Тема 2 Генезис управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(ОПД.Ф.06) Менеджмент
для специальности (направления и профиля)
(080111.65) Маркетинг
Новокузнецк 2013
Сведения о разработке и утверждении рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины ОПД.Ф.06 Менеджмент(код и название дисциплины) федерального (или другого) компонента цикла ГСЭ(ЕН, ОПДСД, ДС, ФТД) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для специализации (профиля) 080111 «Маркетинг» (название специализации /профиля) на основании:____
(название типовой программы дисциплины, дата её утверждения).
Автор (ы) _ст. преподаватель Павленко Е.В
Рецензент (ы) председатель контрольно-счетной комиссии Новокузнецкого муниципального района Шмарин Ю.В.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Менеджмента и маркетинга
«22»января 2013 г. Протокол №5
Заведующий кафедрой _______________ Барыльников В.В.
Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета Экономический
«14» февраля 2013 г. Протокол №5
Председатель методической комиссии _____________ Соина - Кутищева Ю.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОПД.Ф.06 | МЕНЕДЖМЕНТ Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления. |
Менеджмент организации предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный руководитель должен обладать и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области управления отдельными социально-экономическими процессами, протекающими в организации и вне нее. Для современной отечественной экономики проблема низкой квалификации руководителей и собственников хозяйствующих субъектов в сфере управления является особо актуальной.
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" разработана для студентов, обучающихся по очной и заочной форме на экономическом факультете и факультете информационных технологий, на основании требований Образовательных стандартов по соответствующим специальностям.
Цель дисциплины - дать студентам представление о сущности и задачах "менеджмента", его месте в современных условиях, закономерностях, принципах, функциях, методах и формах управления организацией, процессе принятия решений и др. с позиций системно-ситуационного подхода.
Задачи дисциплины:
a) ознакомить с фундаментальными основами теории управления;
b) сформировать у студентов системно-ситуационное восприятие организационных социально-экономических процессов для использования теоретических знаний на практике с наибольшей эффективностью;
c) закрепить теоретические знания на практических занятиях по обоснованию и выбору рациональных управленческих решений в организации;
d) овладеть основными приемами искусства управления.
Основное содержание дисциплины:
Структура менеджмента. Методологическая основа дисциплины "Менеджмент". Общая теория управления. Генезис науки "Менеджмент". Системно-ситуационный подход в менеджменте. Функциональное строение системы управления. Организация как социально-экономическая система. Управление социально-экономическими системами (организациями). Природа и состав функций менеджмента. Сущность стратегических, тактических и оперативных планов в системе менеджмента. Методы и механизмы организации планирования в организации. Организационные отношения в системе менеджмента. Организационные структуры менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Процесс принятия решений. Процесс коммуникаций. Управление неформальными группами и социальными процессами в организации. Руководство, лидерство, влияние и власть в системе менеджмента. Стиль руководства и имидж менеджера. Принципы и методы управления. Факторы эффективности и экономичности менеджмента. Информация в системе менеджмента. Технология управления. Выбор эффективной системы управления.
Требования к уровню освоения курса определяются изучением знаний менеджмента как методологической науки, умением оперировать категориальным аппаратом экономической науки и решать вопросы проблемного характера в сфере различных экономических отношений. В ходе семинарских занятий и написания курсовых работ студенты должны приобрести навыки самостоятельной работы с экономическим материалом, с литературными источниками и научиться грамотно излагать свои мысли. А хорошее владение не только устной, но и письменной речью – непременное требование к экономисту-профессионалу.
Глубокое усвоение материала возможно при условии сочетания аудиторных занятий с самостоятельной работой студентов с литературой и нормативным материалом. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции, на которых излагаются основы знаний по определенной теме. К видам учебных занятий относятся и практические занятия, на которых закрепляется основной теоретический материал.
Формами текущего контроля знаний студентов очной формы обучения являются:
-тесты по всем пройденным и изученным темам;
-публичная защита рефератов;
-письменный опрос в виде проверочной работы по дисциплине «Менеджмент» по основным терминам;
-устный опрос в соответствии с заданиями по практическим занятиям;
- решение тестов и задач.
В качестве итогового контроля используется тест по всему учебному материалу и экзамен.
Условием допуска к экзамену считается обязательное выполнение и защита реферата, выполнения обязательных письменных работ по практическим занятиям и решение тестов и задач., для полной программы обучения на дневном и заочном отделениях являются зачет и экзамен. Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; результаты зачета – «зачтено», «не зачтено». При определении критерия выставления оценок учитываются объем, глубина знаний, аргументированность и доказательность, а также общий кругозор студента. Немаловажное значение должно иметь умение давать формулировки и определения понятий и терминов, делать логические выводы.
При выставлении оценки экзаменатор руководствуется следующим:
- оценка«отлично» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы, усвоившему основную и знакомый с дополнительной литературой; как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании (посредством приведения примеровворческие способности в понмаинии ()мосвязь оснвоных ионятий дисциплины в их значении для приобретаемой пролфессии, проявившим), изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценки «хорошо»заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе; как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно», выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно»выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на экзамене.
Критериями выставления оценки «зачтено» являются те же основания выставления положительных оценок, что и на экзамене; оценки «не зачтено» - основания выставления оценки «неудовлетворительно».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Темы | ДО | ЗО | ||||
лекции | практика | всего | лекции | Практика | всего | |
Введение в “Менеджмент”. Цели управления. Эффективность управления | - | |||||
Генезис науки менеджмент | 0,5 | - | 0,5 | |||
Системно- ситуационный подход в управлении | - | |||||
Организация как социально-экономическая система | - | |||||
Процесс планирования. | ||||||
Организационные структуры управления | - | |||||
Процесс мотивации | - | |||||
Процесс контроля и координирования (регулирования) | 0,5 | - | 0,5 | |||
Процесс коммуникаций | 0,5 | 1,5 | - | - | - | |
Процесс принятия решения | - | |||||
Управление социальными процессами в организации | 0,5 | 1,5 | - | - | - | |
Лидерство и стиль руководства | - | - | - | |||
Принципы управления и методы управления | 0,5 | - | 0,5 | |||
Информация в системе управления | 1,5 | 4,5 | - | |||
Технология управления | 1,5 | 4,5 | ||||
Организация управления в условиях перехода к рынку | 0,5 | |||||
Проблемы теории и практики управления | ||||||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 Введение в "Менеджмент"
Этимология слова "менеджмент". Определение понятия "менеджмент". Цели и задачи дисциплины "Менеджмент". Управление – искусство, наука, функция, процесс. Цели функционирования и развития организации и цели управления. Структура менеджмента. Менеджер - профессиональный управляющий. Особенности деятельности менеджеров различного уровня управления. Понятие эффективности менеджмента.
Тема 2 Генезис управления.
История возникновения и развития менеджмента. Основоположники научного менеджмента. Научные направления и школы в менеджменте. Современные подходы в управлении. Современные тенденции в теории и практике управления.