Донаучный этап: социологическое учение Платона и Аристотеля

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на вопросы о мирсоздании заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логикопонятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Концепция Платона.

Платона (427—347 гг. до н. э), ученика Сократа.

Настоящее имя Платона - Аристокл, Платон - прозвище («платюс» - широкий, широкоплечий).

Центральной идеей у Платона выступает «государственное благо», в котором структуры души человека и государственного устройства полнос­тью совпадают.

Государство (общество) - это человек больших размеров, и, наоборот, человек - государство малых размеров.

Однако природа человека слаба, поэтому людям нужны законы, правильно организованная государственная жизнь, иначе они превратятся в диких животных.

Таким образом, в концепции единства че­ловека и государства Платон отдает приоритет последнему.

Государство - это единственная нравственно организованная форма земного бытия, которая необходима человеку для приобщения к благу. Поэтому главная забота заключается в том, чтобы оно хорошо управлялось.

Платон высказал мысль о возникновении государства на основе многообразия человеческих потребностей и общественного разделения труда. Люди от природы предназначены к соответствующим трудовым операци­ям: земледелию, строительству, ткачеству и т. п. При этом большинству (толпе) не присущи способности к управлению, умственному и воинско­му труду.

В силу этого Платон осуждает демократию, основанную на прин­ципе главенства большинства над меньшинством. То, что почитается как свобода, на деле открывает путь к распущенности и вырождению в различ­ные формы тирании.

Существующие виды государственного устройства (демократия, олигар­хия, тимократия, тирания) построены на социальном неравенстве, кото­рое не соответствует неравенству природному. Поэтому они являются из­вращением того, что должно быть— «идеального государства» («прекрас­ного города»).

Государство предназначено для выполнения трех функций:

а) управле­ния (законодательства);

б) защиты граждан от внешних врагов;

в) заботы, о единичном.

Соответственно, структура государства идентична структуре души, что обусловливает наличие трех сословий:

1) разумной части соответствует сословие правителей — мудрецов-фи­лософов (мозга государства);

2) яростной части — сословие стражей — воинов;

3) низменной части — сословие земледельцев и ремесленников.

В идеальном государстве Платона не предусмотрено рабство.

При этом институт рабства он рассматривает как естественное состояние общества. Рабы (не граждане) это одушевленные инструменты или разновидность домашних животных, обеспечивающих физический труд. Рабство связано с войной и поддерживает его. Но последней нет места при идеальной органи­зации государственного устройства. Следовательно, в «прекрасном городе» нет места и рабству.

В образцовом государстве все занимаются своим делом и служат ему как некоей целостности. В этом заключается торжество справедливости: каж­дый имеет свое и исполняет тоже свое. Данный государственный порядок основан на началах разума и пригоден только для эллинского мира и не годится для мира варварского.

Для убеждения граждан в правильности подобной справедливости, Пла­тон допускает «социальную ложь», поскольку она служит благу проектиру­емого государства. Однако наличествующее при этом социальное неравен­ство он рассматривает не строго наследственно: природные зачатки у де­тей являются основанием перевода их из одного сословия в другое, чем обеспечивается вертикальная мобильность.

Главный источник социального зла Платон видит в частной собственно­сти.На примере третьего сословия (земледельцев и ремесленников) он показывает, что там, где она царит, люди восстанавливаются друг против друга, нарушается единство большинства и разрушается целостность го­сударства. Поэтому для первого и второго сословии упраздняется и част­ная, и личная собственность: они ничем не владеют, кроме своего тела.

Платон является предшественником идей социализма в его «казармен­ной» форме. В частности, представители сословия стражей живут сообща, получая раз в год продовольствие от граждан, которых они охраняют. При этом, если воины лишены счастья, то кто же в обществе будет счастлив? Но их счастье заключается в том, чтобы государство было счастливо в целом. Ради государственного блага у стражей упраздняется семья. Однако при общности жен и детей воспитание последних, отношение полов стро­го подчинены государственной пользе и получению наилучшего потомства.

Любые нарушения государственных установлений, подрывающие всеоб­щее благо, подвергаются физическим и духовным насильственным воз­действиям: принуждению, изгнанию, уничтожению и т. п.

Поэтому выступ­ление Платона против концентрации имущества в частных руках, денеж­ной системы, посреднической торговли и конкуренции во многом совпа­ло с тенденциями реальной системы социализма XX века, рухнувшей в соревновании с альтернативной системой капитализма.

Платоновская мифологема социального порядка основана на понимании свободы как необходимости (принудительности) без права выбора (фактической несвободы), то есть на репрессивном навязывании людям общественно-политического стандарта. Как пример можно привести ситуацию с Одисем (Гомер), который про­плывая мимо острова со «сладкоголосыми Сиренами», решился (выбор) послушать их и сохранить при этом жизнь (ответственность). Он приказал (принудительность) матросам залить уши воском, а себя привязать к мачте. Благодаря этому (фактическая несвобода) задуманное Одиссеем мероприя­тие завершилось благополучно, и он продолжил свое путешествие.

Сам Платон является примером реформатора-неудачника, безуспешно пытавшегося побудить правителей Сиракуз (отца и сына Дионисиев) реа­лизовать проект «идеального государства» как образец совершенного госу­дарственного устройства. Попытки заканчивались драматично: правители продавали Платона в рабство, из которого его выкупали и возвращали ему свободу. Утешением при этом служит то, что страдал лишь он, а не народ (государство), выбранный полигоном для платоновского утопического проекта.

Концепция Аристотеля.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Он был воспитателем Александра Македонского, и сам стал «Александром Македонским» эл­линской илософии.

Политика. Добродетели есть продукт воспитания, этика органически связана с политикой.

Этика является способом социаль­ного бытия членов полиса.

Политика связана с практическим разумом (практичностью и рассудительностью) и соответствующими ему доброде­телями: мужеством, благоразумием, справедливостью, рассудительностью Они являются условием счастья и отличают человека от животного.

Цель политики состоит в том, чтобы обеспечить счастье граждан, то есть состояние, которое позволяет обеспечивать свою разумную сущность. Поэтому данная цель находится в этической сфере: обеспечение условий добродетельной жизни отдельных граждан является благодатной почвой для самой политики.

Справедливость является всеобщим благом, достижению которого дол­жна служить политика. Человеческая природа, благодаря страстям, испор­чена. Для реализации цели политики достаточно достигнуть того, чтобы все граждане обладали добродетельностью гражданина - умением пови­новаться властям и законам. Для политика (правителя) необходима еще и добродетель человека, так как власть имущий должен быть нравственно совершенным.

Совершенство гражданина обусловливается качеством государ­ства, к которому он принадлежит. Следовательно, кто желает со­здать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Учение о государстве. Аристотель считает, что государство есть «форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством».

Политическое устройство - это порядок, который лежит в основании власти закона и распределения существующего властвования. Формы государственного бытия еще несо­вершенны и требуют поиска лучшего устройства.

Государство (полис) есть форма общения между людьми ради благой жизни. Оно обеспечивает бла­гую жизнь только свободных граждан (составных частей) как целого, ко­торую следует предпочесть благу людей отдельной части.

Государство обес­печивает разделение труда, наличие сферы свободной деятельности, досу­га как обязательного условия для созерцательной деятельности. Поэтому развитый полис является для Аристотеля высшей и вечной формой обще­ственного устройства и заботой ответственных граждан. Государство состоит из естественных форм общежития: граждан, семьи и селения.

Гражданин.Люди по своей природе политические существа, а государ­ство состоит из граждан. Поэтому главное в нем - это гражданин как неиз­менный по своей природе человек, кто участвует в управлении, в суде, исполняет воинскую функцию и служит богам. При этом Аристотель раз­личает жителей государства как существенные и несущественные части.

1) К несущественной,но необходимой части он относит всех, занятых практической деятельностью, - торговцев, земледельцев и ремесленни­ков. У них нет досуга для развития в себе добродетели. Поэтому в наилуч­шем государстве данному большинству не дадут прав гражданина, а с другой стороны, в таком государстве граждане не должны быть земледельца­ ми и ремесленниками. Но так как эти неблагородные занятия в государстве необходимы, то в эллинском мире ими должны заниматься рабы-варвары (не греки).

Аристотель рассматривает рабствокак явление, согласованное с при­родой: реальность такова, что в силу неразвитости производства жить без рабов нельзя. Кроме того, природа разделила людей на свободных - гос­под (меньшинство) и рабов - работников (большинство). Первые пред­назначены к властвованию, вторые - к подчинению. Рабы (одушевленная часть собственности), предназначены применять свое тело для производ­ственного, физического труда. Поэтому они напрочь исключаются из чис­ла граждан, обладающих политическими правами, и не входят в состав государства.

Рабский труд и достаток, созданный на основе этого труда, порождает досуг как необходимую предпосылку для теоретической, созерцательной деятельности (философской жизни). Эта деятельность является высшей доблестью, ведущей к постижению истины - совершенству. Поэтому рабы и полезны, и необходимы для организации правильной жизни. Раб и варвар (наихудшая порода людей) по природе своей одно и то же: на них охотятся и обращают в рабство, и это справедливо. Из аристотелевской концепции выпадал фактор, связанный с понятием о человечестве и общечеловечес­кой идеей. Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варва­рами, постулируя безоговорочное преимущество первых над вторыми. С этой позиции он различал людей, характеризовал народы.

2) К существенной части Аристотель относит лишь сословия воинов и правителей (членов совета), облеченных законосовещательной властью. Эти граждане-греки составляют государство и являются рабовладельцами. Их добродетельная жизнь нуждается в досуге, то есть освобождении от каких-либо работ, необходимых для практической жизни. Право на досуг являет­ся основным признаком участия человека в государственных делах. Однако для пользования им надо кое-чему научиться, кое в чем воспитаться. Та­ким образом, досуг заключает в себе счастливую научно-созерцательнуюжизнь, которая выпадет на долю свободных граждан.

Частная собственность.Аристотель (в отличие от Платона) разделяет общественную и частную собственность, являясь апологетом последней.

Частную собственность он рассматривает как орудие для существования свободных граждан, обеспечивающее пользу и выгоду. В силу этого имеет место социальное неравенство, которое обусловливает два вида справедли­вости.

1) Справедливость распределительную (пропорциональную), связанную с распределением имущества, почестей и других принадлежащих всем гражданам благ. Их нельзя распределять поровну, а только по достоинству, с учетом заслуг.

2) Справедливость направленную (уравнивающую), которая не учитывает качества отдельных граждан. Она уравнивает в праве распределять бла­га между собой и другими по сознательному выбору (поступать правосудно). Тогда обе стороны при распределении получат пропорционально рав­ные доли. Например, в обмене такое воздаяние равным позволяют осуще­ствлять деньги. Справедливость в данном случае есть середина между «больше»(нажива) и «меньше» (убыток). В случае тяжбы обращаются к судье, который является нейтральным (стоит «посередине») и называется по­ средником.

Таким образом, справедливость связана с равенством свободных граждан, которое неизбежно оборачивается неравенством: равенство нерав­ных или неравенство равных. Тем самым Аристотель показывает, что идеи уравнительного равенства в условиях социальной дифференциации - это пустые разговоры.

Средний класс. Аристотель является пророком учения, получившего в настоящее время название «среднего класса». Он исходит из того, что в государстве, по отношению к имущественному благосостоянию, имеют место диаметрально противоположные свободнорожденные элементы, противостоящие друг другу: очень зажиточные (меньшинство) и крайне неимущие. Среднее имущественное состояние в отношении к этим край­ностям является самодостаточным для достижения счастливой и прекрас­ной жизнедеятельности. Поэтому стоящие в середине по степени состоя­тельности - «средний элемент» - создают наилучшее государственное общение и, следовательно, лучший и безопасный для граждан государ­ственный строй. Таким образом, большее количество «среднего элемента» благоприятствует цели государства, которая направлена на общение семей и селений ради достижения счастливой жизни.

Однако «среднее» состояние не может быть достигнуто путем экспроп­риации богатых бедными, и посредством разделения между бедными иму­щества богачей. Оно достигается, прежде всего, на основе направленной справедливости.

Естественными формами общежития граждан являются семья и селе­ние.

Семья.Индивидуальная семья предшествует государству и является пер­вой естественной и неизменяющейся формой общежития. Она включает отношения троякого рода:

1) господские - господин и раб;

2) супружес­кие - муж и жена;

3) родительские - отцы и дети. Им соответствуют и формы власти: господская над рабами и домохозяина (монархическая) над женой и детьми. Власть жены в семье противоестественна, и женщина во­обще выключена из социополитической сферы.

Селение.У Аристотеля селение вырастает из разросшейся семьи для удов­летворения интересов, превосходящих се обычные нужды. Из нескольких селений образуется государство, а власть в нем - это продолжение власти домохозяина, то есть главы семьи - патриархальная монархия.

Цель государства. Целью граждан по отношению к государству как фор­ме человеческого общежития является служение «общему благу» - жить счастливо. Каждый должен способствовать улучшению всего общества, его процветанию, так как счастье каждого человека неотделимо от благополу­чия всех. Для этого необходимо исполнять административные, законода­тельные и судебные функции. Тем самым не позволять людям учинять друг другу несправедливость и помогать им удовлетворять свои интересы и ма­териальные потребности. Обеспечивая высшее благо для граждан, государ­ство нуждается в управлении как проявлении разумной сущности челове­ческого индивида.

Управитель - «господин всего и всем управляет», заботясь о том, чтобы обеспечить всем досуг, чтобы хлопоты о жизненных потребностях не ме­шали людям творить прекрасные и добродетельные дела, оставаясь при­мерными гражданами полиса (город а-государства). Задача политика и зако­нодателя - улучшая государственное устройство, не строить па месте раз­рушенного и не переделывать реально существующего человека. Политик берет строй и людей такими, какими их создали природа и обстоятельства. Улучшать государственный строй надо таким образом, чтобы он оказался бы легче всего применимым и гибким. Но для этого политик должен знать возможные формы государственного устроения.

Формы политического устройства. Части, совтавлягощие всякое государ­ство, разнообразны и имеют свои представления о счастье. Разнородны и сами народы, стремящиеся установить собственную форму правления. Поэтому государства и различаются по количественному, качественному и имущественному признакам.

Количественно - в чьих руках власть: у одного лица, у меньшинства или у большинства.

Имущественно - власть принадлежит бедным (большинству) или бога­тым (меньшинству). Данный признак совпадает с количественным.

Качественно - правильное или неправильное правление.

В результате (в отличие от идеального государства Платона) образуются шесть форм политического устройства:

1) три правильных - царство (мо­нархия), аристократия и политая (республика), которые служат общему благу;

2) три неправильных - тирания, олигархия и демократия, которые служат лишь частным интересам.

Наши рекомендации