Культура как ценностно-нормативная система
1. Дайте определения следующим понятиям:
«культура»________________________________________________
«материальная культура»____________________________________
«духовная культура»_______________________________________
«культурное наследие»_____________________________________
«субкультура»_____________________________________________
«язык»____________________________________________________
«социальные ценности»____________________________________
«социальные нормы»_______________________________________
«идеология»______________________________________________
«обычаи»________________________________________________
«традиции»_______________________________________________
«ритуал»_________________________________________________
«нравственные нормы»_____________________________________
«правовые нормы»_________________________________________
2.Приведите примеры субкультур, контркультур, обычаев, традиций, ритуалов.
3. Ниже приведены определения двух понятий. Определите, какое из них относится к понятию «субкультура», а какое – к понятию «контркультура». Объясните, в чем заключается сходство, а в чем различие между субкультурой и контркультурой.
а) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры и связанная с ней.
б) Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от доминирующей культуры (противоречащая ей и находящаяся с ней в конфликте).
4. Ниже приведены определения двух понятий. Определите, какое из них относится к понятию «нравственная норма», а какое - к понятию «правовая норма». Объясните, в чем заключается основное сходство, а в чем – различие между нравственными и правовыми нормами.
а) Система взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.
б) Стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых уполномоченными государственными органами.
5.Нравственные нормы и табу. В чем их различия? Приведите примеры.
6.Сопоставьте следующие суждения о государстве и назовите те из них, которые в наибольшей степени соответствуют социологическому пониманию этой категории.
«Государство – единственное средство избежать войны всех против всех» (Т. Гоббс).
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин).
«Государство – самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы» (А.М. Бакунин).
7. Определите, какой тип норм не представлен на схеме.
Социальные нормы:
1. Эстетические нормы.
2. Моральные нормы.
3. Обычаи и традиции.
4. Правовые нормы.
5. ________________________________________________________
6. ________________________________________________________
8.Распределите следующие явления по трем группам: 1) позитивные санкции; 2) негативные санкции; 3) явления, которые не представляют собой санкции:
а) присвоение более высокого звания_________________________
б тюремное заключение____________________________________
в) диплом о получении образования__________________________
г) бойкот_________________________________________________
д) повышение заработной платы_____________________________
е) штраф за нарушение правил дорожного движения____________
ж) исключение из учебного заведения________________________
з) летние каникулы________________________________________
Что объединяет явления, которые относятся к каждой из групп? Почему в одном случае мы можем говорить о санкциях, а в другом – нет? (Подсказка: санкции применяются избирательно, только к тем людям, которые, с точки зрения общества, их заслужили.)
9.Из нижеперечисленного выделите то, что может служить средством социального контроля:
а) родительское собрание;
б) магнитофон;
в) поход в кино;
г) часы;
д) домашнее задание;
е) записка.
10.Социолог ХХ века Р. Мертон в работе «Социальная структура и аномия» (Социологические исследования.- 1992. № 3-4) описал пять основных форм отношения к социальным нормам. Приведите примеры из реальной жизни, иллюстрирующие каждую разновидность.
Форма приспособления | Определяемые культурой цели | Институциализированные средства |
Конформность | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм | - | - |
Мятеж | +- | +- |
Мертон рассматривает мятеж как особое явление, при котором люди стремятся узаконить (институционализировать) цели и средства, которые в культуре рассматриваются как недопустимые.
1. Конформность. «Чем больше степень стабильности общества, тем шире распространен этот тип приспособления – соответствие и культурным целям, и институционализированным средствам… Сеть ожиданий, составляющая каждый социальный порядок, основывается на желательном поведении членов общества…Именно вследствие всеобщей ориентации поведения на основные культурные ценности мы можем говорить о массе людей как об обществе…»
2. Инновация.«Эта форма приспособления вызывается значительным акцентированием цели-успеха и заключается в использовании…запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти или хотя бы их подобия. Такая реакция возникает, когда индивид усвоил цели без соответствующего усвоения норм, регулирующих пути и средства их достижения.
В этом случае, например, «нарушение условий сделки, банкротство или удачное мошенничество расцениваются не с точки зрения золотого правила «поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», а в зависимости от того, насколько ловко это было проделано…».
3. Ритуализм.«Этот тип приспособления…предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей… Несмотря на то, культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение норм. Этот тип приспособления…представляет собой внутреннее решение, а внешнее его проявление, хотя и не является предпочтительным в культуре, все же институционально разрешено».
4. Ретретизм. «…Приспособление типа VI (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Люди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принадлежат ему. В социологическом смысле они являются подлинными «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориентацию, они могут быть отнесены к членам общества…часто фиктивно. Под эту категорию подпадают некоторые виды активности страдающих психозами лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся, бродяг, алкоголиков и наркоманов».
5.Мятеж. «Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную, социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться просто произвольными, а их претензия на законность…- несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими».
( Цитируется с изменениями, Мертон Р.К.
Cоциальная структура и аномия//
Социологические исследования. - 1992. - №3-4.)
Практическое занятие 6.