Предмет и задачи философии права
Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.
По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.
Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е практической философии, учение о должном.
Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.
С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины - это философия, а не медицина; философская антропология - этот философия, а не антропология; философия истории - это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.
Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.
Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины «Теория государства и права» Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.
В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников: 1) это общефилософские разработки правовых проблем; 2) опыт решения практических проблем прав.
Таким образом, философия права –это наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.
Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений.
На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.
Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и её предмета существовали разные подходы.
Так, например, Г.Гегель считал её философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале.
В современной философии права её предмет также определяется по-разному. Так В.С. Нерсесянц утверждал, что философия права занимается «исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества». С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) – философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносеологии и диалектики.
На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.
Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.
Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является объективные свойства государства и права, закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов; о предмете философского права мы говорили выше.
Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, - право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.
С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.
Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права - общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.
Философия права связана и с другими научными дисциплинами - политологией, этикой, социологией и др.
Структура философии права.К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:
1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;
2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;
3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;
4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;
5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.
Основной вопрос философии права.Как уже отмечалось, философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т.е устанавливает, определяет) её основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других её вопросов. Этим основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право? Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем.