Молодежь как особая социально-демографическая группа
Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Еще в древности к молодым относили тех, кому от 20 до 40 лет, сейчас широко распространена точка зрения, что молодые от 16 до 24 лет.
Такие расхождения вытекают из различия исследовательских подходов и разных исторических, социально-экономических условий каждого общества.
Так, в США молодежь к 17 годам может быть экономически самостоятельной. Это обусловлено:
1) возможностью раннего трудоустройства;
2) совмещением работы и учебы;
3) более рациональными отношениями между родителями и детьми;
4) возможностью общества дать молодежи экономические льготы, кредиты. Но распространение высшего образования в США существенно продлевает период социализации.
Большинство отечественных социологов считают началом молодежного возраста 16 лет, когда заканчивается первичная социализация. Концом – 30 лет, когда заканчивается подготовка к выполнению ролей взрослого. Но развитие рыночных отношений содействует проявлению инициативы и самостоятельности у части молодежи и в более раннем возрасте.
Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации и подготавливаемых обществом к выполнению социальных ролей взрослых. Молодость – это возраст, ступень развития личности (степень ее социализации и индивидуализации) и определенный социальный статус. В социологии молодежь рассматривается как определенная возрастная когорта людей – сверстников.
В статистике, демографии берутся возрастные границы молодежи – 16 – 29 лет. Это позволяет оценить тенденции демографического развития общества, ориентиры социальной и молодежной политики. Социологи принимают этот жесткий подход, но и учитывают социализацию, текучесть ее процессов. Так, 16 лет – с юридически правовой точки зрения – это совершеннолетие. Но отметим влияние акселерации, более раннего физического, полового и интеллектуального взросления подростков.
По данным ВЦИОМ, из подростков в 13-15 лет ставят на первое место учебу – 35% юношей, 43% девушек. То есть роль учебы перестала быть исключительной. Наряду с ней выделяют бизнес (19% и 5% соответственно) и работу (8% и 3%). Но и верхние границы не застывшие. К 30 годам большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение, половину – жилищные условия.
В социологии не только выделяется молодежь как целостная возрастная группа, но и осуществляется возрастная дифференциация внутри самой молодежи. Как правило, 15 лет молодежного возраста делится на 16-20, 21-24 и 25-29 лет. Когда эта возрастная градация осуществляется на практике, могут возникать серьезные проблемы. Одна из них – дедовщина, когда старший по возрасту, сроку службы унижает младшего. Причем, эта проблема не только армии. Корни ее в гражданском обществе.
По данным социологов, до 35 лет большинство считают себя молодыми, в 40 лет таких не менее 1/5, а в 50 лет – 5-10%. Это психологическая самооценка. Социологический подход преодолевает жесткость возрастных границ демографического и безграничность психологического подходов.
Ступень развития личности рассматривается с точки зрения социализации. Молодость – это период подготовки к взрослой жизни. Социологическим критерием разграничения двух периодов – молодежного и зрелого служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность человека. За 15 лет несколько раз резко меняется социально-демографический статус. До 18 лет – подростки, учащиеся на иждивении. Это потребительская группа, но с низким доходом. 18-24 года – молодежь работающая, студенты и молодые люди, завершившиеся профессиональную подготовку. Они активно вступают в брак, часто живут отдельно от родителей. 25-29 лет – молодые люди с определенной квалификацией, жизненным и профессиональным опытом.
Что считать проявлением самостоятельности? Были времена и в 20 лет командовали армиями, а сегодня - в студенческих аудиториях, не в состоянии прокормить семью. Есть закономерность: в экстремальные периоды истории, в войны и революции молодежь быстрее получает общественное признание. Для спокойного периода критерии самостоятельности следующие: 1) сам себя обеспечивает средствами существования; 2) распоряжается деньгами независимо; 3) самостоятелен в выборе образа жизни; 4) проживает независимо от родителей. Еще как критерии называют способность отвечать перед законом, допуск к голосованию, вступление в брак.
При оценке социального статуса принимается во внимание:
1) роль, удельный вес молодежи в обществе.
Может быть три типа воспроизводства населения: 1) расширенное – доля молодежи резко возрастает как результат высокой рождаемости; 2) суженное – доля молодежи снижается из-за низкой рождаемости, увеличивается до 3-4 число сосуществующих поколений; 3) отрицательное – доля молодежи и рождаемость резко снижается, угроза депопуляции, вымирания. Для России характерен второй тип. Ныне лишь один из пяти человек населения входит в молодежную группу (а в 1979 г. был один из четырех). Доля молодежи еще больше будет уменьшаться, а это увеличивает социальную нагрузку на молодых; 2) состав самой молодежи, ее стратификация. Выделяют три типа такой дифференциации:
- первый – стратификационный – когда в каждой общности, группе, страте выделяется ее молодежная часть – молодые рабочие, молодые инженеры, предприниматели. Или в рамках молодежного поколения выделяются группы по основным занятиям – школьники, студенты и т.п.;
- второй – возрастной – по определенным возрастным группам внутри молодежи;
- третий – субкультурный – по образу и характеру ценностных ориентаций и установок.
Социология чаще всего использует многомерную модель молодежи с учетом ее интегративных признаков как целостной группы, прежде всего по общности социально-психологических качеств молодежи, таких как:
- бескорыстие и отзывчивость молодого человека, не обремененного еще излишне рациональным подходом к окружающему миру;
- особая эмоциональная восприимчивость, наивно – восторженная реакция, романтический настрой, но и вытекающая отсюда повышенная обидчивость, ранимость;
- стремление к идеалу, вера в собственные силы и возможность многое изменить, вера в любовь и счастье;
- стремление к максимальному проявлению сил, самоотдача в расчете на авторитет и положительную оценку окружающих.
На молодой возраст приходится 90% первых браков и до 30 лет рождаются все запланированные дети.
Социология молодежи – отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, процесс социальной преемственности, образ жизни, социальную мобильность. То есть молодежь рассматривается как объект воспитания и субъект становления.
Социология молодежи ставит конкретные задачи выявлять:
- специфические особенности молодежи как социально-демографической группы;
- изменения в ней в определенных исторических условиях;
- ее функции и сферы жизни;
- особенности сознания и поведения.
Молодежная субкультура.
Это один из типов дифференциации молодежи. Более того в зарубежной социологии взаимодействие поколений раскрывается через трактовку молодежной культуры. Она рассматривается как особая форма организации молодежи, автономное образование внутри господствующей культуры с определенным стилем жизни и мышлением ее носителей. Через это раскрывается ее место в культуре общества. Молодежная субкультура возникла как негативная реакция на господствующую в обществе культуру. Развитие представлений о молодежной культуре, например, в американской социологии шло так:
4. 1950 гг. – концепция «культуры ганга» (с анг. Gang – шайка, банда, группа). Молодежная культура – это преимущественно культура подростков с отклоняющимся (преступным, делинкветным) поведением. Она устойчива у молодежи низших слоев общества;
5. 1960 гг. – концепция «субкультуры» (суб – под) акцент на своебразие, отличие молодежной культуры от культуры взрослых и многообразие молодежных субкультур;
6. конец 60 – 1970 гг. – концепция контркультуры. Культура протеста и неравенства. С этим выступили молодежные движения – антивоенные, экологические. Они критиковали буржуазный образ жизни, массовую культуру и воспевали индивидуальную свободу. Борьба шла через шокирующее нарушение общественных приличий. Подчеркивалась враждебность молодежной культуры, протест против культуры взрослых. Молодежная культура утвердилась через молодежную революцию.
7. 1980 – 90 гг. – возврат к концепции молодежной субкультуры. Акцент делается на разнообразие молодежных субкультур и специфику культуры отдельных групп молодежи.
В качестве черт молодежных субкультур выделяют:
- специфические своеобразные нормы и ценности;
- специфический язык и жаргон;
- особые каналы коммуникаций (аудиовизуальные средства, тусовки);
- своеобразный стиль жизни (одежда, жесты, ритуалы);
- чувство принадлежности к группе, солидарность с ней;
- свои критерии статуса, престижа;
- особая роль лидера в группе;
- свои институты;
- язык.
Развитие субкультурных процессов в молодежной среде России, например, в 90-е годы характеризуется:
- формированием территориальных группировок (люберы, казаки и превращением их в криминогенные);
- многообразием стилевых группировок (рокеры, спортивные фанаты, хиппи, панки, металлисты и т.п.);
- деполитизацией большинства молодежных группировок, усилением религиозных групп (белое братство, кришнаиты);
- снижением возраста участников (большинство до 20 лет).
В субкультурном подходе к молодежи есть три точки зрения:
- критическая, осуждающая (потерянное, равнодушное, взрывающее поколение), но это неверие в будущее общества;
- восторженно-оптимистическая идеализация и захваливание («молодым везде у нас дорога», «молодежь – наше будущее»). Это - заигрывание, популизм;
- позитивно-объективная, когда отмечаются слабые и сильные стороны, ведущие формы жизнедеятельности.
В молодежной субкультуре преобладают стереотипы, она носит групповой характер, во многом суррогатна, наполнена искусственными заменителями реальных ценностей, призрачным участием, бегством от реальной действительности, иллюзорностью. В соответствии с подходами выстраиваются и стратегии отношения к молодежной культуре.
Особенности молодежной субкультуры вытекают из:
- попыток формирования собственного мировоззрения, оппозиционного старшим поколениям;
- склонности к инноватике и творчеству;
- непризнания авторитетов;
- стремления к автономии и независимости;
- экономической несамостоятельности и меньших прав и обязанностей, но попыток играть роль взрослых.