Многоступенчатая выборка
Отметим, что в реальной практике чаще всего применяется многоступенчатая выборка, построенная с применением процедуры поэтапного отбора объектов опроса. При этом совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем. Соответственно различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т.д. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения.
Приведем пример многоступенчатой выборки, которую мы рассчитывали в ходе одного из маркетинговых омнибусных19 исследований, проводившихся при нашем участии в ряде крупных регионов России в 1995 г. одним из столичных маркетинговых центров. Для Нижнего Новгорода объем выборки был задан в 900 человек. В качестве единиц отбора первой ступени были определены три городских района из восьми с объемом выборки 300 респондентов по каждому. Здесь, как и на следующей ступени, был использован метод типичных представителей. Определив среднюю численность населения одного района, мы оста-
" Омнибусным называют комплексное маркетинговое исследование, включающее опрос потребителей по целому ряду товарных позиций, на каждую из которых имеется свой заказчик. Таким образом, несколько заказчиков могут «в складчину» заказать довольно солидное по объему маркетинговое исследование, затратив (по отдельности) сравнительно небольшие суммы. По данным Дж. Хэ-милтона, стоимость таких исследований составляет обычно около 500 долл. за вопрос в зависимости от темы и общего объема выборки.
новили свой выбор на трех районах — Канавинском, Советском и Нижегородском, численность населения которых в наименьшей степени отклонялась от этого среднего значения. За основу выборки на второй ступени были взяты списки избирателей (большинство из которых выступают самостоятельными экономическими агентами рынка в качестве покупателей). Здесь в качестве единиц отбора второй ступени были определены по три избирательных участка. Также были рассчитаны средние размеры каждого из участков и отобраны те из них, где численность избирателей в наименьшей степени отклонялась от средней. На третьей ступени за основу выборки принимался список избирателей каждого участка. Было определено, что на каждом участке предстоит опросить по 100 человек («,.= 100). На этом последнем этапе для окончательного отбора единиц наблюдения применялся метод систематической выборки. Определив шаг выборки, мы получили списки респондентов с домашними адресами. Поскольку во всех районах имелись электронные версии списков избирателей, вся процедура заняла менее одного дня.
К многоступенчатому отбору прибегают в тех случаях, когда генеральная совокупность имеет настолько большой объем, что простой случайный или систематический отбор элементов привел бы к чрезмерному распылению выборки по всей территории. Попросту говоря, такой метод применяют в тех случаях, когда изучают достаточно большие группы людей или крупные общности, скажем регион или город.
В многоступенчатой выборке каждая единица отбора представляет собой гнездо единиц более низкого уровня, поэтому многоступенчатый отбор позволяет локализовать выборку в меньшем числе точек. Большой массив социолог начинает последовательно сужать, проходя множество ступеней, доводя большую совокупность до такой малой величины, что ее можно охватить одним взглядом, а если это территория, то обойти ногами. Город делится на районы, те — на кварталы, затем выделяют избирательные участки, а в них отбирают домохозяйства.
Врезка
Мнение специалиста
Вот что сказал о проблемах квотной выборки один из авторитетнейших специалистов в области методики и методологии А. Крыштановский. В чем лукавство квотных выборок? В том, что квоту мы задаем по одним параметрам, а изучаем другие. Более того, мы точно знаем, что некоторые характеристики существенно влияют на результаты, и по логике вещей их следовало оы квотировать. Но сделать этого не можем, поскольку для планирования квот необходимо знать распределение интересующих показателей в генеральной совокупности, но это возможно лишь в отношении достаточно узкого круга
оциально-демографических характеристик. Другая проблема. Практически опрос находит-Maif Руках интервыоера. Мы даем ему мини-
альное количество квотируемых параметров,
то КаК °Н РаспоРяДится ими' мы не знаем. Час-
он выбирает симпатичных девушек, игнори-
руя несимпатичных, с энтузиазмом опрашивает более образованных респондентов, пренебрегая остальными. Происходит смещение выборки, но руководителю проекта совершенно
непонятны характер и масштаб перекосов, а следовательно, и их последствия. Адаптировано по источнику: Встреча маркетологов в ГУ-ВШЭ // http://marketing.spb.ru/conf/hse/ 02/report.htm
Многоступенчатая выборка поначалу напоминает огромную воронку, поскольку широкое горлышко (огромную совокупность респондентов или объектов) через ряд процедур сводят к узкой горловине, с которой социолог в конечном итоге и имеет дело.
Однако то, что облегчает его жизнь на этапе составления выборки, сильно затрудняет его существование на конечной фазе, когда он подсчитывает величину ошибки и думает, на какую генеральную совокупность он может распространить свои выводы.
При этом не стоит забывать: чем больше ступеней в многоступенчатом отборе, тем больше ошибка выборки. В любом случае при многоступенчатом отборе ошибка всегда больше, чем при простом случайном. И еще: на каждой ступени все равно применяется случайный отбор.
Такая вот странная диалектика у нас получается: число ошибок на каждой ступеньке возрастает, они накапливаются с каждым шагом и разрастаются к концу исследования до неуправляемых размеров. Вместо обратной пирамиды, т.е. воронки, мы получили теперь прямую пирамиду (рис. 11).
Рис. 11. Парадоксальная диалектика многоступенчатой выборки
Специалисты об этом явлении говорят так: на каждой ступени процессу независимого извлечения выборки сопутствует своя выборочная ошибка. Отдельные ошибки складываются в общую ошибку многоступенчатой выборки. Таким образом, увеличение количества ступеней, с одной стороны, приводит к сокращению базовых точек опроса и, следовательно, к экономии людских и материальных ресурсов, сдругой — к уменьшению точности выборочных оценок20.