Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАЦИИ.
1.Основные этапы развития теории коммуникации.
2.Современные концепции коммуникации.
3.Теоретические и практические модели коммуникации
1. Методология коммуникации представляет систему научных принципов, на основе которых строится исследование и определяются методы и приемы исследования.
Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Американский социолог Ч. X. Кули выделил в 1909 г. коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли.
До XIX в. включительно осмысление проблем коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. Теоретические представления о законах, на которые опираются коммуникативные процессы, сопровождающие общение людей, сложились лишь в XX в. До этого отдельные аспекты устно-речевого и письменного взаимодействия рассматривались в рамках практического осмысления. В частности, в ораторском искусстве (риторике) люди совершенствовались в далекой древности. Основной целью такого искусства являлась способность воздействовать на эмоциональную сферу слушателей. Ведущим видом речевой деятельности в ораторском искусстве рассматривался монолог — речь оратора, а формами применения искусства красноречия были, например, публичные речи в суде, проповеди, парадные речи. В XX в. значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли социология, психология, культурология, технические, филологические и другие науки.
2. Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в психологической науке конца XIX — начала XX в. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды по схеме [стимул — реакция (S — R)]. Разработка идей и методов этого направления принадлежит американским ученым Э. Л. Торндайку (THORNDIKE, Edward Lee) и Дж. Б. Уотсону (WATSON, John В road us), ставившим в основу коммуникации не язык, а сами речевые сигналы, манипулирование, которыми позволяет влиять на человека. Значительное влияние на идеи бихевиоризма оказали труды русских ученых И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Символический интеракционизм (термин, предложенный американским социологом Г. Блумером) главное внимание уделяет символическому содержанию социальных взаимодействий. Основоположником этого направления (30-е гг. — начало 40-х гг. XX в.) считается американский философ-прагматик и социальный психолог Дж. Г. Мид. Отрицая точку зрения бихевиористов на поведение людей как пассивную реакцию на стимул, это направление рассматривает реакции как осмысленные символические действия (например, протянутая рука символизирует приветствие). Язык рассматривается как основное символическое средство взаимодействия. Исследования взаимодействия позволили выявить динамику социализации личности, установить связь социальных символов с социальными ролями коммуникантов и социальными нормами коммуникации.
Преемницей символического интеракционизма в 60-70-е гг. XX в. является этнометодология — теоретический подход, основанный американским социологом Г. Гарфинкелем и получивший свое развитие в трудах И. Гоффмана. Этнометодология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразительных движений, ритуал и молчание.
Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Э. Холлом. Этот подход предполагает, что на эффективность коммуникативных действий влияет принадлежность коммуникантов к определенной культурной среде. Значимым в этой теории является понятие «социальной дистанции» (близкой, персональной, социальной и публичной дистанции), которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц.
3. Возникновение и распространение технических средств коммуникации пробудили интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. XX в. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер. Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.
После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации — рационалистический и иррационалистический.
Рационалистический подход основан на теории информационного общества. Суть данной теории, разработанной в 70-е гг. XX в. американским социологом Д. Беллом, состоит в том, что информация рассматривается в качестве единственного стимула и источника социального развития, а СМИ, соответственно, как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. При этом изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах и способах ее передачи и дальнейшего применения.
Иррационалистический подход представлен феноменологическим направлением (конец 40-х — начало 30-х гг. XX в.), основоположником которого считается американский философ и социолог австрийского происхождения А. Шюц, создавший теорию «понимающей социологии». Этот подход обращен к проблемам языковой социализации и коммуникации, обусловленной неязыковыми факторами.
Коммуникация трактуется в рамках этого направления как результат взаимного понимания людей.
4. Значимый этап в развитии теорий массовой коммуникации связан с пониманием того, что влияние СМИ носит сложный характер при воздействии на аудиторию.
Так, в 1940 г. американскими учеными П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана теория двухступенчатой коммуникации, согласно которой на первой ступени коммуникации идеи распространяются от средств коммуникации к наиболее авторитетным членам группы — «лидерам мнений», а от них — к менее активной массе. «Лидеры мнений» становятся связующим звеном между СМИ и массой.
Теория «спирапи (заговора) молчания», разработанная немецкой исследовательницей Э. Ноэлль-Нойманн обращает внимание на «парадокс голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, полагая, что их голос ничего не решает.
Выявление зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения было разработано в теории диффузии инноваций (diffusion of innovation theory). Разработкой этой теории в области связи занимался Э. Роджерс в 60-е г. Диффузия понимается как процесс распространения новшества через коммуникационные каналы в течение определенного времени, когда важно убедить прежде всего критические 5% аудитории. По степени восприимчивости информации ученый выделил пять групп:
- инноваторы (2,3% населения, которые быстро «схватывают» новые идеи;
- ранние принимающие (13.5% населения) формируют большинство лидеров мнений;
- раннее большинство (34% населения) принимает новые идеи чуть раньше среднестатистического гражданина;
- позднее большинство (34% населения) принимает новые идеи скептически, только после того, как их примет среднестатистический гражданин;
- поздние принимающие (16% населения) недоверчиво относятся к новым идеям.
Теория информационных барьеров (англ. gate keeping) разработана американским социологом и социальным психологом К. Левином. Теория связана с процессом выбора новостей, когда прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них своеобразной цензуры (gate = «ворота»), которая управляется «информационными привратниками» (англ. gate keeping). Они служат интерпретаторами новостей для своей малой группы, оценивая входящий поток сообщений на основе собственных критериев степени важности.
В 60-е гг. XX в. была разработана культурологическая теория массовой коммуникации. В исследованиях канадского социолога Г. М. Мак-Люэна и французского социолога А. Моля подчеркивается значимость коммуникативных средств для понимания взаимодействия развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная) с человеком. При этом отмечается «мозаичность» культуры, создаваемая при помощи СМИ. Информирование создает иллюзию осведомленности о многом в мире, но не может заменить систематического образования.
В 60-е — начале 70-х гг. XX в. была создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем, которая оказала и продолжает оказывать влияние на большинство наук конца XX — начала XXI в. Создателем этого направления является У. Матурана — чилийский нейробиолог. Биологическая теория языка и познания У. Матураны популярна в настоящее время. Языковую деятельность (англ. ianguaging) ученый сравнивает с танцем, которому свойственны не «иерархия» и «управление», а сотрудничество, направленное на самосохранение. Однако, как замечает Н. К. Рябцева, человек не просто биологический механизм, он — существо глубоко социальное. Главным средством социальной организации общества выступает язык, который превратил человека из биологического существа в социальную личность.
5. Начало становления теории коммуникации в России положено М. В. Ломоносовым в 1748 г.
Практика ораторского искусства совершенствовалась в трудах выдающихся судебных ораторов XIX — начала XX в. Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони и др. Несмотря на ценность рекомендаций этих специалистов, следует признать, что их труды не были научными и не опирались на какую-либо теорию.
Становление теории коммуникации начинается в России во второй половине XX в. В период 20-60-х гг. процессы коммуникации рассматривались узко, как предмет социально-психологического исследования. Ведущим теоретическим методом в исследованиях общения является герменевтический. Он опирается не на эксперимент, а на истолкование. Общение истолковывалось как психологический феномен, включающий ряд независимых явлений. Так. в 1971 г. Б. Д. Парыгин объясняет общение как сложный, многосторонний процесс, содержащий одновременно как движение информации, так и взаимоотношение партнеров, их взаимовлияние друг на друга. Стороны общения рассматривались как сумма дискретных психических явлений, не являющихся единым целым.
Психолог Б. Ф. Ломов указал на актуальность исследования общения, выходящего за рамки социальной психологии, и раскрыл важность углубленного изучения психологии общения в актуальных сферах: педагогике, инженерной психологии, психологии управления, медицине и др. областях. Сегодня деятельность общения входит как раздел в общую теорию психологии.
Б. Г. Ананьев возглавлял комплексные исследования ученых психолого-физиологического плана, связанные с освоением космоса в 50-70-е гг. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев включили деятельность общения в ряд ведущих, основных видов психологической деятельности человека. Это было важным вкладом в становление теории коммуникации, ведь в то время даже в Большой советской энциклопедии (3-е изд., 1974) отсутствовала статья «Общение человека».
Значительный вклад в понимание межличностной коммуникации как комплексного явления внесли Г. М. Андреева и ее ученики, изучавшие общение в социальной сфере.
6. Модели коммуникативных процессов создаются для описания, преобразования и структурирования информации, они строятся адекватно изучаемым коммуникативным процессам. Для лучшего понимания коммуникативного процесса ученые пользуются методом моделирования — воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого.
Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Содержание модели зависит от концепции специалиста, который эту модель разработал, а также от потребностей той сферы науки, в которой она появилась, и т. д. Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является отражением реальности, а тем более самой реальностью. Модель нужна исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью. Модели коммуникации можно разделить на линейные, или механистические, и нелинейные.
• Линейная модель Г. Д. Лассуэлла, предложенная в 1948 г., использовалась для анализа массовой коммуникации, прежде всего политической.
Табл. 2.1
Модель Г. Д. Лассуэлла
КТО | Сообщает ЧТО | По какому каналу? | КОМУ | С каким эффектом? |
Коммуникатор Анализ управления | Сообщение Анализ содержания | Канал Анализ средств и каналов | Получатель Анализ аудитории | Эффект Анализ результатов |
Согласно формуле Г. Д. Лассуэлла, отражающей структуру коммуникативного процесса, акт коммуникации рассматривается по мере ответа на вопрос: КТО — ЧТО сообщает — по какому КАНАЛУ — КОМУ — с каким ЭФФЕКТОМ. В 1968 г. ученый расширил версию своей модели, поставив вопросы, помогающие изучить коммуникативный процесс: кто, с каким намерением, в какой ситуации, с какими ресурсами, используя какую стратегию.
Достоинством данной модели является то, что она представляет развернутый план коммуникативного действия.
Недостаток модели состоит в ее монологичности, поскольку она не предполагает обратную связь. Модель опирается на бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на адресата, рассматриваемому лишь в качестве объекта, реагирующего на полученную информацию.
• Линейная модель (шумовая) Шеннона — Уивера разработана в 1949 г. в математической теории связи инженером К. Э. Шенноном для описания коммуникации средствами телефонной связи. У.Уивер распространил эту модель на все виды коммуникации, внеся в схему шум, понимаемый как любая помеха коммуникации.
ПЕРЕДАТЧИК СООБЩЕНИЯ | КАНАЛ СВЯЗИ | ПРИЕМНИК СООБЩЕНИЯ | ||
Рис.3.1. Цепочка связи по К. Э. Шеннону
Данная модель является коммуникативной цепочкой, в которой представлены: источник сообщения; кодировщик, подготавливающий сообщение для передачи в удобной форме; тот или иной канал связи, переносящий сигналы в закодированном виде; декодер, «распаковывающий» сообщение; и наконец, получатель, извлекающий из сообщения информацию. На успешность связи влияют помехи (шум), они снижают разборчивость речи либо качество изображения. Как шум могут рассматриваться также неинформативные составляющие сообщения, мешающие восприятию, перегружающие канал связи. С шумом можно научиться бороться.
Достоинством линейной модели является то, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. На основе этой модели разрабатывались теории коммуникации в технике и обществе (конец 60-х — начало 70-х гг.), согласно которым коммуникация рассматривалась как деятельность, направленная на подготовку, передачу и сохранение информации в рамках различных организационных структур.
Ограничения модели состоят в том, что она абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь в основном на ее количестве. В силу ее механистичности отражает преимущественно технические способы коммуникации. Человек включен в модель лишь как источник / приемник информации. Кроме того, коммуникативный процесс рассматривается как линейный (однонаправленный), где отсутствует обратная связь.
В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпретированной Р. О. Якобсоном функциональной модели речевой коммуникации (или речевого события), где представлен адресант, направляющий адресату сообщение, которое передается с помощью кода.
Контекст | ||||||
Отправитель | Сообщение | Получатель | ||||
Контакт | ||||||
Код | ||||||
Рис. 2.1. Схематическая модель коммуникации по Р. Якобсону
В модели Р. Якобсона сообщение рассматривается как содержательная, многофункциональная компонента. В ней выделяется контекст как функция, обеспечивающая целостность содержания, задающая систему координат и позволяющая ориентироваться в нем. Контакт отражает регулятивный аспект коммуникации. Все шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка:
- экспрессивная функция выражает отношение говорящего к сообщению;
- код рассматривается как метаязыковая (надязыковая) функция, когда содержание значения слова можно раскрыть через его описание;
- когнитивная функция связана с контекстом;
- конативная функция оказывает непосредственное воздействие на того, кто принимает сообщение;
- фатическая функция связана с поддержанием контакта;
- поэтическая (риторическая) функция ориентирована прежде всего на форму, чем на содержание.
Модель Р. Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Эта модель телеологична (от греч. telos — цель), т. е. показывает предназначение, функции языка. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали эту модель для описания коммуникативных процессов.
В 1954 г. ученые из США В. Шрамм и Ч. Остуд предложили циркулярную (замкнутую), сбалансированную модель коммуникации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправными партнерами. Большое значение придается обратной связи (англ. feedback) между ними, уравновешивающей прямую связь: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.
КОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР ДЕКОДИРОВАНИЕ | СООБЩЕНИЕ | ДЕКОДИРОВАНИЕ КОММУНИКАТОР КОДИРОВАНИЕ | ||
СООБЩЕНИЕ | ||||
Рис 2.2. Модель В. Шрамма и Ч. Остуда
Достоинством данной модели является то, что она может саморегулироваться за счет обратной связи.
Рассмотренные выше модели являются линейными, они способствуют пониманию последовательности процесса коммуникации. Однако в реальности коммуникативный процесс может представлять собой сложное, многоуровневое явление, происходящее в определенной социальной ситуации.
Интеракционистская (социально-психологическая) модель разработана Т. Ньюкомбом, который предложил учитывать как отношения, которые складываются между общающимися, так и те, которые обращены к объекту разговора (речи). Ученый исходил из того, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. Если два контактирующих сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своих взглядов на рассматриваемую ситуацию. При негативном отношении друг к другу не будет совпадать и отношение к рассматриваемой ситуации.
Данная модель является нелинейной, она задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация, чтобы создавались симметричные отношения, одинаковая оценка ситуации при сходной оценке друг друга.
Задание на дом:
ВЫЯВЛЯЕМ КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Обратите внимание на ключевые термины данной темы и найдите их определение в ГЛОССАРИИ. При ответе на теоретические вопросы, выполнении практических заданий и самостоятельной работы стремитесь использовать терминологию и правильно ее употреблять, иллюстрируя при необходимости примерами.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Какие существуют основные теоретические направления изучения коммуникации? Дайте их характеристику.
Чем отличаются рационалистический и иррациоиалистический подходы к изучению коммуникации?
Какие существуют линейные и нелинейные модели коммуникации?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Определите основные этапы становления и развития теории коммуникации.
Опишите основные модели коммуникации. Что есть общего и специфического в моделях? В чем состоят их достоинства и недостатки?
Систематизируйте материал темы в виде схемы по разделам с указанием имен специалистов, основные теории изучения коммуникации, подходы к изучению коммуникации, модели коммуникации.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Обязательная литература
Бориснёв С. В. Социология коммуникации. — М., 2003. —С. 19-31.
Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Ва-силика. — М., 2003. — С. 63-125.
Кашкии В. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007.—С. 37-40.
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003. —С 8-36.
Дополнительная литература
1. Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М., 1997. —С. 13-17; 208-217.
Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М., 1991. — С. 107-127.
Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — Киев. 2004. — С. 352-354; 366-377.
Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект. — М., 2005.—С. 17-18; 23-24.
Психолого-лиигвистические проблемы массовой коммуникации / отв. ред. А. А. Леонтьев. — М., 1976. — С. 5-27.