Выявление неформального лидера в организации

Практическая работа 13

Цель: Выявить неформального лидера в коллективе организации путем проведения социологического исследования.

Краткие теоретические сведения:

Быть менеджером и быть лидером в орга­низации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении организационных отношений исполь­зует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лиде­ром в организации, так как лидерству в значительной мере свойствен­на неформальная основа. Можно занимать первую должность в ор­ганизации, но не быть в ней лидером.

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует вни­мание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Лидерство определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации.

Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера:

1) интеллектуальные способности

2) черты характера личности (инициативность, независимость, самостоятельность, амбициозность, настойчивость, работоспособность, агрессивность)

3) приобретенные умения – умение кооперироваться, завоевывать популярность, дипломатичность, брать риск и т.д.

В табл. 6 показаны основные различия между лидером и менеджером.

Таблица 6

Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Группа – двое или более людей взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние на другого и испытывает его влияние.

Существуют формальные и неформальные группы.

Формальные группы– группы созданные руководителем для выполнения конкретных задач и достижение цели организации. Они создаются по заранее планомерному плану. Существует три подвида:

Командная группа – состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые могут быть его руководителями.

Рабочая (целевая) группа – состоит из лиц работающих над одним и тем же заданием.

Комитет (совет) – группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения задания или комплекса задания. Создаются для заполнения пробелов, в ОСУ для решения задач, не входящих в компетенцию не одного из отделов, для координации деятельности отделов и выполнения специальных функций. Во всех случаях в них осуществляется групповое принятие решений и осуществление действий.

Постоянные и специальные комитеты – эффективны в следующих ситуациях, когда принимаемое решение будет непопулярным и групповое решение поднимет дух организации.

Неформальная группа – спонтанно организовавшаяся группа людей, которая вступает в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Характерными чертами неформальных организаций является, социальный контроль, сопротивление переменам, наличие неформальных лидеров, слухи.

Проблемы:

1) снижение эффективности организации

2) распространение ложных слухов

3) сопротивление переменам

Большая преданность организации, высокий дух коллективизма, более высокая производительность труда в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные. Чтобы справиться с проблемами и овладеть выгодами неформальных организаций, руководители должны:

1) признать неформальную организацию и работать с ней

2) прислушиваться к мнениям членов группы и неформальных лидеров

3) учитывать эффективность решений неформальных организаций

4) разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений

5) гасить слухи путем оперативного представления официальной информации

Задание:

1. Составьте список сотрудников организации, каждому, присвоив определенный номер.

2. Предоставьте такой список каждому сотруднику организации, рассказ о целях исследования.

3. На списках коллектива каждый сотрудник должен записать и ответить на предложенные вопросы в следующем виде

а) К кому бы Вы обратились по производственному вопросу? Пример ответа: 3-6 (так должен выглядеть ответ, если Ваш номер 3, а вы выбираете 6).

б) Кого бы Вы выбрали руководителем группы (отдела)?

в) Кто Вам симпатичен как личность?

г) К кому бы вы обратились за помощью?

4. Проведите социометрию по трем критериям выявления «лидера»:

- профессионализму,

- организаторскому,

- эмоциональному.

5. Социометрию выразите в виде графа.

6. Проанализируйте результаты социометрии, определите неформального лидера. Какую роль неформальный лидер играет в процессе принятия и реализации решений в организации?

7. Сделайте вывод по работе.

Наши рекомендации