Ролевая и статусная концепции личности
Второй подход (названный диалектико-логическим), позволяет избежать такого противоречия. В этом случае личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают общими – биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию и т.д. если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получаем особенное, т.е. личность
Человек – понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Личность человека складывается в процессе социализации: раскрываются заложенные в нем индивидуальные черты и развиваются социальные качества.
. Социальная структура личности
Структура сложных явлений, а к ним, безусловно, относится и личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие элементов.
Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность.
Элементы социальной структуры личности:
способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая;
объективные социальные потребности личности;
способности к творческой деятельности, знания, навыки (творчество – отличительная черта человека как личности);
степень овладения культурными ценностями общества;
нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.
Социализация личности: содержание и основные этапы
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Социализацию принято разделять на три стадии:
дотрудовая стадия (детство и юность: от 1 года до 18 лет);
трудовая стадия (активный трудовой период: 18 – 60 лет);
послетрудовая стадия (выход из активного трудового периода: 60 лет и старше).
Содержание социализации и есть развитие личности. Одним из важнейших механизмов социализации выступает интернализация – процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает в качестве обязательных для себя «внешние» социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний», личностный уровень.
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов. Первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов, т. е. родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации (т. е. учреждений, влияющих на процесс социализации и направляющих его).
Агенты социализации – конкретные люди и институты, которые оказывают влияние на процесс освоения человеком культурных норм и социальных ролей. Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, учителя, врачи, сверстники и другие.
Агенты вторичной социализации: представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники СМИ и т. д.
Первичная социализация наиболее интенсивно протекает в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вторичная социализация – сфера социальных отношений.
Основным следствием социализации личности следует считать формирование социального характера. Начало изучению этого феномена положили современные социальные психологи. Эрих Фромм, например, определял социальный характер как «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер – это то, чем люди, принадлежащие к одной культуре, отличаются друг от друга». Для нормального функционирования любого общества, считает он, большинство его членов должны обладать таким типом характера, который побуждал бы их действовать так, как это необходимо для данного общества. Нормальное же функционирование социума возможно лишь при условии, что внешняя сила заменяется внутренним побуждением.
. Социальный статус и социальная роль
Социальный статус – положение, позиция индивида или группы в социальной системе. Статус человека – это совокупность его прав и обязанностей в отношении других людей, обладающих иными статусами.
Отметим два важных момента, связанных с понятием социального статуса.
Во-первых, совокупность всех статусов в любом обществе организована в иерархические ряды. Другими словами, статусы находятся в соподчиненности друг другу, а значит, соотношение их, как правило, выражается в понятиях «выше-ниже». Статусы не равны друг другу и отражают неравенство людей.
Во-вторых, понятие статуса всегда относительно. Понятие статуса неприменимо ни к одному человеку, пока он находится один, сам по себе, вне связи с другими людьми. Для того, чтобы это понятие обрело смысл, требуются, по меньшей мере, два человека, статус одного из которых неизбежно будет отличаться от статуса другого.
Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса, как раз и называется социальной ролью. Например, конкретный школьный учитель исполняет роль «учителя», которая соотносится с определенным ожидаемым – со стороны учеников, школьного руководства и родителей – поведением. Благодаря этому, становится возможным обобщение професионально-ролевого поведения учителя вне зависимости от индивидуальных характеристик тех людей, которые занимают эту социальную позицию. Исполнение человеком определенных ролей упорядочивает социальную жизнь, потому что делает поведение людей предсказуемым.
Каким образом социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли? Этому служит механизм социального контроля, посредством которого социум направляет поведение людей в желательное русло.
Ролевая и статусная концепции личности
Ролевая концепция личности описывает ее поведение, опираясь на понятие «социальная роль».
Представители ролевой теории (Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) различают два типа социальных ролей – конвенциональные и межличностные.
Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации.
Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.
В теории социальных ролей достаточно широко представлены два основных подхода
Само понятие роли впервые было систематическим образом использовано в начале 30-х годов XX века Дж. Г. Мидом, предшественником теории символического интеракционизма.
Он описывал роли как продукт взаимодействия между людьми, которое носит экспериментальный и одновременно созидательный характер.
Мидовская социальная философия изначально проявляла интерес к тому, каким образом дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности путемпринятия ролей, то есть как бы примеряя на себя в своем воображении роли других – отцов, матерей, учителей, врачей.
Второй подход берет свое начало от Р. Линтона (1936). Впоследствии этот подход стал составной частью функционализма – одной из наиболее влиятельных школ современной социологии. Функционализм рассматривает роли как сущностно предписанные и статические (т.е. неизменяемые) ожидания.
Эти предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение в русло ролей.
Подход культурных предписаний признает, что роли могут часто определяться в связи с другими ролями, однако не считает, что сам процесс взаимодействия может создавать новые роли или модифицировать уже существующие.
Хотя, конечно, индивиды могут получать информацию о содержании своих ролей и о том, насколько успешно их исполнение, в ходе взаимодействия с людьми, исполняющими другие роли.
Т. Парсонсвыделил пять основных параметров, с помощью которых может быть описана любая роль:
· уровень эмоциональности,
· способ получения,
· масштаб,
· степень формализации,
· мотивация.
Итак, под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли – требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека.
Статусная концепция личности оперирует понятием «социальный статус».
Совокупность статусов, характеризующих личностные и социальные позиции одного и того же человека, называют статусным набором.
Можно считать, что сочетание всех свойств в известной мере характеризует индивидуальность человека, его неповторимое место в системе общественных отношений. Однако всякий раз любой конкретный статус в любой сфере жизнедеятельности и в каждой из общностей характеризуется определенными правами и определенными обязанностями.
Права и обязанности – это всегда две стороны одной и той же социальной связи. Те права, которые дает родителям их статус в отношении своих детей, имеют своей оборотной стороной не только и не столько обязанности детей по отношению к родителям, сколько их же, родителей, обязанности по отношению к детям (хотя, в свою очередь, содержание родительских прав, конечно, во многом определяется и обязанностями детей).
Среди множества разнообразных статусов, которыми обладает один и тот же человек, можно выделить главный(или интегральный) – то, что решающим образом определяет его социальные позиции в обществе в целом. Чаще всего этот статус – особенно в современных обществах - связан с экономической и профессиональной деятельностью. В расово-сегрегированном обществе, например, главный статус может определяться цветом кожи. В теократическом государстве чрезвычайно важно вероисповедание, а также та позиция, которую занимает человек в церковной иерархии. Главный статус обычно определяет образ жизни человека, круг его общения, престиж в глазах окружающих.
Какие-то статусы человек приобретает от рождения, например, статус сына или дочери. Такие статусы называются приписанными (или аскриптивными).
Само это понятие – «аскрипция» (или дословно – приписывание) означает, что определенные качества индивидов заданы в большей степени тем положением, в котором эти индивиды рождены (и над которым они фактически не имеют контроля), нежели их собственными достижениями. Приписанные статусы особенно важны в традиционных - кастовых и сословных – обществах. Получение аскриптивного статуса – по определению – не зависит от самого человека, его желаний и действий.
Следует отметить, что в общем случае аскриптивный статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными, строго говоря, могут считаться только три социальных статуса: пол, раса, национальность. Это ситуация, в которой социальное положение определяется чисто биологическими факторами. Вплоть до самого последнего времени изменить их было в принципе невозможно. Однако в связи с последними успехами медицины выяснилось, что в результате серии чрезвычайно сложных хирургических операций оказывается возможным изменить не только цвет кожи (и специфические черты лица, определяемые расовой принадлежностью), но и пол. Так что вопрос о прирожденности этих статусов также приобретает некоторую неопределенность.
Большую часть статусов из своего статусного набора человек приобретает, прилагая к этому усилия. Такие статусы именуются достигаемыми (или приобретенными).
Признание обладания человеком тем или иным статусом (иногда даже отождествление его личности с этим статусом) называется идентичностью. Именно другие идентифицируют человека особым образом. Только если идентичность подтверждена другими, она становится реальной для самого индивида, считающего, что он обладает ею.
Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус– это позиция, занимаемая человеком в своем непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Можно было бы провести такое различие: личный статус – это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный – позиция, занимаемая им в большой социальной общности. Социальный статус носит в значительной степени безличный характер, тогда как личный статус подчеркивает ваши индивидуальные качества.
Социальный статус в значении нормы и общественных ценностей обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Таким образом, статусная самооценка – одна из черт личности.
Статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
Статусный портрет человека складывается, таким образом:
из группы социально-демографических статусов (возрастные, половые, расовые, национальные, брачно-семейно-родственные статусы, статусы по здоровью),
эпизодических (присущих человеку краткое время),
социальных (экономических, профессиональных, политических, территориальных, статусов, связанных с культурой),
межличностных.