) Н.Д. Кондратьев.
17. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в работе «Третья волна»?
а) аграрная, индустриальная, информационная;
б) присваивающая, капиталистическая, научно-техническая;
в) все перечисленные.
18. Что фиксирует теория смены аналитического и синтетического типов информационных процессов в культуре?
а) эмоциональных и рациональных процессов;
б) смену лево-полушарных и право-полушарных типов познавательных предпочтений;
в) все перечисленное.
19. Синергетическая парадигма рассматривается как: а) знаково-символическая модель культуры;
б) вариант циклической модели культуры; в) комплексное научное направление, включившее в себя дости жения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.
Тема 5. Язык культуры
20. Актуальность проблемы языка культуры связана:
а) с проблемой понимания;
б) с проблемой диалога культур;
в) с проблемой осмысления культуры;
г) все перечисленное.
21. Какие разделы содержит семиотика?
а) эволюционный, информационный, революционный;
б) социальный и гуманитарный;
в) семантика, синтактика, прагматика.
22. Что такое мемы?
а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;
б) биологическая память человечества;
в) все перечисленное.
23. Для кого из ученых термины «сигнал» и «знак» идентичны?
а) Ж. Деррида;
б) Р. Барт;
в)Э. Кассирер
24. Какое направление в науке использует методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов?
а) неоэволюционизм;
б) неофрейдизм;
в) постструктурализм.
Вариант 2.
Тема 1. Культурология как наука
1. К. Поппер делил науки на:
а)пронатуралистические и антинатуралистические;
б) точные и сомнительные;
в) естественные и гуманитарные.
2. Ж.-Ж. Руссо считал культурные народы:
а) «испорченными», морально «развращенными» по сравнению с первобытными народами;
б) «более совершенными», чем первобытные народы;
в) «нейтральными» и «чистыми».
3. Создателем культурного релятивизма является:
а) М. Херсковиц;
б) 3. Фрейд;
в) И. Хейзинга.
4. Главные черты гуманистического типа мышления:
а) осмысление и жизненное воплощение нравственных принци пов, органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и ра зума;
б) эволюционность, структурность, функциональность;
в) психологичность, установку на естественнонаучную парадигму.
Тема 2. Сущность и смыслы культуры.
5. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?
а) социология;
б) философия;
в) антропология.
6. Теория «культурных кругов» Ф. Гребнера развивалась как направление:
а) структурализма;
б) функционализма;
в) диффузионизма.
7. Какие авторы являются представителями структурно-символического направления?
а) Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт. Ж. Лакан. Ю.М. Лот-
ман
б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс; Ч. Моррис; Г. Фишер; М. Блок;
в) все перечисленные.
8. В рамках специализированной культуры организационный блок включает в себя:
а) образование, просвещение, массовую культуру;
б) религиозную, художественную, философскую, научную культуру;
в) хозяйственную, политическую, правовую культуры.
9. Какие основные функциональные блоки культуры выделил Т. Парсонс?
а) экономический, политический, философский, религиозный;
6) адаптивный, целедостигающий, нормативный и интегративный функции производства культуры;
в) все перечисленные.
Тема 3. Типология культуры
10. . Что такое тип культуры?
а) расчленение социокультурных объектов и их группировка по общим основаниям;
б) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других;
в) все перечисленное.
11. Каковы хронологические рамки эпохи неолита?
а) 3 млн. лет до X тыс. до н.э.;
б) VI тыс. до н.э.— до III тыс. до н.э.;
в) III тыс. до н.э.— I тыс. до н.э.
12. Началу эпохи Просвещения соответствует:
а) X в.;
б) XIX в.;
в) XVIII в.
13. Какова познавательная задача типологии культур Н.Я. Данилевского?
а) обосновать гипотетическое существование 4-основного культурно-исторического типа;
б) обосновать кризис западноевропейской культуры;
в) представить концепцию языка культуры.
14. Какие эпохи выделяет К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории»?
а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время,
научно-техническая эпоха;
б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая эпоха, феодальная эпоха, капиталистическая эпоха;
в) дикость, варварство, цивилизация.
Тема 4. Социокультурная динамика
15. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?
а) статические и динамические;
б) циклические, эволюционные, социально-синергетические;
в) позитивные и негативные.
16. Что П. Сорокин считал основой социокультурной динамики?
а) изменение ценностной доминанты в культуре;
б) влияние других культур;
в) классовую борьбу.
17. Какие идеи разрабатывал Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли»?
а) цикличности в динамике этнических систем;
б) связи динамики с ландшафтными изменениями;
в) пассионарности;
г) все перечисленные.
18. Какие типы эволюционных концепций принято выделять?
а) однолинейная, универсальная, многолинейная;
б) линейная и двухлинейная;
в) линейная и зигзагообразная.
19. Чем (из ниже перечисленного) не характеризуются процессы самоорганизации в нелинейных системах?
а) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;
б) хаос необратимо действует на все возможные состояния;
в) новое появляется как непредсказуемое, но в то же имеющееся в спектре возможных состояний;
г) настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего, развитие необратимо.
Тема 5. Язык культуры
20. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что:
а) язык - это продукт культуры:
б) язык - структурный элемент культуры;
в) язык - условие культуры;
г) все перечисленное.
21. Какие разделы содержит семиотика?
а) эволюционный, информационный, революционный;
б) социальный и гуманитарный;
в) семантика, синтактика, прагматика.
22. Кто из ученых считается основателем современной герменевтики?
а) В. Пропп;
б) Г.Г. Гадамер;
в) К. Ясперс.
23. Как называется материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации?
а) знак;
б) текст;
в) артефакт.
24. Кто является автором работ «Умозрение в красках» и «Два мира в среднерусской иконописи»?
а) П. Флоренский;
б) Е. Трубецкой;
в) В. Кандинский.
Вариант 3.
Тема 1. Культурология как наука
1. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?
а) Э. Дюркгейм;
б) М. Вебер;
в) Л.Уайт
2. Какой немецкий философ понимал развитие культуры как совершенствование разума?
а) И. Кант;
б) И.Г. Фихте;
в) И. Г. Гердер.
3. В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?
а) структуральной антропологии;
б) функционализма;
в) психологической антропологии.
4. Какому типу культуры соответствуют понятия: цивилизация, покорение, закон, норма, рассудок, рационализм, анализ, дедукция:
а) гетерогенный;
б) мифологемный;
в) техногенный.
Тема 2. Сущность и смыслы культуры.
5. Кто из английских антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)»?
а) Г.Г. Гадамер;
б) Э.Б. Тайлор;
в) М. Мид.
6. Кто считается основателем социологической школы?
а) П. Сорокин;
б) Платон;
в) В. Вебер.
7. Что такое артефакт?
а) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.
б) исторический факт;
в) все перечисленное.
8. Какие каналы трансляции социально значимого опыта существуют, согласно концепции Э.А. Орловой?
а) сфера образования, СМК, учреждения культуры;
б) экономика, политика, право;
в) наука и техника.
9. Какие сферы проявления массовой культуры выделяются?
а) «субкультура детства», массовая образовательная школа, средства массовой информации, система национальной или государ ственной идеологии;
б) массовая социальная мифология, индустрия рекламы, моды, индустрия физического имиджа, индустрия досуга, Интернет;
в) все перечисленное.
Тема 3. Типология культуры
10. . Кто из ученых является создателем концепции «идеальных типов»?
а) Дж. Хофстед:
б) А.Е. Гленн;
в) М. Вебер.
11. Для типологизации культуры необходимо два условия: выбор основания и...? Что это за условие?
а) познавательная цель (задача);
б) информация;
в) свобода выбора.
12. Классический период древнегреческой культуры:
а) III — II тыс. до н.э.;
б) XI —IX вв. до н.э.;
в) V—IV вв. до н.э.
13. Какие познавательные задачи ставит типологизация культур по формам мышления?
а) позволяет проследить точки психологического напряжения и найти регуляторы для снятия напряженности;
б) позволяет увидеть, как организовывается в данном обществе в определенном социокультурном пространстве взаимодействия, на что они ориентированы;
в) позволяет определить как в той или иной культуре осуществляется выбор решения, как определяется ситуация, на базе чего отбирается информация, какого качества.
14. Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представил концепцию культурно-исторических типов?
а) «Смысл и назначение истории»;
б) «Россия и Европа»:
в) «Кризис нашего времени».
15. П. Сорокин в работе «Кризис нашего времени» выделяет два основных типа культуры:
а) гуманитарный и естественный;
б) антропологический и феноменологический;
в) идеациональный и чувственный.
Тема 4. Социокультурная динамика
16. Через какие эпохи человечество последовательно проходит, согласно закону трех состояний О. Конта?
а) мифологическая, героическая, революционная эпохи;
б) цикличная, привычная и актуальная эпохи;
в) теологическая, метафизическая и эпоха позитивных наук.
17. А. Тойнби в работе «Постижение истории» утверждал, что ка ждая цивилизация проходит в своем развитии стадии:
а) эпохи богов, эпохи героев, эпохи людей;
б) генезиса, роста, надлома, разложения, гибели и смены; в) детства, юности, зрелости, старости.
18. Кто из ученых разрабатывал идеи цикличности политической
жизни?
а) И.Р. Пригожин;
б) А. Шлезингер;
в) Л. Февр.
19. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «глобальный
эволюционизм»?
а) К..Э. Циолковский;
б) В.И. Вернадский;
в) Н.Н. Моисеев.
20. Что такое аттрактор в синергетике?
а) многоуровневая структура системы;
б) точка бифуркации;
в) тенденция структурирования системы, формирования порядка.
Тема 5. Язык культуры
21. Какова классификация языков культуры?
а) естественные, искусственные, вторичные;
б) естественные и неестественные;
в) природные и искусственные.
22. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «семиология» и понимал ее как часть социальной психологии?
а) Ж- Лакан;
б) Р. Барт;
в) Ф. де Соссюр.
23. Что такое мемы?
а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;
б) биологическая память человечества;
в) все перечисленное.
24. Кто из представителей герменевтики утверждал: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста»?
а) Г. Гадамер;
б) Ж. Деррида;
в) В. Дильтей.
25. Символ — это:
а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;
б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;
в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.
Вариант 4.
Тема 1. Культурология как наука
1. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:
а) обработку, возделывание почвы;
б) подражание;
в) украшение.
2. Первое научное определение культуры, которое дал английский ученый Э.Б. Тайлор:
а) Культура—живой организм в действии, изучение структуры которого включает в себя изучение функций структурных элементов в отношении друг к другу, и в отношении к целому;
б) Культура... слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;
в) Культура—это прогресс общества в стремлении к Богу.
3. Основные разделы культурологии:
а) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семантика;
б) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культуры, прикладная культурология;
в) все перечисленные.
4. Специфика социогуманитарного знания заключается в том, что:
а) человек является субъектом и объектом познания;
б) эта область знания имеет оценочный характер;
в) существует своя методология;
г) все перечисленное.
Тема 2. Сущность и смыслы культуры.
5. Какая классификация определений культуры не входит в классификацию А. Кребера и К. Клакхона?
а) описательные, исторические и нормативные определения;
б) психологические, структурные и генетические определения;
в) мифологические, религиозные и трансцендентные определения.
6. Кто из ученых является автором работы «Протестантская этика и дух капитализма», основателем «понимающей социологии»?
а) Т. Парсонс;
б) М. Вебер;
в) М. Хайдеггер.
7. Что не является сущностной характеристикой культуры?
а) содержательное наполнение совместной жизни людей:
б) физиологическое существование человека;
в) ненаследуемая биологическая информация.
8. В соответствии со структурой культуры, предложенной Э.А. Орловой, выделяются два уровня культуры:
а) естественнонаучный и гуманитарный;
б) трансцендентный и рациональный; в) обыденный и специализированный.
9. Какие можно выделить функции культуры?
а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникативную, познавательную, информационную, деятельностную, символическую;
б) рациональную и эмоциональную;
в) все перечисленные.
Тема 3. Типология культуры
10. Что такое основание типологизации культур?
а) признак, по которому устанавливается общность культур;
б) единство многообразия культур;
в) общечеловеческие характеристики культуры.
11. Каковы хронологические рамки эпохи неолита?
а) 3 млн. лет до X тыс. до н.э.;
б) VI тыс. до н.э.— до III тыс. до н.э.;
в) III тыс. до н.э.— I тыс. до н.э.
12. На базе какого основания происходит выделение традиционного и инновационного типа культуры?
а) обмен информацией;
б) универсализм-стандартизация;
в) социальный критерий.
13. В рамках этнографии выделяются следующие классификации культур:
а) географическая и лингвистическая;
б) хозяйственно-бытовая и антропологическая;
в) все перечисленные.
14. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он деление культур на аполлонические и дионисийские?
а) «Рождение трагедии из духа музыки»;
б) «Ноmo sapiens". Опыт определения игрового элемента туры»;
в) «Будущее одной иллюзии».
Тема 4. Социокультурная динамика
15. В какой последовательности проходит смена общественно-экономических формаций, согласно марксистской концепции?
а) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,
капиталистический, коммунистический;
б) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,
коммунистический, капиталистический;
в) первобытнообщинный, феодальный, рабовладельческий,
капиталистический, коммунистический.
16. Какую идею разрабатывал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?
а) полицикличности исторического процесса;
б) эволюционное в истории;
в) прогресса в историческом развитии.
17. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по мнению
И. Шумпетера?
а) ценности;
б) мироощущение;
в) инновации.
18. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю. Яковец?
а) зарождение, развитие, рост, процветание;
б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период;
в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.
19. Кто считается основателями синергетики?
а) Пригожин И. и Г. Хакен;
б) М. Харрис и Дж. Стюарт;
в) все перечисленные.
Тема 5. Язык культуры
20. Какие языки относятся к вторич㭚ым?
а) языки программирования;
б) миф, религия, искусство;
в) все перечисленные.
21. Семиотика — это:
а) наука о возникновении арготических выражений;
б) наука о языках межнационального общения;
в) наука о знаковых системах или семиозисе культуры и знаковой коммуникации.
22. Кто из ученых считал основой изучения знаковых систем сами знаки?
а) Ф. де Соссюр;
б) Ч. Пирс и Ч. Моррис;
в) Ю.М. Лотман.
23. Какие артефакты культуры в рамках современной герменев тики можно отнести к текстам?
а) книги и рукописи;
б) архитектурные сооружения;
в) картины, интерьер;
г) все перечисленное.
24. Какая классификация знаков существует в семиотике?
а) реальные и нереальные знаки;
б) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;
в) естественные, искусственные, вторичные знаки.
Тесты к рейтинговой контрольной работе № 2
Вариант 1.
Тема. Мир человека как культура
1. Кто из ученых в работе «Теология культуры» выражал тревогу
потери смысла в культуре XX века: «созданный человеком мир
объектов подчинил себе того, кто сам его создал, и кто, находясь
внутри него, утратил свою субъективность».
а) П. Тиллих;
б)К. Ясперс;
в) Ю. Лотман.
2. Кому принадлежат эти слова: «Судьба — это царство
случайности... иррациональность, непроницаемый мрак судьбы
превращают судьбу в источник тревоги»?
а) П. Тиллих;
б) Ф. Арьес;
в) П. Сорокин.
3. Как называется культурологический подход, интерпретирующий
культуру как систему ценностей, норм и институтов?
а) гносеологический;
б) аксиологический;
в) онтологический.
4. Кто из исследователей предложил классификацию
ценностей по степени интенсивности их распространения, выделил
доминантные, вариантные и девиантные ценности?
а) Ф. Клакхон;
б) Э. Дюркгейм;
в) К. Льюис.
5. Что подразумевает понятие «инкультурация»?
а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее
безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;
б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры
своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении
и мышлении;
в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
Тема. Мораль и право как феномены культуры
6. От какого латинского слова происходит термин «мораль».
а) обычаи, нравы, поведение;
б) законы;
в) истина.
7. Макросоциальная сфера, на которой проявляется регулятивная
функция морали, означает:
а) повседневные межличностные отношения;
6)моралъвыступает способом оценки людьми действий разного рода социальных
и государственных структур, движений, организаций, а также идей, концепций, идеологий, циркулирующих в обществе;
в) мораль выполняет функцию регулятора деловой активности
8. Что регулируют нравы?
а) морально-нравственные основания, ценности;
б) влияние меньшинства на большинство;
в) законодательную базу общества.
9.Что соответствует конвенциональному типу социокультурных норм?
а) нормы, которые специально создаются в качестве образца для
подражания в литературе, кино, религии;
б) нормы, рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие
силу закона, занимающие промежуточное положение
между институциональными и статистическими нормами;
в) нормы, которые складываются стихийно в той или иной культуре
в виде массового обычая поступать так, а не иначе.
10. Что характеризует право?
а) оно не дозволяет наказывать за нереализованные помыслы;
б) оно пресекает только такие безнравственные поступки, которые
наносят фактический ущерб другим членам общества;
в)все перечисленное.
Тема. Искусство как феномен культуры.
11. В чем заключается специфика культурологического
Подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:
а) в выяснений социокультурных смыслов, типологии, динамики
искусства;
б) в анализе формы художественного произведения,
психологии художественного восприятия и творчества;
в) в исследовании искусства как части целостного
социокультурного пространства, его взаимодействия с другими
феноменами культуры.
12. Кто из культурологов в работе «Ноmо Lидеns. Опыт
определения игрового элемента культуры» показал наличие
игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры:
праве, философии, науке, религии, поэзии, музыке?
а) X. Ортега-и-Гассет;
б) Г. Спенсер;
в) Й. Хейзинга.
13. Как называется работа немецкого философа
Г.Гадамера, которой он анализирует современное состояние искусства?
а) «Дегуманизация искусства»;
б)«Общий смысл искусства»;
в) «Актуальность прекрасного».
14. Кто из мыслителей рассматривал в
своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?
а) П. Сорокин;
6) Х. Ортега-и-Гассет;
в) М. Хайдеггер.
15. Какие закономерности религиозного искусства можно
выделить?
а) символичность, каноничность, обезличенность;
б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;
в) все перечисленное.
Тема. Культура и цивилизация
16. Какие существуют подходы к соотношению культуры и
цивилизации?
а) термины «культура» и «цивилизация»"тождественны;
б) цивилизация — уровень социокультурного развития;
в)цивилизация—период деградации, упадка культуры,набор
технико-механических средств;
г) все перечисленное.
17. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение
культуры и цивилизации; культура стала связываться с
индивидуально-личностным творческим потенциалом
человека, цивилизация — с историческим процессом
гражданского общества
а) античность;
б) средневековье;
в)Возрождение.
1. В какой работе О. Шпенглера
цивилизация трактуется как фаза заката
культурно-исторического типа, его разложение?
а)«Закат Европы»;
б) «Постижение истории»;
в) «Кризис нашего времени».
19. Какие цивилизационные циклы выделяет Э. Тоффлер?
а)присваивающий, земледельческий, машинный;
б) дикость, варварство, цивилизация;
в) сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный.
20. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:
а) разрушением целостности ценностного ядра культуры:
б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;
в) все перечисленное.
Вариант 2.
Тема. Мир человека как культура
1.Кто из исследователей является создателем теории
господства«дологического мышления» в
общественном сознании первобытной эпохи?
а) Л. Леви-Брюль;
б) Ж. Пиаже;
в) М. Мид.
2. Что такое архетип?
а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение
человеческими действиями;
б) жизнь индивида как самоценность;
в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент
коллективного бессознательного.
3.Какое из следующих высказываний о ценности п ринадлежит Т. Парсонсу?
а) это представление о желательном, влияющем на выбор
поведенческой альтернативы;
б) это универсальная норма, признанная в любой культуре;
в) это необходимое жизненное условие.
4. Ценности и мотивация — близкие, но не совпадающие понятия,
Возможны три типа отношений между ними. Выберите нужный вариант:
а) польза, добро, красота;
б) согласие, дисгармония, равенство;
в) гармония, компромиссы, конфликты.
5.Какой вид творчества зависит от
социально-экономической и политической системы, промышленных нужд,
общественных потребностей и интересов, социального заказа, политического
руководства, организационно-управленческих решений?
а) инженерно-техническое творчество;
б) религиозное творчество;
в) художественное творчество.
Тема. Мораль и право как феномены культуры
6.Кто из ученых дал классификацию
первоначальных задатков, заложенных в основание нравов:
а)задаткиприродные,животные;
б) задатки человечности;
в) задатки личности, выраженные в
способности воспринимать уважение к моральному закону?
а) Т. Парсонс;
б) Э. Дюркгейм;
в) И. Кант
7. Кто из исследователей считал, что мораль—это то, что
на уровне культуры выступает в качестве соответствующего
аспекта ценностей?
а) Т. Парсонс;
б) Э. Дюркгейм;
в) М. Вебер.
8. Кто такие маргиналы?
а) люди с устойчивым социальным статусом;
б) люди с неустойчивым или часто меняющимся социально-
сословным статусом;
в) люди, относящиеся к культурной элите общества.
9. Как называются нормы, зафиксированные в официальных
документах—политических, юридических, религиозных и др.,
которые поддерживаются с помощью авторитета власти, применения
насилия в необходимых случаях?
а) статистические;
б) эталонные;
в) институциональные.
10. Какая система права является эталоном для западноевропейской
культуры?
а) греческая;
б)римская;
в) египетская.
Тема. Искусство как феномен культуры.
11. Какая форма познания доминирует в искусстве?
а) рациональная;
б) интуитивная;
в) чувственная.
12. Когда возникает термин «мимезис» (подражание)?
а) в эпоху Античности;
б) в эпоху Средневековья;
в) в эпоху Просвещения.
13. Немецкий просветитель Г.Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О
границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи
и поэзии:
а) изображение прекрасных тел;
б) изображение жизненного подобия;
в) изображение возвышенного и трагического.
14. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?
а) кич — это нижние пласты массовой культуры;
б)кич — это основа массовой культуры;
в) эти понятия не пересекаются.
15. Какая динамическая модель соответствует изменениям в
искусстве?
а) эволюционная;
б) волновая;
в) прогрессивная.
Тема. Культура и цивилизация
16. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и
развития цивилизации являются реки?
а) Л. Мечников;
б) Н. Данилевский;
в) А. Чижевский.
17. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация»
в эпоху Просвещения?
а) культура и процесс цивилизационного развития наложились
друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-
личностное иобщественно-гражданское обустройство жизни;
б) термин«цивилизация» был введен французскими
просветителями для обозначения гражданского общества,
некоторой качественной его характеристики, уровня развития
с господством свободы, справедливости, правового устройства;
в) все перечисленное.
18. Н.А. Бердяев считал, что:
а) культура символична по своей природе, но не реалистична;
б) цивилизация — смерть духа культуры;
в) цивилизация подменяет цель жизни средствами жизни, орудиями
жизни;
г) все перечисленное.
19. Кто из ученых является автором концепции многолинейной
эволюции, идеи культурной экологии?
а) Дж. Стюард;
б) М. Мид;
в) Т. Парсонс.
20. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер
современной цивилизации определяют следующие черты:1) «Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней—работник»;
2) человек рассматривается как активное существо,
призванное преобразовать мир; 3) ...;
4) установка на технико-технологическую оптимальность развития
техники и технологии вне их человеческого социокультурного
измерения. Вставьте пропущенную позицию:
а) деятельность человека направлена на самого себя;
б) бездеятельность человека направлена вовне, на преобразование
предметов;
в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.
Вариант 3.
Тема. Мир человека как культура
1. Что означает термин «перинатальный»?
а) превышенную натуральность;
б) события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению;
в) в пределах виртуального пространства.
2. Какое понятие соответствует следующему определению:
общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре,
которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает
влияние на выбор между возможными поведенческими
альтернативами?
а) шаблон;
6)ценность;
в) кодекс.
3. В рамках антирелятивистского позитивизма:
а) отрицается возможность объективного анализа ценностных
структур;
б) ценностные системы рассматриваются как относительные;
в) утверждается возможность изучения ценностных структур с
позиции объективной науки.
4. Какое понятие, введенное Э. Дюркгеймом, обозначает состояние
ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных
и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда
старые социальные нормы и ценности перестают действовать,
а новые еще не установились?
а) аномия;
б) аномалия;
в) анахронизм.
5. Какие три типа взаимоотношений индивидуального мира
культуры с окружающим миром можно выделить?
а) английский, немецкий, французский;
б) африканский, латиноамериканский, австралийский;
в) европейский, древнекитайский, индийский.
Тема. Мораль и право как феномены культуры
6. Чем занимается, по мнению И. Канта, моральная антропология?
а) изучает нравы как свойство человеческой природы;
б) содержит конкретные знания о системе их распространения,
закрепления через воспитание, образование, просвещение
в) все перечисленное.
7. Какой элемент культуры отражает коллективные представления
о том, что надо делать и чего не надо в повседневной, бытовой
сфере жизни людей, играет роль образца поведения в процессах
включения новых поколений в культурную деятельность?
а) ритуал;
б) праздник;
в) обычай.
8. Какое понятие характеризует определенную систему
согласованных правил и образцов поведения, вбирает в себя
обычаи, нравы, привычки, душевный склад или даже образ,
характер человека или объединения людей, которые характеризуют
их как целостность, а также уклад, строй жизни, как мироощущение людей?
а) этнос;
б) класс;
в) этос.
9. Где фиксируются специфические для профессиональной
субкультуры морально-этические нормы, правила и образцы
поведения?
а) в Конституции;
6)в корпоративных кодексах;
в) в Уголовном праве.
10. Каковы три наиболее существенные сферы, где знание правовых
норм имеет наиболее важное для человека значение?
а) профессиональная деятельность, сфера политической жизни,
решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации;
б) философская, религиозная, художественная деятельность;
в) все перечисленные.
Тема. Искусство как феномен культуры.
11. Как можно интерпретировать искусство?
а) реализация инстинкта украшения и подражания природе,
средство общения между людьми и источник познания мира;
б) своеобразное кодирование информации об исторических
периодах и народах, текст, знаковая система;
в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;
г) все перечисленное.
12. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства?
Уберите лишнюю позицию:
а) исследование его удивительной способности уметь воздействовать
на вещи и людей с помощью искусственных артефактов;
б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения
мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;
в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации
и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-
нравственного развития личности.
13. Какие существуют способы образного отражения мира в
искусстве?
а) натуралистический и пронатуралистический;
б) прекрасный и безобразный;
в) реалистический и условный.
14. X. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового
искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику
на два класса:
а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;
б) на художников и тех, которые художниками не являются;
в) все перечисленное.
15. Что означал греческий термин «tесhnе»?
а) науку и ремесло;
б) искусство;
в) все перечисленное.
Тема. Культура и цивилизация
16. Каким образом характеризует цивилизацию Ю.А. Яковец?
а) «она охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных
человеком, и всех изобретений»;
б) «качественный этап в истории общества, характеризующийся
определенным уровнем развития самого человека,
технологической и экономической базы общества,
социально-политических отношений и духовного мира»;
в) как«сообщество людей, объединенное основополагающими
духовными ценностями и идеалами».
17. Кто и в какой работе впервые использовал термин «цивилизация»?
а) Ж.Л Гофф «Цивилизация средневекового Запада»;
6) В.Р. Мирабо «Друг людей»;
в) Ф. Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм,
XV—XVIII вв.».
18. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность
цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую
этой трактовке:
а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию
бездуховной цивилизации;
б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные
достижения;
в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного
развития или как тип общественного устройства.
19. Концепция В.С. Степина о двух типах цивилизационного
развития в истории человечества предполагает деление
цивилизации:
а) традиционные и техногенные;
б) сельскохозяйственные и промышленные;
в) религиозные и художественные.
20. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно
через:
а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных
ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование
экологической культуры;
б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок,
включение в системы этих оценок социокультурного, собственно
человеческого измерения;
в) революционные изменения инженерного мышления и _действия;
г) все перечисленное.
Вариант 4.
Тема. Мир человека как культура
1. С. Гроф определял духовность как:
а) нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние
события;
б)неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при
достаточно углубленном самоисследовании;
в) все перечисленное.
2. П. Сорокин предлагает следующую классификацию:
1) значения в узком смысле слова; 2) значимые ценности; 3) ...
Вставьте пропущенное слово:
а) артефакты;
б) стереотипы;
в) нормы.
3. Какая система культуры по П. Сорокину отчасти сверхчувственна,
отчасти чувственна, предполагает доминирование ценностей
разума, рационализирующего объективную реальность?
а) идеациональная система культуры;
б) чувственная система культуры;
в) идеалистическая система культуры.
4. Кто из известных культурологов в работе «Осень средневе
ковья» описал конфликт ценностей уходящей эпохи и зарождаю
щихся ценностей в результате появления новых форм социокультур
ной реальности?
а) X. Ортега-и-Гассет;
б) Хейзинга;
в) Д. Девайн.
5. Какой способ инкультурации рассматривается как: определенное
качество деятельности; форма самореализации личности,
способ измерения культурного потенциала личности?
а) творчество;
в) воображение;
в) интуиция.
Тема. Мораль и право как феномены культуры
6. Мораль возникает в культуре, как:
а) механизм обеспечения согласованности действий в обществе,
призванный поддержать генетическую установку на
выживаемость человека как биологического вида;
б) механизм формирования социокультурной системы;
в) механизм защиты от влияния других культур.
7. К каким формам жизни и деятельности человека имеют отношение
обычаи?
а) жизненный уклад, жизнеобеспечение, нормы
взаимоотношений и коммуникации;
б) обрядово-ритуальные проявления, фольклорно-
художественная практика;
в) все перечисленное.
8. Что такое норма?
а) образец, который принимает форму безличного,
всеобщего и общеобязательного требования, это
всеобщий принцип поведения, результат обобщения
массовой социальной практики;
б) регулятор массового поведения, который опирается на
единые и общие критерии, определяет меру дозволенного
(допустимого, должного и запрещенного (недопустимого),
границы допустимого обязательного вариантов поведения;
в) пример возможных и обязательных вариантов действия,
который устраняет или ограничивает неопределенность
(энтропию) в поведенческих актах, вносит организованность,
устойчивость, целенаправленность и согласованность
в жизнь общества;
г)все перечисленное.
9. Как называется движение, направленное на обеспечение
прав потребителей?
а) консьюмеризм;
б) имажинизм;
в) коадаптация.
10. Что предполагает охранительная функция права?
а) защиту общественных отношений, охрану интересов граждан,
социальных групп посредством предотвращения правонарушений,
а также восстановления нарушенных прав;
б) достижение согласия в обществе посредством включения
индивидов и общностей в единую систему социальной организации;
в) регулирование разнонаправленных и разномотивированных
действий людей как посредством установления обязанностей,
запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной
для общества в целом деятельности.
Тема. Искусство как феномен культуры.
11. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?
а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека
в первобытной культуре;
б) универсальность первобытного искусства;
в) примитивность первобытного искусства.
12. Кто из мыслителей считал, что эстетическое переживание
— это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?
а) Платон;
б) И. Кант;
в) Г. Гегель.
13. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Сократ.
14. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу
культуры, согласно концепции П. Сорокина?
а)символическое искусство;
б) чувственное искусство;
в) эклектичное искусство.
15. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя
доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая…,
живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:
а) литература; _
б) музыка;
в) архитектура.
Тема. Культура и цивилизация
16. Кто изученых является автором книги «Цивилизация
средневекового Запада»?
а) Л. Февр;
б) М. Блок;
в) Ж.Л. Гофф.
17. Какие ученые рассматривают цивилизацию как стадию развития
общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?
а) Л. Морган и Ф. Энгельс;
б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;
в) А. Тойнби и Л. Гумилев.
18. По какому основанию осуществляется типологизация
цивилизаций на земледельческие и индустриальные или
приморские и континентальные?
а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;
б) по принципу естественно-географической среды;
в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.
19. Ценностное ядро культуры как ее социогенетический код
а) обеспечивает устойчивость социального организма и его адаптацию
к окружающей культурно-цивилизационпой среде;
б) защищает социальный организм от воздействий импульсов
других культур;
в) все перечисленное.
20. Что предполагает социокультурное осмысление техники?
Уберите лишнюю позицию:
а) техника рассматривается в контексте условий ее бытия,
повышается ответственность за выбор решений;
б) формируются новые принципы контроля над техникой на базе
многомерности и новые принципы технического проектирования в
глобальной системе техническое устройство—человек—окружаю
щая среда;
в) техническая эффективность становится главным ориентиром
инженерного мышления, что превращает саму технику в цель
и главное содержание всей деятельности человека.