Билет 20 – Параметры измерения культур: различие культур по системе ценностных ориентаций (система Ф.Клакхон и Ф.Стродтбека).
В 1961 году американские антропологи Ф. Клакхон (F. Kluckhohn) и Ф. Стродбек (F. Strodtbeck) выдвинули теорию, которая дополнила уже известные к тому времени параметры изменения культур Э. Холла. Их теория известна как система ценностных ориентаций.
Три тезиса, от которых они отталкивались:
1. Существует ограниченное число общечеловеческих проблем, решением которых вынуждены заниматься люди всех времен и народов.
2. Количество решений той или иной проблемы ограничено небольшим числом вариантов.
3. Любое общество выбирает тот или иной вариант решения, и тем самым определяет свою систему ценностей, несмотря на то, что имеет в своем распоряжении все потенциально возможные решения.
Пять глобальных вопросов, на базе которых и проводилось исследование:
1) Human nature orientation (сущность природы человека)
2) Man-nature orientation (отношения между человеком и окружающей средой)
3) Time orientation (отношения между человеком и временем)
4) Activity orientation (человеческая деятельность)
5) Relation orientation (отношения внутри коллектива/отношения между людьми)
На каждый из поставленных вопросов-ориентаций, по Клакхону и Стродбеку, можно дать ответ, попадающий в одну из трех категорий: хорошо, плохо или нейтрально.
Ориентация | Категория «плохо» | Категория «нейтрально» | Категория «хорошо» |
Сущность природы человека[1] | Человек – «источник зла». | Человек нейтрален. | Человек положителен по природе своей. |
Отношение к окружающей среде | Природа доминирует. | Гармоничные отношения с природой. | Человек – хозяин природы. |
Отношение ко времени | Ориентация на прошлое. | Ориентация на настоящее. | Ориентация на будущее. |
Отношение к деятельности | «Делаю то, что нужно» - направленность на бытие. | Направленность на внутренний рост. | «Делаю то, что пригодится после» - направленность на будущее. |
Отношения между людьми | Авторитарность (линейность) | Социальная направленность (коллатеральность) | Индивидуализм |
1. Сущность природы человека– ориентация, которая в системе Клакхон и Стродбека носит более комплексный характер. Для уточнения трех возможных категорий (хорошо/плохо/нейтрально) американские антропологи вводят ещё один параметр: способность либо неспособность человека к изменениям. Таким образом, возможных вариантов получается не три, а шесть.
1. Люди злы, но способны к изменению.
2. Люди злы и не способны к изменению.
3. Люди нейтральны по отношению к злому и доброму.
4. Люди представляю из себя смесь злого и доброго.
5. Люди добры, но способны измениться.
6. Люди добры и не способны измениться.
2. Отношение к окружающей средехарактеризуется тремя привычными категориями: гармония с природой, доминирование природы, доминирование человека. Последнее, по словам авторов, легко узнается в культуре Соединенных Штатов – подчинение природы человеком, абсолютный контроль.
Пример идеальной гармонии – культуры Китая и Японии, где природа возведена в культ. Авторы также отмечают, что вариант с доминированием природы наиболее характерен для аграрных культур, например, для юго-запада Америки, для испано-американских народов. Это обусловлено исторически.
3. Отношение ко времени– один из ключевых вопросов, порождающих межкультурные конфликты. Продолжая идеи Холла о разделении культур на полихромные и монохромные, авторы подчеркивают, что только одно из временных направлений (прошлое, настоящее, будущее) является доминирующим для того или иного общества. По Клакхону и Стродбеку, большая часть европейских стран бережно относится к своим традициям, ценит прошлое; США больше ориентированы на будущее.
4. Ориентация на деятельность -четвертая в системе Клакхона и Стродбека. Согласно их теории, культуры можно разделить на активные, пассивные и экзистенциальные.
Под активными культурами подразумеваются культуры, направленные на результат. Для людей таких культур не принято долго сидеть без дела (Германия, Австралия, Великобритания).
Пассивные культуры более спонтанны, человек такого склада может долго откладывать дела, чтобы привлечь свои силы для достижения цели в самый последний момент. По мнению авторов теории, таковы испанская, итальянская, русская культуры.
Наконец, экзистенциальные культуры - те, в которых деятельность человека имеет место постоянно, но в основном направлена не во внешний мир, а во внутренний. Это, например, культуры Юго-Восточной Азии.
В отношениях между людьми Ф. Клакхон и Ф. Стродбек выделяют три варианта: линейность/авторитарность, коллатеральность/социальная направленность и индивидуализм. В качестве примера линейности (авторитарности) авторы приводят английскую аристократию. Большое внимание уделяется роду, семье, традиции; большое значение уделяется иерархии отношений. Социальная направленность (коллатеральность) ориентирована на улучшение отношений в группе, а не улучшение жизни конкретного индивида. Люди таких культур отдают себе отчет в том, что живут в социуме, и их деятельность направлена на обеспечение его запросов, а не удовлетворение своих потребностей. Авторы выделяют индийскую и японскую культуру как коллатеральные. Наконец, для промышленных стран более характерен индивидуализм – личные цели приоритетны для индивида и ставятся выше интересов группы.
Клакхон и Стродбек базировали свои исследования на поведении членов сельскохозяйственных общин в момент внезапно обрушившегося ливня. Каждый респондент должен был выбрать из предлагаемых ему вариантов ответов (использовалась методика, которая в социологии называется “жесткой”) описание того типа поведения, которое ему представляется предпочтительным, наиболее адекватным ситуации.
Очевидным образом, результаты исследования подтвердили тезис Ф. Клакхон и Ф. Стродбека о существовании определенного набора межкультурных различий. Ученые предположили, что введением определенного набора "жестких" методик можно создать и прогнозировать модели поведения людей в любых ситуациях. Основной недостаток исследования, за который его критиковали в последующие десятилетия - это упрощенное обобщение.
[1] Классификация этой ориентации более подробна и подразумевает шесть возможных категорий, см. «Сущность природы человека» на стр.2.