Методы социологических исследований
Социология как наука. Задачи и структура социологии, связь с другими науками.
В переводе с латинского, социология – это наука об обществе. Объектом социологии является общество, как совокупность взаимодействующих индивидов. Предметом социологии являются: социальные отношения, социальная структура, социальные субъекты. Впервые понятие социология ввел Огюст Конт в 1839 г. Социология – это наука о законах становления функционирования общества, социальных отношений, групп, общностей, организаций и институтов. Социология является наукой об обществе и как следствие она тесно соприкасается с другими гуманитарными науками. Например тесная связь социологии и социальной философии проявляется в совпадении объектов исследования, однако различаются в предмете и методах исследования. также социология тесно связана с историей, но в них разнятся объекты исследования. Задача социолога состоит в том, чтобы выявить типичное повторяющееся и закономерное в социальной реальности, а историка – описать социальные события в их уникальности и непохожести друг на друга. Сравнивая социологию с экономической теорией можно выделить то, что социология изучает всю совокупность социальных отношений, а экономическая теория – только отдельные сферы общественной жизни. Также социология схожа с психологией тем, что они изучают проблему человека в обществе, но различны по предметам изучения. Их объект изучения тесно связан.
Прикладная социология. Особенности организации и виды социологического исследования.
Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических, и организационно-технических процедур, связанных целью – получением достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Классификация социологических исследовании:
1) по характеру добываемого социологического знания:
- теоретические;
- эмпирические.
2) от периодичности:
- разовые
- повторные
3) по широте и глубине анализа выделяют:
- разведывательные (глубокое изучение той или иной проблемы);
- описательное (получение эмпирической информации, дающей целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе);
- аналитическое (социологический анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины).
В социологическом исследовании можно выделить 3 этапа: 1) разработка программы и приемов исследования; 2) проведение эмпирического исследования; 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчетных документов.
Методы социологических исследований.
К социологическим методам исследований можно отнести такие как:
1) наблюдение (целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются).
2) эксперимент (метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику)
3) анализ документов (один из широко применяемых и эффективных методов сбор первичной информации)
4) опрос предусматривает:
- устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов
- регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию
5) интервью (целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования)
6) анкетные опросы.
4. Методологические подходы в социологии: позитивизм (О. Конт), объективизм (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М. Вебер).
Огюст Конт считает, что когда социальная мораль поднимется на степень позитивной науки, тогда совокупность наук – философия – тоже станет позитивной. Позитивная философия не есть отдельная наука – это есть синтез, систематическое упорядочение человеческого знания. Выйдя из наук, позитивная философия не имеет иного метода, кроме метода наук, т. е., опыта в соединении с индукцией. Она, кроме того, представляет философию в настоящем значении этого слова, так как её предмет – совокупность феноменов, вселенная. Работать над этой совокупностью, упорядочивать всю целость человеческого знания так, чтобы владеть всеми его нитями, сделать науки философскими, а философию научной, дать первым единство, которого им до сих пор недоставало, возвратить последней то обаяние, которое отняли у неё её недавние ложные шаги – такова в глазах Конта задача позитивизма.
Э. Дюркгейм. Разработал теорию социологизма. Основные идеи:
1) общество – часть объективной реальности имеющая специфические законы, следовательно необходимо изучать специфическими методами;
2) общество первично по отношению к составляющим его индивидам (менталитет, коллективное сознание и память)
3) социальные факты существуют объективно и не зависят от человека, они наделены принудительной силой по отношению к человеку. Они бывают:
а) морфологические (описывают структуру и форму общества)
б) духовные социальные факты (описывают коллективные представления).
Основой социальной жизни является социальная солидарность, которая бывает 2-х видов:
а) механическая (основана на принуждении авторитарных и тоталитарных формах управления);
б) органическая (основана на разделении труда и экономической взаимозависимости, возрастает свобода и индивидуализм).
Теория аномии и проблема суицида разработана Дюркгеймом.
М. Вебер Разработал концепцию понимающей социологии. Социология должна объяснять мотивы поведения, а не искать законы, следовательно социальное прогнозирование невозможно. Наиболее важным является анализ социальных действий, которые имеют следующие признаки:
- наличие действительного субъекта;
- осмысленность действия;
- социальная ориентация на других (ориентирование на социальные нормы или ожидания окружающих).
Типы социальных действий:
1) целерациональные (основаны на разуме, осмысленности);
2) ценностнорациональные (основаны на вере);
3) традиционные ( основаны на привычке);
4) аффективное (основаны на эмоциях).
5. Методологические подходы в социологии: исторический материализм (К. Маркс), интегрализм (П. Сорокин).
Маркс считал, что социальный мир – это объективная реальность, существующая и функционирующая по своим законам, которые познаваемы. При этом, будучи материалистом, Маркс считал, что все общественные явления определяются не знанием, идеями или духом, а материальным производством, т. е. бытие определяет сознание. В его фундаментальной теории общественно-экономических формаций раскрыта взаимосвязь всех сторон общественной жизни, от материального производства до религии, культуры и искусства. Экономическому базису общества соответствуют определенные институты и отношения надстройки, в том числе семья, быт, образ жизни и способы мышления. Разделение общества на классы обусловлено общественным разделением труда и возникновением частной собственности. Движущей силой общественного развития выступают антагонистические противоречия классовых интересов, предопределяющие неизбежность классовой борьбы на протяжении всей истории человечества.
Сквозь всю теоретическую социологию Сорокина красной нитью проходит идея интегрализма. По сути, она оказалась сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур.
Наиболее ярко она проявилась, пожалуй, в анализе личности и общества. «Новая интегральная теория личности, — писал ученый, — не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексивно-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом».
Человек интегрален, считал социолог, прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами — чувствами, разумом, интуицией. В результате их интегрального использования знание о мире человека становится полным. Цитита Сорокина: «Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания — чувства, разума и интуиции, — это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. История человеческого знания — это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют».