Понятие, формирование и Структура PR-службы
служба связей с общественностью – это особое структурное подразделение организации, неотъемлемая часть ее системы управления, способствующая установлению и поддержанию доброжелательных и взаимовыгодных отношений между организацией и ее общественностью.
PR-службы формируются:
1. по функциональному принципу, в соответствии с которым отделы службы создаются для выполнения определенных PR-функций;
2. по территориально-отраслевому, когда каждая группа или отдельный специалист отвечает за работу с конкретными регионами или отраслями,
3. по ситуационному принципу, когда организационная структура выстраивается в зависимости от текущей рабочей ситуации, от стоящих актуальных задач.
Структура и масштаб службы по СО зависит от многих факторов: размер организации; отрасль, в которой она действует, темпы развития, уровень конкуренции; количество средств, которые она готова потратить на проведение СО; цели и задачи компании; уровень развития общества, его ценности и приоритеты и др.
При организации службы по связям с общественностью можно использовать три основных подхода:
1. Служба по СО создается для выполнения всех функций СО в полном объеме и рассматривается в качестве одного из механизмов по управлению деятельности компании и продвижению ее продукции на рынке.
При первом варианте в зависимости от размеров компании, ее целей и размаха операций на рынке должность начальника службы по СО может соответствовать уровню не меньше вице-президента (гендиректора) компании.
2. Служба по СО формируется для выполнения чисто прикладных задач (напр, только по взаимодействию со СМИ), сформулированных руководством компании и, главным образом, выполняет роль промежуточного звена по распространению информации о деятельности компании. Обычно, подразделение, отвечающее за связи со СМИ носит название «пресс-служба»/ «пресс-центр», - все остальные функции берет на себя специализированная ПР-фирма.
При втором варианте, функции и задачи службы по СО значительно уменьшены и в ее структуре могут присутствовать два сектора или группы, ответственных за следующие направления: мониторинг СМИ, проведение мероприятий и взаимодействие со СМИ. Общая численность сотрудников службы по СО может быть до 5 человек. А ее руководитель по своему статусу будет соответствовать уровню начальника отдела.
3. Аутсорсинг: работу службы по СО компании полностью выполняет профессиональная фирма, специализирующаяся на СО.
При выборе третьего варианта, служба по СО может быть ограничена двумя сотрудниками: руководителем и его секретарем, а всю работу по СО (по прямым указаниям руководителя службы по СО, или руководства компании) выполняет специализированное агентство по СО.
От выбора одного из этих трех вариантов зависит характер функций службы по СО, бюджет по ее содержанию, а также, в немалой степени, и эффективность ее работы.
Штатные сотрудникислужбы по СО:
1. Начальник;
2. Менеджер по работе со СМИ;
3. Менеджер по специальным мероприятиям;
4. Специалист по работе в Интернет;
5. Социолог;
6. Менеджер по работе с общественностью;
7. Менеджер спонсорских проектов;
8. Менеджер по внутрикорпоративным СО;
9. Спичрайтер (или копирайтер, текстрайтер);
10. Дизайнер;
11. Специалист по фото- и видеосъемке;
12. Секретарь-делопроизводитель.
Понятно, что приведенный перечень должностей специалистов по СО является достаточно условным и легко поддается изменению в зависимости от особенностей каждой конкретной компании. Очевидно, что содержание такого обширного штата специалистов по СО может позволить себе только достаточно крупная фирма. В компаниях малого и среднего бизнеса эта проблема решается путем соединения нескольких должностных позиций в одном лице. Например, один специалист, ответственный за написание различных текстов, может выполнять функции журналиста, спичрайтера, а также работать со СМИ и Интернетом.
Численность службы по СО в небольшой компании можно сократить до нескольких человек:
· «Человек, который думает». Это тот, кто разрабатывает идеи кампаний и акций, планирует комплексные рекламные стратегии и т. п. Он же формирует имидж организации и ее первых лиц. Он — единственный человек, который видит работу службы по СО во всем ее многообразии, поэтому, как правило, он же и возглавляет этот департамент.
· «Человек, который занимается связями». Это и главный лоббист и специалист по проведению переговоров.
· «Человек, который занимается СМИ». Взаимодействие со СМИ включает в себя все: и «медиа-планирование», и пресс-конференции, и публикацию бесплатных материалов, и обеспечение опровержений, а также планирование специальных мероприятий с участием СМИ. Он же отвечает за составление текстов.
· «Человек, который оформляет». Этот специалист сочетает в себе функции дизайнера и стилиста. Он занимается всеми вопросами символики и атрибутики, оформлением интерьеров, требованиями к внешнему виду, обработкой любой печатной продукции, наружной рекламой и т. п.
· «Человек, который организует». В руках этого специалиста сосредоточено все, на что не хватает времени у остальных: набор исполнителей для проведения акций, организационная сторона любых мероприятий, разработка механизмов технического воплощения идей.
А.Н.Чумиков видит идеальную модель службы по СО в крупной коммерческой структуре в следующем виде. Ее курирует один из представителей высшего менеджмента – вице-президент компании, или заместитель генерального директора и т.п. В службе по СО выделяются подразделения, занимающиеся следующими вопросами:
· заказом маркетинговых, социологических, политологических и прочих исследований, их анализом и синтезом, разработкой программ по формированию общественного мнения или изменению его в пользу компании, организации тендеров и выбором специализированных ПР-агентств для возможной совместной работы;
· налаживанием корпоративных связей с общественностью, формированием имиджа фирмы среди широких слоев населения, коммуникацией с лидерами, создающими общественное мнение, - официальными политиками, лоббистами, деятелями культуры, учеными и пр.;
· взаимодействием со СМИ, организацией пресс-конференций, подготовкой пресс-релизов, статей, радио- и телепередач, брошюр, каталогов, бюллетеней, отчетов о коммерческой и общественной деятельности фирмы, включая спонсорство, благотворительность, пожертвования;
· организацией презентаций фирмы и производимых ею товаров и услуг, семинаров, экскурсий на фирму, юбилеев и других торжеств;
· внутрифирменные СО: оптимизацией кадровой политики компании, созданием системы внутрифирменного статуса, поддержкой программ по работе с молодыми сотрудниками, ветеранами, пенсионерами, представителями разных национальностей и конфессий, участием в разработке и проведении акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планированием и осуществлением мероприятий для сотрудников фирмы в нерабочей обстановке.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОсновныЕ направления работы PR-подразделения
Цели СО обязательно должны конкретизироваться в задачах, которые фокусируются на публике, ориентированы на определенные результаты, детально разработаны, точны, определены по времени, решаемы и приемлемы для организации. Некоторые исследователи выделяет три уровня, на которых решаются ПР-задачи. На первом уровне (познавательном) выявляется осведомленность, т.е. привлекается внимание общественности к ПР-обращениям организации, возникает понимание и запоминание этих обращений. На втором уровне (эмоциональном) происходит признание усилий организации, о чем свидетельствует интерес и отношение к ней общественности. Третий уровень (осознанного устремления) предполагает действия по отношению к ПР-объекту, поведение общественности. Решение последующих задач возможно только после решения задач на предыдущих уровнях.
Задачи службы по СО различны у различных организаций. Данный список задач представляет весь спектр деятельности по СО:
· установление внутрифирменных отношений с персоналом, включая корпоративное издание, собрания, совещания, налаживание внутренней системы оборота информации;
· отношения со СМИ, их установление и координация, что включает в себя мониторинг прессы, написание пресс-релизов и других материалов для прессы, организация пресс-конференций и др.;
· координация отношений с властью как на локальном, так и на федеральном уровне;
· отношения с инвесторами (как с нынешними, так и с потенциальными);
· поддержание отношений с нынешними потребителями или клиентами, привлечение новых;
· координация отношений с общественностью через распространение таких печатных материалов компании, как годовой отчет, брошюры, тезисы речей руководства и др.;
· поддержание отношений со специальными группами — поставщики, студенты, некоммерческие организации, конкуренты;
· работа с корпоративным стилем и фотографиями;
· организация исследований общественного мнения;
· подбор сувенирной продукции компании для различных целей;
· координация специальных мероприятий, включая поездки руководства, праздники компании, выставки, торжественные ужины, пикники, открытия филиалов и др.;
· управленческое консультирование.
Функционирование службы строится, исходя из программно-целевого подхода.
а) планирование — определение основных направлений политики, целей, методов коммуникации;
б) координирование — координация информац. деятельности других служба организации;
в) администрирование — установление организационных принципов службы и управления ею;
г) производственная функция — реализация принятых планов, поставленных задач и решений в области информационно-коммуникационной деятельности.
Основными направлениями работы PR-подразделения могут являться:
· создание благоприятного имиджа фирмы;
· построение и поддержание отношений со СМИ;
· взаимоотношения с инвесторами;
· проведение специальных мероприятий;
· отношения с населением;
· отношения с потребителями;
· управление внутрикорпоративными отношениями;
· работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями.
Перечень функциональных обязанностей службы по СО, связанных с выполнением возложенных на них задач, не всегда одинаков в разных компаниях. Но существует определенный набор стандартных функций, без которых не может обойтись ни одна служба по СО:
· Определение общей ПР-политики. Служба по СО разрабатывает и предлагает руководству ключевую концепцию политики компании в сфере связей с общественностью, высказывает свое мнение при выработке решений по общим вопросам, помогает компании находить и занимать определенную позицию в той или иной ситуации. Такого рода рекомендации служба по СО дает главным образом высшему руководству компании, но в некоторых случаях и руководству отдельных подразделений.
· Подготовка заявлений компании. Подготовка руководителями компании речей и заявлений связана не только с высказыванием их личных мнений. При подготовке заявлений для внешнего и внутреннего использования специалисты по СО сами часто участвуют как в их разработке, так и в оглашении политики компании.
· Паблисити для компании в целом. Служба по СО разрабатывает и публикует в СМИ сведения о деятельности компании, отвечает на вопросы журналистов, готовит и размещает рекламные материалы о компании в целом и ее отдельных подразделениях.
· Паблисити для продукции компании.Служба по СО с помощью проблемных статей, использования каналов новостей распространяет сведения о достоинствах новых товаров, планирует и проводит кампании по продвижению их на рынке.
· Связи с государственными органами. Служба по СО поддерживает постоянные связи с государственными учреждениями местного и республиканского уровня, к сфере интересов которых относится деятельность компании; готовит доклады о тенденциях государственной политики, которые могут оказать влияние на работу компании; вырабатывает в случае необходимости рекомендации относительно ответной линии поведения компании; оказывает помощь в подготовке показаний руководства компании следственным органам или депутатским комиссиям; непосредственно участвует в разработке программ, направленным на продвижение точки зрения компании в законодательных или исполнительных органах власти.
· Связи с местной общественностью. Служба по СО обеспечивает контакты с целевой аудиторией предприятия; проводит или координирует акции компании, направленные на поддержание добрых отношений с местными жителями, включая соблюдение норм защиты окружающей среды, участие в программах городского развития, доведение до сведения общественности проблем и нужд компании и т.д.
· Связи с клиентами. Данная сфера коммуникаций компании с акционерами и инвесторами в самом широком смысле этого слова призвана содействовать с помощью информации о компании и достигнутых ею финансовых успехах ее позитивному восприятию инвесторами. Служба по СО принимает участие в подготовке годовых отчетов, планирует и проводит собрания акционеров компании, встречи с ними по вопросам надежности их акций.
· Рекламная деятельность компании.Специалисты по СО разрабатывают программы, направленные на завоевание расположения ключевых групп общественности. Для этого готовится специальная литература, осуществляется реклама компании как социального института, организовывается специальные события.
· Спонсорская деятельность компании, благотворительность, патронаж. Спонсорство – реализация совместного проекта или программы, обычно делается в виде целевых субсидий конкретным проектам и программам, распространены и переводы средств, оплата счетов, передача материальных ценностей, организационная поддержка. Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной основе. Благотворительность – проявление филантропии, не предполагает каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получателя. Сотрудники службы по СО рассматривают обращения к компании за спонсорской поддержкой. Они руководят именным фондом компании (если таковой существует), определяют претендентов на поощрения и награды за счет средств этого фонда.
· Печатные носители для персонала компании. Служба по СО занимается подготовкой и изданием специальных журналов для сотрудников, выпускает внутрикорпоративное издание, пресс-бюллетени, доводит до сведения персонала компании письменные приказы и распоряжения руководства и т.д.
· Прием гостей.Сотрудники службы по СО организовывают и проводят экскурсии по предприятиям компании, готовят торжественные мероприятия и праздники для персонала и гостей компании.
· Координация и интегрированиевсех направлений ПР-работы компании в целом и ее отдельных подразделений.
Всю деятельность службы по СО, направленную на реализацию функций связей с общественностью, можно свести к трем следующим «мегафункциям»:
А. Функции сбора и анализа информации включают в себя:
· исследование общественного мнения, анализ и обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований, обработка любой другой «первичной» (полученной в ходе самостоятельно проведенных опросов, наблюдений, анкетирований и т. д.) и «вторичной» (собранной кем-то другим для аналогичных целей) информации;
· анализ юридических, экономических и других документов, касающихся деятельности организации;
· анализ публикаций в прессе по важным для организации вопросам, мониторинг СМИ;
· контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями и т. д.;
· изучение конкретных целевых групп, составление «коллективного портрета» каждой аудитории;
· подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации.
Б. Функции распространения информации :
· подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов и т. д.) для прессы, органов управления, инвесторов, сотрудников, клиентов и прочее;
· распространение позитивной информации об организации, ее товарах и услугах, информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в средствах массовой информации, в почтовой корреспонденции и т. п.;
· совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий и другие), участие в работе по повышению прибыльности компании:
· выявление возможных тенденций, закономерностей и предсказание их последствий для конкретного предприятия и общества в целом;
· информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений;
· консультирование заинтересованных лиц с использованием знания законов поведения человека.
В. Функции поддержания доброжелательных отношений организации, лидера с общественностью (как с внутренней, так и с внешней):
· установление и поддержание двустороннего общения, основанного на точности используемых сведений и полной информированности, получение обратной связи от различных групп общественности, лидеров мнений;
· по возможности предотвращение конфликтов, устранение недопонимания;
· содействие формированию атмосферы взаимного уважения и социальной ответственности;
· гармонизация личных и общественных интересов;
· содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, с поставщиками и потребителями;
· привлечение в коллектив компании квалифицированных работников, содействующих снижению конфликтности в коллективе.
К функциям службы по СО относится работа по созданию и закреплению собственного бизнес-имиджа организации, а также формирование социального имиджа организации (предоставление широкой общественности информации о социальной деятельности компании и ее роли в экономической, социальной и культурной жизни общества).
Необходимо также отметить и маркетинговую функцию, так как, по мнению некоторых специалистов, СО представляет собой один из инструментов маркетинговых коммуникаций, и как следствие, маркетинговая функция относится к числу основополагающих функций службы по СО. В этом случае она ориентирована преимущественно на маркетинговые цели, апеллирует преимущественно к потребителям и реализует задачи продвижения продуктов компании и роста продаж.
Большое значение играет и организационная функция. Ее реализация охватывает вопросы организации работы службы по СО (оперативное и тактическое планирование деятельности, организация конкретных ПР-мероприятий, контроль, учет результатов и т.п.).
О задачах и функциях PR-отдела
Анализ показывает, что существуют различные классификации задач и функций PR, причем зачастую их перечень, как это будет показано ниже, у разных авторов весьма различен. Если акцентировать внимание не на терминологических нюансах, а на существе дела, то в литературе можно выделить два основных подхода в функциональном анализе PR - технологический (инструментальный) и социологический (социальный).[1] Первый отражает функции технологического субъекта PR (PR-службы, отдела и т.п.), второй - социальные функции или роли связей с общественностью как специфического вида коммуникативной деятельности. Технологический подход представлен, к примеру, в следующем наборе функций: [2]
1. Функция контроля общественного мнения: постоянный мониторинг общественного мнения в социальном пространстве функционирования организации.
2. Функция организации взаимодействия с общественностью: постоянное и активное взаимодействие организации с группами общественности в интересах ее позитивного имиджа и достижения взаимовыгодных отношений с субъектами социального взаимодействия.
3. Функция управления коммуникативным пространством: управление информационными потоками организации, определение ее информационной политики, выбор направления, способов и средств коммуникационной деятельности.
4. Функция менеджмента организации: участие технологических субъектов PR в решении управленческих задач организации (определение стратегии ее развитии, подбор, расстановка и обучение персонала, мотивация сотрудников, консультирование руководства по вопросам принятия важнейших решений, участие в планировании, формировании бюджета и другие).
В работе И.М. Синяевой так же представлены скорее функции технологического субъекта PR, но не функции паблик рилейшнз как особого вида деятельности (информационная, организационно-технологическая, консультативно-методическая и т.п. функции).[3]
Технологическими могут, на наш взгляд, быть признаны функции PR, которые сформулировали в своих работах И.П. Яковлев (функции на «входе» системы - сбор и анализ информации и функции «на выходе» системы - распространение информации)[4]и Л.Б. Невзлин.[5]
В большей степени отражает социальные роли паблик рилейшнз, считает М. Шишкина, функции PR, выделенные в работах С. Катлипа и Г. Тульчинского. Сама же она, в свою очередь, разработала довольно сложную конструкцию социальных функций паблик рилейшнз[6]. Но для цели нашего исследования важнее не социальные, а именно технологические (инструментальные) функции идеально-типического подразделения по связям с общественностью в коммерческой сфере. С этой точки зрения достаточно обоснованной, хотя и не во всем бесспорной, является система функций PR-подразделения бизнес-структуры, предложенная Ю.М. Деминым.[7]
Считая PR одним из «инструментов интегрированной маркетинговой коммуникации»[8] (в чем нельзя с ним полностью согласиться), этот автор начинает с маркетинговой функции, относя ее к числу основополагающих функций отдела по связям с общественностью и связывая ее с целью маркетинга на предприятии (получение прибыли, материального капитала, образующего основу для паблицитного капитала).
Сопоставимое по важности значение играет, по мнению Ю. Демина, организационная функция. Ее реализация охватывает как вопросы организации работы отдела по связям с общественностью (оперативное и тактическое планирование деятельности, организация конкретных PR-мероприятий, контроль, учет результатов и т. п.), так и вопросы оперативного и оперативно-стратегического развития предприятия в целом.
К числу важнейших относит автор и коммуникационную функцию, без которой утрачивается смысл всех прочих составляющих деятельности PR-подразделения.
Заслуживает внимания приводимый данным исследователем перечень задач отдела по связям с общественностью, вытекающий из содержания соответствующих функций. Приведем их в виде таблицы.
Функции PR-отдела | Задачи PR-отдела, решаемые в рамках соответствующих функций |
Маркетинговая функция | Соответствующие задачи, безусловно, связаны с целью, которую ставит перед собой руководство предприятия на обозримую перспективу: поступательное развитие, основанное на устойчивом увеличении материального и паблицитного капитала. Главной же PR-задачей, задачей высшего уровня, является создание, поддержание и укрепление положительного имиджа предприятия, его деятельности и руководства в глазах общественности. |
Организационная функция | 1) общее управление отделом по бизнес-связям с общественностью; 2) проведение PR-мероприятий, нацеленных на внешнюю аудиторию; 3) организация и проведение PR-кампаний; 4) управление внутренними связями с общественностью; 5) разработка и реализация антикризисных PR-коммуникаций. |
Коммуникационная функция | 1) общее (стратегическое) коммуникационное взаимодействие (включая личные контакты, информационный и документационный обмен) со всеми необходимыми источниками информации; 2) текущее (оперативное) коммуникационное обеспечение исследований; 3) текущее (оперативное) коммуникационное обеспечение творческого процесса; 4) текущее (оперативное) коммуникационное обеспечение анализа; 5) точечное (тактическое) коммуникационное обеспечение производственного процесса. |
Исследовательская функция | 1) управление исследовательским процессом (включая постановку задачи, планирование и организацию ее выполнения, а также контроль и оценку результатов ее выполнения); 2) установление и поддержание деловых отношений с источниками информации: СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями, а также с людьми и организациями, располагающими требуемыми сведениями, иными источниками информации; 3) изучение исследуемой аудитории, учет ее настроений (изучение иного объекта исследования); 4) подготовка и представление исследовательского отчета. |
Творческая функция | 1) управление творческим процессом; 2) разработка (написание, съемка, компиляция, редактура и корректура) PR-материалов (текстов, фотоиллюстраций, видео- и компьютерных графических материалов); 3) формирование пресс-кита (PR-комплекта, включающего все предназначенные для передачи СМИ материалы); 4) подготовка и передача оригиналов в производство (для тиражирования и рассылки). |
Аналитическая функция | 1) управление аналитическим процессом; 2) установление' и поддержание деловых отношений с источниками информации: СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, экономическими, властными и общественными структурами, партиями и движениями, а также с людьми и организациями, располагающими требуемыми сведениями, иными источниками информации; 3) сбор, хранение и обработка (учет, систематизация, изучение и оценка) аналитической информации; 4) подготовка и представление аналитического отчета. |
Производственная функция | 1) управление производственным PR-процессом; 2) обеспечение производственного процесса; 3) установление и поддержание деловых отношений с изготовителями носителей PR-продукции; 4) отправка оригинальной и приемка тиражной PR-продукции. |
Внутрикорпоративная функция | 1) изучение настроений и мнений работников предприятия; 2) разработка рекомендаций для руководства предприятия; 3) разработка PR-материалов; 4) распространение PR-материалов (через внутреннее издание, внутреннюю информационную сеть и т. п.); 5) реализация (подготовка, планирование, организация и проведение) PR-мероприятий (встреч работников и руководства предприятия); 6) анализ результатов. |
Правильное и ясное понимание сущности, цели и функций PR – основа и критерий для правильного определения его роли в социальной практике, его места в структуре предприятия и формы организации самой PR-деятельности. Поэтому обратимся еще к некоторым авторитетным источникам по данным вопросам.
Трудно не согласиться с мнениями тех специалистов, которые считают, что конкретные функции службы PR зависят от профиля и масштабов деятельности фирмы, особенностей региона, состояния рынка и т. д. Однако существует определенный набор функций, так или иначе, в той или иной степени, но выполняемый любой такой службой. Этот набор функций, согласно Г.Л. Тульчинскому, таков:[9]
· выработка общей PR-стратегии фирмы и на перспективу, и в конкретных ситуациях;
· участие в подготовке публичных мероприятий и заявлений, включая подготовку текстов выступлений, речей и докладов;
· информационное продвижение фирмы в целом и ее продукции, услуг, включая планирование и проведение конкретных кампаний и акций;
· поддержка и развитие отношений с органами власти, включая выработку рекомендаций, обеспечение необходимых контактов, продвижение и защиту интересов фирмы, ее позиции в органах власти, участие в избирательных кампаниях;
· связи с потребителями, клиентами и партнерами, в том числе обеспечение эффективной обратной связи, позитивного восприятия фи мы и ее деятельности;
· формирование и продвижение позитивного привлекательного имиджа фирмы - разработка и реализация программ, проектов, событий, направленных на завоевание расположения ключевых (приоритетных) групп общественности;
· донорская деятельность фирмы - ее участие в благотворительности, патронаже, спонсорской поддержке социально значимых проектов и программ, учреждение или участие в создании специальных фондов, премий, стипендий и т. д.;
· связи с местным населением, создание с ним добрых отношений, включая благоустройство, защиту окружающей среды, обеспечение безопасности разъяснение перспектив развития фирмы и т. д.;
· представительская деятельность - организация приема гостей, проведение экскурсий по предприятию, подготовка и проведение торжественных мероприятий и праздников;
· внутрифирменный PR, включая разъяснительную работу с персоналом фирмы относительно итогов и перспектив ее деятельности, проведение корпоративных акций, организация специальных образовательных проектов, программ и мероприятий;
· координация всех направлений PR-деятельности фирмы и ее подразделений.
[1] См. Шишкина М.А. Указ. соч. С.140-142.
[2] См. напр., Емельянов С.М. Введение в специальность паблик рилейшнз. С.35-36.
[3] См. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.23-24.
[4] Яковлев И.П. Паблик Рилейшнз в организациях. - СПб.: Петрополис, 1995. с. 45.
[5] Невзлин Л. Б. «Public relations» — кому это нужно? М.: Экономика, 1993.[6] См. Шишкина М.А. Указ.соч. с.150-167.
[7] См. Демин Ю.М. Указ. Соч. с. 68-70.
[8] Там же, с.69.
[9] См. Тульчинский Г.Л. Указ. Соч. С.206.