Логический квадрат типов исследования
Качественные и количественные исследования, фундаментальные и прикладные образуют логический квадрат (рис. 21)
Фундаментальные исследования | Прикладные исследования |
Структурный функционализм, Марксизм, Институционализм | Заводская социология, Социальное планирование |
Символический интеракционизм, Феноменологическая социология, Социодраматургия | Прикладная антропология, Маркетинговые исследования |
Рис. 21. Соотношение четырех типов исследования на схеме логического квадрата
В квадратах пересечения показаны яркие примеры того или иного типе исследования. Так, яркими представителями прикладного количественногс исследования выступают заводская социология, социальное планирование маркетинговые исследования.
Фундаментальные и прикладные исследования различаются: а) направленностью получаемого знания — на развитие науки и углубление познания или на решение практических задач, конкретных проблем; б) местом работы социологов — в университетах или фирмах.
Фундаментальная социология подразделяется на теоретические и эмпирические исследования.
Прикладная социология — на прикладные и практические исследования
Количественная и качественная методологии различаются: а) методом получения знания — формализованными (математико-статистическими) или неформализованными (глубинное интервью, фокус-группы); б) уровнем изучаемых явлений — общество в целом (макроанализ) или индивид и малые группы (микроанализ).
Обобщая сказанное выше о свойствах качественных и количественны* методов, можно построить таблицу, которую можно считать продолжением, конкретизацией и завершением построенного выше логического квадрата различных исследовательских стратегий в социологии (табл. 2).
Таблица 2 Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы | Качественные методы |
Что исследуют с их помощью | |
знь общества на основе объективных статис-ескихданных | Жизнь общества на основе субъективных свидетельств людей |
Кругизучаемыхтем, вопросов, проблем | |
ичные и общественно значимые события: рация, социальные и этнические конфликты, зис социальных институтов и др. | Нетипичный индивидуальный опыт (болезнь, ре-лигиозныеубеждения, потребление наркотиков), личные биографии |
Первичные данные | |
одированные ответы респондентов, статис-еские данные, официальные документы | Текстовые записи интервью и наблюдений, личные и официальные документы, фотографии |
эвичными считаются любые данные, в том ле о субъективных мнениях людей, удобные i обработки методами математической статики | Первичными являются данные о субъективных мнениях людей, выраженные чаще всего пространными высказываниями, реже —жестами, символами, отражающими их взгляды |
Предмет изучения | |
анальный мир больших групп людей ;повторя-,иеся, типичные черты; глобальное общество, сальная структура и институты, социеталь-з системы; миграция народов | Жизненный мир индивидов или малых групп; неповторимо личные, уникальные черты; локальные сообщества, чувства, взгляды, восприятие; каждодневные социальные практики людей |
цественная жизнь | Частная жизнь |
Уровень научного анализа | |
кроанализ | Микроанализ |
диальное | Индивидуальное |
Характеристики языка | |
эдлагаютрезультаты измерений, выраженные искусственных (формализованных) языках | Предлагают результаты наблюдений, записанных с помощью естественного, разговорного языка |
На какие вопросы отвечают | |
элько? Откуда? Почему? Каким образом? Как ;то?Какдолго? | Что это? Откуда? Почему? Каким образом? Каков смысл? |
Теоретико-методологическая база | |
зитивизм, количественная методология, тео-ч измерения, теория вероятностей, математи-жая статистика | Понимающаясоциология, феноменология, гуманистически ориентированная социология, социальная драматургия |
Теоретико-методологическая ориентация | |
гический позитивизм, т.е. поискфактов и при-i социальных феноменов без особого внима-ч к субъективным состояниям индивидов | Феноменологизм, т.е. понимание человеческого поведения, исходя из интерпретации субъекта |
Научные принципы | |
ъективность и незаинтересованность, невме-тельство наблюдателя в ход исследования, эбода от оценочных суждений | Метод вживания, субъективность и пристрастность, опора на оценку ситуации и фактов, заинтересованность, герменевтика и расколдовывание смысла |
ъектоцентричность, дистанцированность от товека | Человекоцентричность, максимальная приближенность к человеку |
"отение к естественно-математическим на-»м и точности, рациональности и рассудочно-1, дедукции, расчету | Тяготение кискусству, художественному воображению, интуиции, индуктивным методам |
Таблица 2 (Продолжение} Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы | Качественные методы |
Теория и метод | |
Четкое разграничение теории и метода как раз-ныхформ научной деятельности, различныхсис-тем правил, технологий построения | Нераздельность теории и метода, теория как метод: постоянное движение от концептуализации к сбору данных и обратно (их интерактивность) |
Теория и факты | |
Факты нужно приспосабливать ктеории | Теория должна приспосабливаться к фактам |
Вид используемых теорий | |
Гипотетико-дедуктивные, казуальные, формализованные, номотетические, идеальный тип, граф-теории | Неформализованные, недедуктивные, описательные (граунд-теории), идеографические, паттерн-теории |
Методы | |
Опрос — утомительный экзамен по заранее составленным вопросам | Интервью — неформальный дружеский разговор в доверительной обстановке |
Анкетный опрос, контент-анализ (количественный анализ), структурированное наблюдение, формализованное интервью, экперимент | Участвующее наблюдение, неформализованное интервью, качественный анализ личных документов (текстовых, реже визуальных — фото- и видеоисточников) |
Гипотезы | |
Гипотезы выдвигаются «на входе» | Гипотезы выдвигаются «на выходе» |
Гипотезы формулируются в программе до начала сбора данных | Гипотезы формулируются по ходу исследования и могут меняться в процессе сбора данных |
Инструменты измерения | |
Разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализируются | Создаются в ходе полевого исследования, не пилотируются и не формализуются |
Одининструмент(анкета)можетиспользоваться неоднократно разными исследователями в разных исследованиях | Один инструмент создается как уникальный интеллектуальный продукт, используется однократно, всякий раз создается заново |
Измерительные инструменты разрабатываются вначале и принимаются по итогам пилотажного этапа | Измерительные инструменты разрабатываются по итогам полевого этапа |
Характеристики используемых методов | |
Числовые | Нечисловые |
Стандартизированные | Нестандартизированные |
Жесткие | Мягкие |
Объективные | Субъективные |
Выдвижение понятий | |
Общие понятия операционализируются до разработки инструментария и начала полевого исследования | Общие понятия становятся более конкретным!/ лишь в результате послеполевого обобщения |
Роль исследователя | |
Роль исследователя минимальна, он выступает пассивным инструментом познания | Роль исследователя велика, он выступаетактив-ным инструментом познания |
Представление обработанных данных | |
Ввидестатистическихраспределений, шкал, коэффициентов связи | В виде высказываний, фрагментов документов наблюдений, транскриптов |
Таблица 2 (Окончание) Сравнение качественных и количественных методов
Количественные методы | Качественные методы |
Что делает исследователь | |
оциолог изучает поведение людей какпредста-/ггелей больших социальных групп, субъектов эциального взаимодействия, которое возника-г, формируется и развивается в социальных ор-1низациях и социальных институтах общества, оциология как строгая наука представляет со-о\л единство теоретического и эмпирического нания, которые социологи получают при помо-,и опроса, наблюдения и анализа документов, олученные таким образом данные социология >уппирует, классифицирует и обрабатывает на знове приемов математической статистики. В эзультате получается социально-типическая фтина поведения, ценностных ориентации и нений людей. Социология — логически строй-ая система достоверного знания — позволяет вводить закономерности и тенденции в проте-1нии социальных процессов, прогнозировать /дущие события | Социолог постигает мироощущения людей и смыслы жизни; все время находится среди людей и в гуще событий; анализирует поток разнохарактерных полевых материалов; гибко строит процесс сбора данных, не придерживается жестко заданной программы и первоначальной стратегии исследования, постоянно меняет их с учетом реальных обстоятельств; осуществляет «монтаж» фрагментов информации об изучаемой реальности в концептуальное видение; многократно возвращается к начальным этапам, критически переосмысливает ситуацию, распознавая реальные противоречия и несоответствия, сопоставляя ситуацию с теоретическими представлениями47 |
Результаты представлены в виде | |
груктурированного и кодифицированного текс-1, часто принимающего вид табуляграмм, таб-1ц, графиков и т.д. | Неструктурированныхтекстовых материалов, содержащих оценочные высказывания людей о практике своей жизни |
Верификация | |
швный прием в подтверждении научного стату-iтеории | Почти запрещенное, грязное слово в тезаурсе «качественников» |
В заключение стоит сказать вот о чем. Для современной методологии науки характерен плюрализм в выборе методов и методологии эмпирического исследования, признание равноценности различных стандартов научности. Типологические таблицы, классификации и логические квадраты служат всего лишь пропедевтическим приемом, помогающим лучше уяснить природу и отличительные черты того или иного метода, той или иной стратегии, но никак не руководством к научному поиску, где фантазия ученого раскрепощена и он выбирает метод, наилучшим образом соответствующий его целям и задачам. А задачи научного исследования чаще всего требуют комплексного подхода к проблеме, сочетания самых разных техник, методов и приемов.
-еменова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М, 1998. С. 13—14.