Подходы к изучению рынка

Прежде всего, надо сказать, что рынок, в том смысле, в каком он нас интересует, это система регулярного, добровольного и состязательного обмена благами. Таким образом, в обществе, где изначально обмен случае, блага производятся не для продажи, преобладает внеэкономическое принуждение к труду, не может быть рынка, рыночной системы организации хозяйственной жизни.

Рынок постоянно развивается, а значит, для поддержания некой стабильности в обществе его необходимо исследовать и на основе этих исследований делать какие-либо выводы. Можно выделить три основных подхода к изучению рынка: экономический, социологический и маркетинговый.

Экономический подход к изучению рынка базируется, на мой взгляд, в первую очередь, на ценах, так как ценовые сигналы и ценовой механизм выступает в качестве посредника между участниками рынка. Исследуя цены, ценообразование в различных отраслях производства или разных регионах, мы можем делать определенные выводы об экономической ситуации, сложившейся на определенной территории. Скажем, если мы исследуем динамику цен на гречку в областях центрального экономического района в ближайшее время после особенно засушливого лета 2010 года, мы можем говорить о серьезном спаде производства, о каких-либо изменениях в объеме спроса и предложения и т.д.

Помимо цен, это может быть исследование спроса и предложения. Поскольку эти экономические показателя находятся в двусторонней причинно-следственной связи, они могут о многом сказать исследователю рынка. Вообразим предпринимателя, который планирует открыть фирму по производству эксклюзивной фарфоровой посуды. В первую очередь следует обратить особое внимание на то, что пользуется спросом у населения в данный момент. Следует также изучить предложение товаров в общем на рынке посуды.

В тесной связи с предложением находится конкурентная ситуация на рынке. Понятно, что, когда мы говорим о конкуренции, мы имеем в виду, что все исследуемые процессы имеют место в рыночной экономической системе. Так, анализируя конкурентную ситуацию на рынке, мы имеем возможность сделать выводы о том, насколько рентабельным будет предприятие, насколько вообще имеет смысл открывать его в той или иной области.

Вторичными в этом пункте являются различного рода издержки. Следует иметь в виду, что где-то будет выгоднее основать фирму из-за низких расходов на транспортировку ресурсов ли готовой продукции, а где-то это будет экономически неэффективно. И таких показателей в рыночной экономике множество, и все их надо учитывать при экономическом анализе.

Социологический подходк изучению рынка базируется на понимании самого рынка как системы деловых отношений между людьми. Как заметил В. В. Радаев, «рынок представляет собой совокупность институциональных ограничений, в рамках которых происходит деятельность хозяйственных агентов». Он выделял две ключевые институциональные сферы: права собственности и деловые отношения между людьми.

Экономический интерес в выборе институциональных ограничений руководствуется критерием экономии трансакционных издержек, принуждение воплощается в формах неэкономического контроля, а социальные нормы закладывают фундамент деловой этики. Что касается фокуса экономико-социологических исследований хозяйственных отношений, то он раскрывается в следующих положениях:

1. Заключение контрактов рассматривается как контракт, где формальные уложения постоянно согласовываются хозяйственными агентами в процессе непрерывной коммуникации.

2. Наряду с формальными контрактами и вне их пределов действуют не менее эффективные скрытые (неписаные) контракты, опирающиеся на сочетание экономических интересов, властных позиций и социальных норм.

3. Хозяйственные отношения укоренены в социальных структурах, среди которых важную роль играют социальные сети, посредством которых транслируется информация, осуществляется сложный обмен взаимными услугами.

4. Хозяйственные отношения опираются на широкие культурные основания, образуемые традициями и обычаями, нормами и ценностями, складывающими специфическую для каждого общества трудовую и деловую этику.

В. В. Радаев.

Так, мы делаем вывод, что основная цель социологического подхода – изучение отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

Я вижу это так: примером этого подхода может служить поиск способов повышения эффективности работы предприятия. Хороший руководитель должен уметь понять, какого типа отношения господствуют в коллективе, насколько способны сотрудники к совместной работе, насколько они заинтересованы в том, чтобы это сотрудничество укреплялось и повышало эффективность производства.

Помимо этого, следует учесть при попытке основать предприятие, социологические особенности региона: например, средний уровень зарплат на момент исследования, уровень безработицы, социальную структуру населения и т.д. Конечно, многие из этих показателей могут переплетаться с экономическими, но всегда присутствует некий социологический аспект, о котором нельзя забывать.

Делая вывод, можно сказать, что изучение рынка с социологических позиций сводится к некому приравниванию значений понятий экономический человек и социологический человек, поскольку модель человека помещается в контекст социальных связей; изучаются мотивы хозяйственной деятельности человека. Экономические действия рассматриваются как форма социального действия, изучаются формы включения культурных и властных отношений в хозяйственную деятельность.

Маркетинговый анализ рынка – это деятельность по оценке, определению, моделированию и прогнозированию процессов и явлений рынка, а также деятельности самого предприятия с помощью экономических, статистических и других методов исследования.

Можно сказать, что основной задачей маркетингового анализа является изучение сложившейся конкурентной ситуации. Ярким примером является анализ пяти сил Портера. Данная методика маркетингового анализа выделяет пять основных сил (факторов) влияющих на конкуренцию, а, следовательно, на поведение предприятия на рынке:


1) угрозы появления продуктов-заменителей

2) угрозы появления новых игроков

3) рыночная власть поставщиков

4) рыночная власть потребителей

5) уровень конкурентной борьбы.


Эта методика часто используется профессионалами от маркетинга для качественной оценки стратегической позиции компании в отрасли. К сожалению, данный способ является довольно упрощённым, так как не рассматривает всех исключений и частностей.

Маркетинговый анализ обязателен в любой отрасли предпринимательства. Без понимания того, что ждет бизнесмена на поле конкуренции, не получится эффективного производства. Без понимания того, на что нужно направить усилия «рекламщиков» и без четкого формулирования целей рекламной кампании не получится «раскрутить» фирму. Всеми этими и многими другими вопросами занимается маркетинговый анализ рынка.

В работе были использованы материалы: интрнет-ресурс marksizm.info, БСЭ (1969-1970), учебник Н.Н. Зарубиной «Социология хозяйственной жизни», труды В. В. Радаева.

Наши рекомендации