Психология народов (Мориц Лацарус, Хейман Штейнталь, Вильгельм Вундт).
ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ - одна из первых социально-психологических теорий, сложившаяся в Германии во второй половине XIX в. Теоретической основой ее стали философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психологическая концепция И. Гербарта о сознательном и бессознательном в психике (душе). Создателями теории П.н. были немецкий философ и языковед X. Штейнталь и швейцарский философ М. Лацарус. Первоначальный ее вариант, объединяющий результаты историко-филологического и психологического исследования, был изложен в редакционной статье первого номера журнала на немецком языке "Психология народов и вопросы языкознания" (выходил с 1860 г. по 1890 г.). В этом же журнале в статье "Вводные рассуждения о психологии народов" они опубликовали программное положение своей новой концепции. Основная идея П.н. заключалась в признании ее основателями "духа народа" как единого целого, выражающего психологическое сходство представителей одной нации в языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т. д. Индивидуальное же сознание, по их мнению, являлось продуктом "духа народа", развитие которого зависело от внутренних причин. Главная задача "психологии народов" как отдельной науки виделась авторам в психологическом познании сущности "духа народа" и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа. Идеи основателей школы систематизировал и развил немецкий философ и психолог В. Вундт, предложивший программу эмпирических исследований языка, обычаев, мифов и т. д. Он рассматривал "психологию народов" как описательную науку, фиксирующую глубинные особенности духовной жизни людей, но не претендующую на открытие законов. Согласно его взглядам, индивидуальная психика, вместе с коллективной, т. е. психологией народов, образует единое целое. Важной заслугой школы П.н. стала попытка комплексного решения социально-психологических проблем с привлечением достижений таких наук, как психология, этнография, лингвистика и философия.
Мориц Лацарус
Кто ты??
Лацарус, Мориц — выдающийся немецкий ученый и писатель,
Хейман Штейнталь
считается основоположником психологизма в языкознании. Психологические взгляды ученого сформировались под влиянием немецкого философа и психолога И.Ф.Гербарта (см. ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих). Одновременно в деятельности Штейнталя получила развитие традиция философии языка, восходящая к И.Гердеру и особенно В.Гумбольдту, основные работы которого по философии языка Штейнталь опубликовал со своими комментариями. Основным предметом научно-исследовательского интереса лингвиста был язык как проявление психологии народа и «народного духа». В связи с этим его считают основоположником этнопсихологии и этнолингвистики, хотя он склонялся к изучению индивидуальной психологии. Научное творчество Штейнталя является синтезом и интерпретацией эмпирических фактов, собранных другими учеными. Штейнталь оказал влияние на психолога и лингвиста В. ПАУЛЬ Герман). В своих теоретических работах Штейнталь сохранил понятие внутренней формы языка В. Гумбольдта и остался привержен идеям о стадиальности в развитии языков. Основные общетеоретические положения Штейнталя были изложены им в следующих книгах: «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» и «Введение в психологию и языкознание». Штейнталя занимался также проблемами происхождения языка. Он развивал звукоподражательную теорию в книге «Происхождение языка», а также проблемами классификации языков: «Классификация языков как развитие языковой идеи». Интересовался лингвистической типологией: монография «Характеристика важнейших типов строя языка». Автор двухтомной «Истории языкознания со времен греков и римлян со специальным вниманием к логике. Ученый занимался также китайским языком и языками манде (Западная Африка).
Лацарус и Штейнталь противопоставили в этом смысле индивидуальной психологии - психологию народов. Она должна была служить дополнением и необходимым продолжением индивидуальной психологии и, следовательно, лишь в связи с нею исчерпывать вполне задачу психологического исследования. Но так как все отдельные области знания, проблемы которых при этом вторично затрагивает психология народов, - языковедение, мифология, история культуры в её различных разветвлениях - уже сами давно старались выяснить психологические условия развития, то отношение психологии народов к этим отдельным дисциплинам становится до известной степени спорным, и возникает сомнение, не позаботились ли уже раньше другие о всестороннем разрешении той задачи, которую она себе ставит. Чтобы взвесить основательность этого сомнения, присмотримся прежде всего поближе к программе, созданной Лацарусом и Штейнталем.
Вильгельм Вундт
В 1900 г. Вундт выпустил первую часть своего труда – двухтомную психологию языка. Этот труд сильно повлиял на языковедов, которые критиковали идеи Вундта. Некоторые лингвисты говорили, что благодаря Вундту психологическая система начала соприкасаться с лингвистикой.
Основной задачей труда В.Вундта считается создание системы психологии народов, которая продолжит и дополнит индивидуальную психологию. Лацарус и Штейнталь утверждали, что психология народов не выдерживает критики, потому что она неделима с понятием о природе души. А лингвист Герман Пауль говорил, что все психические процессы происходят только в душе у каждого человека.
Психология народов включает в себя психические явления, представляющие продукты совместного существования и взаимодействия людей. Она не может захватывать такие области как, например, литературу, так как в них сказывается преобладающее влияние личностей. Следовательно, объектом психологии народов являются язык, мифы и обычаи.
Психология народов, пытается, опираясь на этнологию и сравнительное изучение религий, выяснить общие условия тех или иных форм веры и культа.
"Психология народов" может служить отличным введением в изучение основного труда Вундта по психологии языка, а также дает возможность читателю впервые ориентироваться в трудных и спорных вопросах новой и интереснейшей отрасли психологии.
Вундт выделял в науке о «национальном духе» две дисциплины: «историческую психологию народов» и «психологическую этнологию». Первая является объяснительной дисциплиной, а вторая — описательной.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы донести всю важность работ и достижений Вильгельма Вундта, а также психологии народов. Объектом исследования является психология народов. Предметом исследования является проблемы психологии народов. Цель данной работы заключается в выявлении такого явления как психология народов, оценки общего отношения психологии народов к историческим наукам путем анализа некоторых проблем языковедения и философии религии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) исследовать происхождение психологии народов;
2) изучить задачи психологии народов;
3) определить главные области психологии народов.