Статусно - ролевая теория личности
29.03.12
Петерим Сорокин- личность в современном индустриальном обществе:« Изменение социальное структуры сказывается на социализации личности». В индустриальном обществе формируется мозаичная личность. К этой личности предъявляются разные требования, и личность поворачивается к разным группам разными гранями. Сороки много внимания уделял процессам социальных изменений и то, как они влияют на личность и в период своего раннего творчества поддерживал революцию как способ социальных изменений, но затее он пришел к выводам, что революция сильно деформирует личность. И после революции наступает кризисный период, результаты которого непредсказуемы. Поэтому он считал, что общество должно отказываться от революционных способов изменений. Во 2 половине 20го века Парсонс рассматривал с точки зрения соц. системы. И он считал, что личность можно рассматривать как частную систему и сущность личности можно рассматривать по тому, как она рассматривает в социальном поведении:
· Адаптация
· Познавательная
· Целеполагания и целедостижения
· Катектическая (выделение таких соц. субъектов, которые способны обеспечить желаемое для личности удовлетворение потребностей)
· Экспектационная(формирование социальных ожиданий по отношению к другим соц. субъектам)
· Поддержание образца(связано со способностью личности воспроизводить соц. поведений)
· Вариационная(варьировать соц. поведение)
· Функция соц. контроля
· Аксиологическая(формирование ценностей личности), оценивающая(оценка своего поведения и поведения окружающих)
· Мотивационная (формирование мотива соц. поведения (потребности + оценка возможностей удовлетворения))
· Коммуникационная (способность личности к коммуникациям)
Парсонс считал что понять каким образом выполняются функции можно лишь через социализацию личности.
В этой структуре отражается диалектический подход (личность объект воздействия о-ва с другой стороны субъект)
Установки формируются в процессе социализации и регулируют поведение на уровне условных рефлексов в сфере нравственности. В них отражается представление о добре и зле, о том, что хорошо/плохо и с помощью них личность ориентируется в обществе. Социологи считают, что у молодых людей ядро достаточно рыхлое, не устоявшееся. Знания - это та информация, которую человек освоил, которую человек способен самостоятельно использовать. Убеждения - личностно значимые знания, на которые человек ориентируется в своей жизни.
Если ядро личности резко разрушается, то возникает вероятность попадания личности в состояния социальной дезориентации.
Статусно - ролевая теория личности
Положение личности в обществе в социологии часто характеризуют на основе статусно- ролевой категории. Это такая устойчивая позиция личности в рамках организованного в обществе взаимодействия, обладающего «эффектом бессмертия». Т.е. статусы приобретаются на какое то время, а сами статусы существуют рамках институтов. Социальная роль определяется как поведение, которое ожидают от личности в соответствии с ее положением в обществе. Если брать соотношение статусов и ролей, то статус более жёсткое понятие, а роль более динамичная. В социуме роль закрепляются наиболее типичные виды поведения характерные для данного статуса в конкретном обществе на различных этапах его развития. Соц. роль привязана к особенности культуры конкретного общества.
Социальные статусы классификация
По способу их приобритения:
Аскриптивные (предписанные) независимо от желаний приобретаются (возраст, пол)
Благодаря деятельности (образование, профессия)
Смешанные статусы (император)
Личностные и социальные
Формализованные и нет
Иерархия статусов влияет на организацию неравенства в обществе
5.04.2012
В современном обществе у каждого человека есть много соц. статусов, которые возникают на основе включения его в некоторые соц. группы. 1 статус <> 1 соц. роль.
Наличие большого количества ролей приводит к ролевым конфликтам. В общем виде они объясняются след. Причинами являются:
1. Невозможность отдельной личности согласовать требования разных ролей;
2. Расходятся представления о социальной роли личности и социальной группы (статусные коллизии);
3. Смена социокультурной среды (из семьи в детсад, из детсада в школу и так далее)
Существует несколько способов преодоления ролевых конфликтов:
1. Иерархизация ролей состоит в том что люди из большого набора ролей выделяют более важную;
2. Рационализация ролевых ожиданий (норма оправдания – человек сам себе старается объяснить, почему он не может выполнить определенную социальную роль в данный момент);
3. Регулирование ролей, связано с тем, что группа постепенно может менять ролевые стандарты (например семейные роли).
В рамках статусно - ролевой теории рассматривается несколько основных механизмов, с помощью которых общество осуществляет контроль за социальным поведением личности (предписание, регулирование, формирование ожиданий).
1. Механизм социального отбора. Предполагается, что общество осуществляет отбор людей для исполнения тех или иных соц. ролей. Отбор может осуществляться от общества в целом (выборы президента и парламента), на уровне небольшой социальной группы, на уровне межличностного взаимодействия;
2. Механизм предписывания. Связан с тем, что общество разными способами предписывает как именно должны исполняться те или иные соц. роли. Предписания бывают формальными и неформальными (неф. – традиции, форм. – рабочие какие-нибудь);
3. Механизм освоения роли (вживания в роль). Связан с процессом социализации и воспитания, должен формировать навыки ролевого поведения. Интериоризация – личность принимает на себя роль как свою собственную. Самое удачное освоение ролей.
4. Механизм социального контроля. Нормы-предписания и нормы-санкции. В этой связке для того, чтобы контроль был действенным главная роль должна отводиться нормам-санкциям.
2 вопроса на самостоятельное изучение.
ТЕМА «ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Вопросы:
1. Социальные действия – понятия и типология;
2. Социальная связь и социальное взаимодействие.
1 ВОПРОС.
Понятие социального действия как исходного элемента социальной жизни ввел в социологию Макс Вебер. Он подметил, что в человеческой жизнедеятельности можно различить разные поступки, одни из которых наполнены соц. смыслом и другие которые почти его не имеют. В связи с этим одни поступки рассматривать как поведение, а другие как действия. В рамках поведения он рассматривает такие поступки, которые представляют собой реакцию человека на внешние или внутренние раздражители, соответственно эти поступки заранее не планируются.
То есть действия спланированы, рациональны и направлены на что-либо, но при этом действия тоже делятся на 2 категории: одни из них могут быть направлены на природные явления или неодушевленные предметы и те, которые направлены на социальных субъектов. Собственно социальными действиями он считал только последние. Сам Вебер предложил следующую типологию социальных действий по степени их рациональности:
1. Целе-рациональные – «цель оправдывает средства»
2. Ценностно-рациональные действия – ограничителями выступают ценности (нравственные, идеологические, религиозны).
3. Традиционные действия – самый распространенный вид соц. действия, на нем держится стабильность общества. Человек склонен к тому, чтобы новые виды соц. поведения превращать в традиционные.
4. Аффективные действия – действия, в которых степень рациональности минимальна, но в той или иной степени присутствует.
2 ВОПРОС
Социальная связь возникает в том случае, когда между социальными субъектами существует определенная социальная зависимость и эта зависимость реализуется через социальные действия. Социальная связь имеет свою структуру. Принято выделять предмет социальной связи, субъекты социальной связи и способы регулирования социальной связи
Предмет социальной связи – информация, способы регулирования – правила (экзамены зачеты).
Между элементами социальной связи можно увидеть определенную зависимость. Характер предмета связи очень сильно влияет на формирование способов ее регулирования. (Армия – способ регулирования – устав, приказы, предмет связи – оружие?!). Социальные связи могут быть разнообразными: двухсторонними, многосторонними, устойчивыми, неустойчивыми, формализованными и неформализованными, прямыми и опосредованными (в больших сообществах – опосредованные).
Социальные связи бывают разных видов, по степени их наполнения они делятся:
Социальные связи типа контактов или взаимодействия. Контакты – эпизодические, недолговременные социальные связи, в рамках которых главную роль играет предмет.
Социальные связи в виде взаимодействия. Оно играет ведущую роль в соц. жизни. Под взаимодействие подразумевается система регулярный социальных действий направленных друг на друга. Характеризуется устойчивым интересом, возобновляемостью, и координацией. Взаимодействие социальное – некий процесс, растянутый во времени. Сами взаимодействия могут делиться на 2 основных типа: договорное взаимодействие, определяется формальными правилами, нормами, в ходе такого взаимодействия человек понимает что он отдает и что получает в результате взаимодействия.; Второй вид – диффузное взаимодействие не имеет четко выраженного характера, присутствует в первичных соц. группах – семья, друзья, соседи. На диффузном взаимодействии держатся отношения дружбы и любви.
Для описания механизмов соц. взаимодействия в социологии существует ряд социологических теорий – например теория «Социального обмена» - Хоманс. По логике этой теории социальный обмен – универсальный регулятор соц. взаимодействия. Люди всегда обмениваются соц. услугами или качествами друг с другом. Не существует бескорыстного взаимодействия.
1. Принцип личностной целесообразности – принцип «минимакса». Человек стремится к максимальному вознаграждению при минимальных затратах, но он дополняется след принципом
2. Принцип взаимной эффективности социальных связей.
3. Принцип выработки единого критерия социального обмена. Обмен должен быть разумным и взвешенным, но универсальными критериями являются: деньги и социальные нормы. Но в каждой социальной группе они могут формироваться свои.
4. Принцип социальной дифференциации. Социальный обмен никогда не бывает равноценным, это объясняется неравенством социальных субъектов (разные личностные ресурсы).
5. Принцип равновесия. Не смотря на дифференциацию люди стремятся к установлению равновесия во взаимодействии, но это равновесие определяется степенью согласованности или принятия конкретных механизмов социального обмена.
При изучении соц. взаимодействия принято выделять универсальные виды взаимодействия:
1. Кооперация – объединение усилий субъектов
2. Конкуренция – борьба за социально значимые ресурсы
3. Социальный конфликт – универсальный вид взаимодействия. Бесконфликтных обществ не бывает.
4. Приспособление - связано с тем, что люди как социальные субъекты способны осваивать культуру, ценности, эталоны поведения.
5. Ассимиляция – взаимные культурные проникновения.
Лекция 12.04.2012
ТЕМА «Социальная структура общества»
Вопросы:
1. Социальные группы и общности
2. Социальные институты
3. Семья как социальный институт.
4. Социальные организации
5. Неравенство и социальная стратификация
«1 ВОПРОС»
Социальная структура общества в самом общем виде представляет собой устойчивую систему взаимосвязанных между собой организованных форм социальной жизнедеятельности. Социальная структура имеет горизонтальные и вертикальные измерения. В горизонтальном измерении элементами социальной структуры выступают социальные группы, общности, институты и организации. С вертикальным измерением социальной структуры связаны с такими понятиями как неравенство, страты, классы и социальная мобильность.
Социальная группа – представляет собой универсальную форму социального объединения людей. Групповая форма жизнедеятельности – способ социальной жизни человека. Социологи считают, что у человека есть особенность – потребность быть в группе – социабильность. Это понятие ввел Э.Мэйо. Социологи считают, что можно выделить несколько основных мотивов объединения людей в группы:
1. Биологическое или социальное выживание;
2. Достижение целей;
3. Удовлетворение социальных потребностей человека – общение, самоутверждение или самореализация.
При изучении социальных групп социологи обращают внимание на целый ряд параметров (сторон) групповой жизнедеятельности. В частности обращают внимание на то, что группами мы иногда называем статистические группы, то есть это группы, в которых люди объединяются по каким то сходным признакам, видам деятельности (пользование одними и теми же товарами, и прочее) и реально не взаимодействуют. Реальные социальные группы предполагают обязательное взаимодействие между разными социальными субъектами. В связи с этим Р. Мэртон предложил выделить следующие основные критерии для реальных социальных групп:
1. Система устойчивого взаимодействия – регулируется и используется группой
2. Самоидентификация – формирование «мы-сознание» («мы-группа») человек себя идентифицирует с группой. Например, семья, студенческая группа, русские, гражданская принадлежность, в определенных ситуациях.
3. Социальная группа в сообществе других социальных объединений воспринимается как целостное образование, способное в тех или иных случаях выступать в качестве самостоятельного субъекта социальных отношений (пассажиры внешне как группа в один конкретный момент в одном пространстве – НО ЭТО НЕ ГРУППА, но могут превратиться в группу при определенных обстоятельствах).
В социологии применяются самые разные способы классификации социальных групп:
1. По численности группы (Георг Зиммель – изучал немногочисленные социальные группы). Численность группы в значительной степени влияет на сплоченность, возможность достижений тех или иных целей, самореализации личности. При нарастании численности происходит нарастание анонимности и ослабление пространственных связей. Возрастает роль опосредованных социальных связей. Это сильно влияет на характер взаимодействия. При нарастании так же появляются управленческие структуры и лидеры.
2. Продолжительность существования групп. Группы существуют очень короткое время или очень прочные социальные группы. Прочность существования социальных групп определяются культурой, прочной системой взаимодействия и степенью заинтересованности людей. Удивительные по прочности – этносы или группы верующих – объединяющихся религией.
3. В зависимости от характера взаимодействия в группе группы принято делить на:
1. Первичные – группы, в которых имеет значение тесные межличностные взаимодействия, причем это группы «взаимодействия лицом к лицу», группы, существующие достаточно долго, они многофункциональны для человека и способствуют во многом осознанию человеком своего места в мире. Семья, друзья или соседи – три основных группы. Они играют большое значение в первичной социализации личности.
2. Вторичные – более многочисленные, чем первичные, они в значительной степени формализованные группы и люди в них попадают, как правило, приобретая формальные статусы. Это группы, в которых мы учимся или работаем. Безусловная закономерность: как правило, внутри вторичных групп создаются первичные группы, то есть люди внутри вторичных групп объединяются по интересам и так далее. Первичные связи могут иногда противоречить вторичным группам.
3. Среди немногочисленных социальных групп особую роль социологи и психологи отводят референтным группам. В какой-то степени по своим характеристикам они близки к первичным социальным группам. По другому – «группы значимых других» – группы которые являются для нас образцами социального поведения. Особенность состоит в том, что в них могут включаться как социальные субъекты, с которыми мы реально взаимодействуем, так и те, с которыми взаимодействия реального нет.
Взаимоотношения человека в группе не всегда носят позитивный характер, могут быть и негативные. Позитивные отношения в группе способствуют самоидентификации, самореализации. Но нельзя недооценивать негативные взаимоотношения – желание дистанцироваться от группы, личная неприязнь, что сказывается негативно на социальном опыте человека.
Групповая форма жизнедеятельности людей в целом имеет как плюсы, так и минусы для человека и общества. Плюсы и для человека и для общества:
1. Самый главный + для общества – облегчается социальный контроль;
2. Облегчается целедостижение, в этом заинтересовано и общество и личность. Синергия – дополнительный прирост энергии, который возникает в результате групповой жизнедеятельности.
Минусы:
1. Групповая форма жизнедеятельности объективно способствует социальным конфликтам, потому что она порождает конфликт групповых интересов и конфликт ценностей. Конфликт ценностей основан на феномене этноцентризма, он выражается в том, что культуру другой группы люди склонны воспринимать с позиции преимуществ своей собственной группы (принцип «мы - они», «свои - чужие»). Этноцентризм нельзя считать однозначно негативным явлением, потому что он способствует сплоченности групп, формирует групповой патриотизм.
2. Группа по отношению к личности ограничивает свободу личности. «Для поддержки надо чем-то пожертвовать». Группа связана с таким понятием как «групповое давление». Есть целый ряд технологий влияния группы.
Многочисленные социальные группы чаще сего называют социальными общностями. Для общности характерны такие моменты:
1. Недостаточная определенность социальных границ.
2. Расплывчатость и неустойчивость состава – организационная неустойчивость, преобладание опосредованных социальных связей и невозможность выступать в качестве самостоятельного субъекта социальных отношений.
19.04.12
В рамках социологии с конца 19 века формируется социология семьи (направление). В этот период формируется научный подход к формированию брачно-семейных отношений. Это обусловлено эволюционной концепцией рака и семьи. До этого преобладала патриархальная концепция семьи (сейчас эволюционная концепция). Также вышла работа «Происхождение семьи частной собственности и государства» Ф. Энгельса. С конца 19 века ученые стали смотреть на институт брака и семьи с исторической точки зрения.
В течении всего 20 века социология семьи развивалась очень активно. На сегодня существуют две основных парадигмы в изучении брачно-семейных отношений. Одна из них консервативно-кризисная, а другая либерально-прогрессистская. В основе первой лежит утверждение, что современная семья переживает кризис (негативный взгляд на брачно-семейные отношения в современном мире), а вторая считает, что современная семья-результат глубоких социальных изменений в современном о-ве (сторонники смотрят с оптимизмом на современный институт брака и семьи).
Антонов Анатолий Иванович (социология семья) представитель патриархально-кризисной позиции. Говорит, что семьей можно называть только те сообщества, в котором есть дети и не менее двух. С.И. Голод и И. Кон – либерально - прогрессисткая позиция.
Социология семьи-категории брак и семья. Это два разных соц. института. Брак-это соц. институт, регулирующий отношения между полами. На различных этапах исторического развития браком принято считать такую форму регулирования отношения между полами, воспринимающуюся обществом как общепризнанная. С тех пор как государство регулирует отношение между полами, брак является то, что признано государством (официальное представление в ЗАГС (запись актов гражданского состояния) называется гражданским браком). Семья - другой соц. институт, более общий чем брак. Он включает отношение между муж и жен, между родителями и детьми, и т.д. Семья может быть основана на:
· браке,
· на усыновлении,
· на установлении
· кровно - родственных отношениях
· на совместном долговременном проживании.
Семья как социальный институт создавалась для воспитания, а не продолжении рода. Семья рассматривается как соц. институт и рассматривается на разных основаниях.
Функция семьи - посредническая - семья объединяет в себе интересы общества и личности. На ранних этапах человеческой истории отношения между полами только биологическими состояниями - промискуитетом. Постепенно в обществе начинали складывается предпосылки для формирования института брака. В начале были половые запреты или табу. На их основании формируется исторически полная форма брака - групповой брак. Он проявлял разные формы. Классическая форма - брачный союз двух родов. Все женщины одного рода жены другого рода. При нем невозможно установить отцовство. И род был материнским. Также он называется матриархатом (но матриархат не был власти женщины). Следующая ступень - индивидуальный парный брак (возникал в рамках рода, и возникали устойчивые пары). Позже он привел к моногамии и единобрачия. С моногамией возникла прочная семейная группа (пожизненный союз). Для возникновения единобрачия существовал ряд предпосылок - экономические в первую очередь. С появлением института собственности появляется института наследования, а т.к. собственник - мужчина, то он заинтересован в передачи своей собственности наследникам. Для этого мужчине понадобилось прикрепить к себе женщину. Психологи и социологи считают, что женщины не столь полигамны как мужчины. Возникновение традиций ведет к моногамии и ведет моральным законам. Развитие брачных отношении исторически идет от эндогамии (сексуальное отношение между родственниками) к экзогамии (допускает сексуальное отношение между родственниками). Переход к моногамии - серьёзный шаг к развитии института браки и семьи.
Сам процесс развития моногамной семьи знает 2 этапа
1. Периуд традиционной семьи
2. Периуд современной семьи
Традиционная семья возникла когда было натуральное хозяйство. В условиях натурального хозяйства семья выступала экономической ячейкой общества. В традиционной семьи возникла норма многодетности. Норма многодетности поддерживалась
В условиях натурального хозяйства возник экономический мотив к деторождению и дети обеспечивали родителей в старости. Поэтому рождение мальчиков более предпочтительно, чем девочек. Семья была патрилокальная (на территории отца). Норма многодетности помогала компенсировать потери от детской смертности.
В условиях традиционного общества сохранялась слитность поведения Брачные - сексуальные – воспроизводительные. Цепочка не должна нарушаться. Патриархальная семья не допускала свободы на всех этапах брачно-семейных отношений - она не допускала свободного брачного выбора, свободных брачных ролей и свободы расторжения брака. Традиционная семья расширена и в ней жили разные родственники. В итоге на первом месте были родственные семейные отношения. Такое отношение – семьецентризм.
Семья 24.04.12
· Современная семья больше не экономическая ячейка общества;
· В современной семье утрачивается экономический мотив к деторождению и благодаря медицине сокращается детская смертность;
· Нарушается слитность и последовательность семейного поведения и о-во спокойно относится к вмешательству в этот процесс;
· Изменение социального положения женщин(чем выше образование женщин, тем меньше они рожают);
· Малодетность не однодетность;
· До войны средний возраст при рождении был 25 лет. Сегодня репродуктивный период у женщин 3,5 года;
· Современная семь основана на свободе выбора (выбора брачного партнера, свобода распределения брачных ролей);
· В отличие от традиционной современная семья нуклеарная (живут родители и дети);
· Ослабевает кровно - родственная связь;
· Ценность семьецентризма сменяется на ценность эгоцентризма;
Переход от традиционной семьи к современной совершается в два этапа:
1)однокарьерной семьи (добытчик-мужчина);
2) бикарьерной семьи (оба работают, оба добытчики);
Переход от однокарьерной к бикарьерной происходит во второй половине 20 века. Переход к бикарьерной семье меняет систему ценностей между мужчиной и женщиной. При переходе к бикарьерной семье происходит перераспределение внутрисемейных ролей. Процесс перехода к бикарьерной семье до конца не завершился. Некоторые социологи задаются вопросами - что будет дальше. Самая адекватная - супружеская семья (основана на равноправном союзе самодостаточных личностей).
Большинство судов в большинстве стран детей оставляют матерям. Мужчины создают организации, в которых отстаивают свое право на воспитание детей (фильм «Крамер против Крамера»).