Социальная мобильность в открытом и закрытом обществе
Данные о социальной мобильности, доминирующей в обществе, позволяют судить о степени открытости общества. Так, если в обществе социальная мобильность носит преимущественно горизонтальный характер, а вертикальная затруднена либо вообще невозможна, то это свидетельствует о закрытости общества, организации его социальной структуры по замкнутому (кастовому либо сословному) принципу. В этом случае место человека в социальной структуре определяется преимущественно его прирожденным статусом.
Для открытого общества характерна свободная как горизонтальная, так и вертикальная мобильность. Границы социальных слоев достаточно прозрачны, безусловный приоритет приобретают показатели достижимого социального статуса.
В связи с тем, что социальные перемещения людей и других социальных объектов осуществляются как индивидуально, так и совместно, различают индивидуальную и коллективную социальную мобильность.
Индивидуальная мобильность – это перемещение внутри социальной структуры отдельных людей. Ни один человек, ни в какой момент времени не существует вне статуса, но при этом если он покидает какую-либо одну свою статусную ячейку, то тут же оказывается в другой, а его освободившееся место занимается другим человеком. Индивидуальная мобильность осуществляется постоянно, является естественной и не нарушает равновесия социальной структуры общества.
45. Коллективная мобильность: понятие, причины, последствия.
Коллективная социальная мобильность - это массовые изменения индивидами, социальными группами своего места в социальной структуре. Она может происходить как по горизонтали, так и по вертикали. Она может быть вызвана, прежде всего, глубокими изменениями в экономической сфере в связи со структурной перестройкой экономики. Вследствие этих изменений происходит смена идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов, формируются новые социальные группы, выступающие носителями этих преобразований. Происходит неизбежная смена политической элиты, перемещение наверх тех политических сил, которые возглавили происходящие в обществе изменения. В результате осуществляется реконструкция всей социальной структуры общества, установление новых связей между социальными слоями. Кроме того, коллективная мобильность может стать следствием войн, революций, стихийных бедствий и других крупных потрясений общества, результатом которых является массовая миграция, обнищание значительной части населения. Коллективная мобильность представляет безусловную угрозу обществу, поскольку деформирует социальную структуру и, тем самым, нарушает его внутреннее равновесие.
46. Социальный статус: понятие, структура.
Социальный статус - положение, занимаемое человеком в обществе. Социальный статус складывается из показателей прирожденного (приписываемого) и достижимого (приобретенного) статусов. Прирожденный статус складывается из таких показателей, как социальное происхождение, пол, национальность. Термин «прирожденный статус» многие исследователи заменяют термином «приписываемый», подразумевая, что указанные характеристики приписываются человеку окружением. Достижимый статус складывается из показателей, которые приобретаются (достигаются) человеком в течение жизни. К ним относятся: профессия, образование, квалификация, род деятельности, уровень доходов, должность и др.
Один и тот же индивид является одновременно субъектом нескольких социальных групп, поэтому он обладает одновременно различными статусами, составляющими в совокупности статусный набор. Это понятие, которое создает своеобразный статусный портрет человека, в середине ХХ века ввел американский социолог Р.Мертон. Таким образом, социальный статус охватывает разностороннюю и, в то же время, обобщающую характеристику социального положения индивида: профессию, квалификацию, род деятельности, должность, уровень доходов, возраст, семейное положение, национальность, пол и т.д.
Социальный статус – это не просто место в социальной структуре, а определенная позиция, связанная с другими позициями через систему статусных прав и статусных обязанностей. Например, статус «учитель» связан взаимными правами и обязанностями со статусом «ученик», а статус «отец» аналогично связан со статусом «сын». При этом статус «учитель» не имеет аналогичной связи со статусом «сын».
Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике: одежде, языке, жестах, манерах поведения и иных знаках социальной принадлежности, формирующих социальную символику. Из всей совокупности статусов часто какой-то один становится главным. Как правило, им становится тот статус, с которым человека идентифицируют другие люди либо с которым он идентифицирует себя сам. Он определяет стиль и образ жизни человека, и именно он будет определять положение индивида в обществе. Например, из статусного набора: мужчина, средних лет, женат, высшее образование, казах, инженер, директор предприятия - последний показатель является главным в определении статуса. Отождествление индивидом себя с конкретным статусом называется статусной идентификацией. Она проявляется не только через внешние показатели (статусную символику), но и через внутренние позиции, установки, ценностные ориентации, мотивации и т.д.
Виды социальных групп.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.
Социальные группы делят на:
номинальные и реальные;
большие и малые;
формальные и неформальные;
первичные и вторичные.
Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.
Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.
Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.
В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.
Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.
Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.
Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.
По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.
В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.
В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.
48. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.
В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».
Понятие личности.
Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.
Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.
Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.