Виды познавательной Признаки деятельности
Тема IV. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Сознание и познание(§ 21-27)
Ключевые понятия
Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие - мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина - адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание - способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Тестовый контроль
1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?
а) результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон соответствия спроса и предложения. 3. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) открытие Архимедом выталкивающей силы;
б) миф о сотворении человека из глины;
в) гипотеза Птолемея о шарообразности Земли;
г) закон сохранения и превращения энергии.
4. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
5. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) представление о мире, стоящем на трех китах;
б) расшифровка египетских иероглифов;
в) предание о Ноевом ковчеге;
г) библейская легенда о сотворении человека из глины.
6. К чувственному познанию относится: а) суждение;
б)восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
7. Что из названного является этапом чувственного познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) представление;
г) гипотеза.
8. К рациональному познанию относится: а) суждение;
б)восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
9. Что из названного является этапом рационального познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) понятие;
г) практика.
10. Под истиной понимается:
а) обязательный результат познавательной деятельности человека;
б) объективное отражение действительности в сознании человека;
в) знание, разделяемое большинством людей;
г) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.
11. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) разделяется большинством людей;
б) соответствует познаваемому объекту;
в) не противоречит предшествующим представлениям;
г) использует только формы рационального познания.
12. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
13. Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно массе вытесненной воды» является примером:
а)научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) народной мудрости.
14. Утверждение «Все земные тела подчиняются закону всемирного тяготения» является примером:
а)научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
15. Высказывание «Век живи - век учись» является примером:
а) научного знания;
б) народной мудрости;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
16. Высказывание «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» является примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;
в) паранаучного знания;
г) научного знания.
17. Высказывание «Ученье - свет, а неученье - тьма» является примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;
в) паранаучного знания;
г) научного знания.
18. Объективная истина - это знание:
а) не зависящее от пристрастий и интересов людей;
б) полученное исключительно при помощи чувственного познания;
в) разделяемое большинством людей;
г) соответствующее моральным нормам.
19. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, - это:
а) история;
б) политология;
в) экономика;
г) психология.
20. Наука о закономерностях становления, развития и функционирования общества в целом, - это:
а) история;
б) политология;
в) этика;
г) социология.
21. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:
а) получение знаний при помощи художественных образов;
б) приводит к относительным истинам;
в) использует только формы чувственного;
г) направлено на получение достоверного знания.
22. Наукой, изучающей поведение человека в обществе, является:
а) социальная психология;
б) история;
в) философская антропология;
г) социология.
23. Особенностью социального познания является:
а) совладение субъекта и объекта познания;
б) получение объективного знания;
в) соответствие результатов познания поставленным целям;
г) выдвижение гипотез и формулировка выводов.
24. Какой из названных признаков характерен исключительно для социального познания?
а) преобладание эксперимента как способа получения знания;
б) возможность получения достоверного знания;
в) возможность получения субъективной оценки;
г) обусловлено интересами познающего субъекта;
25. Психология изучает:
а) хозяйственную деятельности человека;
б) межличностные отношения в обществе;
в) деятельность политических партий и движений;
г) образование социальных групп и их взаимодействие друг с другом.
26. Укажите среди перечисленных знаний паранаучные:
а) П. умеет читать кончиками пальцев сквозь плотную бумагу;
б) Д. может устно делить и умножать четырехзначные числа;
в) К. по фотографии мужа определяет, когда он вернется в семью;
г) М. способен по состоянию глаз человека назвать некоторые его заболевания.
27. Примером обыденного знания является утверждение:
а) расстояние от Солнца до Марса - 228 млн км;
б) средний радиус Земли - 6371,032 км;
в) расстояние между деревнями Ореховкой и Сухой Корсун -полчаса езды на телеге.
28. Критериями истины являются:
а) опыт, практика;
б) мнение специалиста;
в) соответствие господствующему в обществе учению;
г) соответствие законам логики.
29. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность людей сопровождается
ошибками, заблуждениями, иллюзиями. Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана
с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
30. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
31. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру чувственного познания входят ощущения, восприятия, представления.
Б. Начальной ступенью познания является познание, осуществляемое посредством органов чувств.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
32. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умозаключение. Б. Рациональное познание предваряет собой чувственное.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
33. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание требует познающего субъекта и познаваемого объекта.
Б. В качестве субъекта познание может выступать как отдельный человек, так и общество в целом.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
34. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А, Выдвижение гипотезы является элементом познавательной деятельности.
Б. Для осуществления познавательной деятельности необходимы субъект и объект.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
35. Верны ли следующие суждения о познании?
А, Основными формами познания являются чувственное и рациональное познание.
Б. Рациональное познание предполагает осмысление сущности познаваемого объекта.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
36. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинное знание всегда объективно.
Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
37. Верны ли следующие суждения о науках?
А. Науки принято подразделять на технические, естественные, гуманитарные, общественные.
Б. К числу естественных наук относится история и социология.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
38. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины.
Б. Объективность выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
39. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность истины заключается в получении знания,
соответствующего предмету изучения. Б. Объективность истины выражается в разделении знания
большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
40. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание средствами искусства осуществляется с помощью художественных образов.
Б, Только научное познание направлено на постижение сущности и человека.
а) верно только Л;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
41. Научное знание отличает:
а) доказательность выводов;
б) использование понятийного аппарата;
в) использование художественных образов;
г) обращенность к эмоциям, переживаниям;
д) опора на житейский опыт;
е) теоретический уровень.
42. К особенностям социального познания относятся:
а) совпадение объекта и субъекта познания;
б) в качестве объекта познания выступает общество;
в) значительная степень субъективности;
г) преобладание эксперимента;
д) в качестве объекта познания выступает природа;
е) целью познания является получение достоверного знания.
43. Научное познание непосредственно направлено:
а) на создание новых материальных ценностей;
б) выработку нравственных норм;
в) раскрытие смысла жизни;
г) выявление закономерностей развития мира.
44. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности:
а) опирается на данные наблюдений;
б) учитывает накопленный опыт;
в) экспериментально обосновывает выводы;
г) использует метод рассуждений.
45. Научные знания, так же как и мифологические:
а) дают общую картину мира;
б) включают ритуальные действия;
в) основываются на мнениях авторитетных людей;
г) доступны узкому кругу людей.
46. Верны ли следующие суждения?
А. Практика является универсальным (всеобщим) критерием истины.
Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
Практикум
1. Заполните пропуски:
- Относительная зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.
- Абсолютная и относительная истины являются формами истины.
Результатом познавательной деятельности является получение .
- как один из критериев истины включает в себя накопленный предыдущими поколениями людей опыт.
- выражается в независимости знания от
пристрастий и интересов людей.
2. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы:
Ступени познания Элементы
А. Чувственное. 1) суждение;
Б. Рациональное. 2) ощущение;
3) понятие;
4) представление;
5) умозаключение; 6)восприятие.
3. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры:
Виды знаний Примеры
А. Народная мудрость. 1) пословицы; Б. Научные знания. 2) поговорки;
3)притчи;
4)теории;
5) законы развития общества;
6) законы развития природы.
4. Соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки:
Виды познавательной Признаки деятельности
А. Научное познание. 1) образно-символический ряд;
Б. Художественное 2) понятийный аппарат;
познание. 3) теория;
4) субъективность восприятия.
5. Соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки: