Практическая/контрольная часть
Теоретическая часть
1. К лабораторной работе по теме необходимо заполнить таблицу №1 по истории западной социологии.
Образец:
Таблица 1.
Ученый (годы жизни) | Социологические понятия, используемые в своем учении | Основной вклад данного ученого в социологию |
Классический этап социологии | ||
О.Конт (1798-1857) | Социальный закон – познание проходит 3 стадии: теологическую, метафизическую, позитивную (научную). Социальная статистикаизучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов. Социальная динамика рассматривает общество в движении, развитие – теория общественного прогресса, где решающим фактором является духовное развитие человечества. Подлинные знания – полученные путем социального эксперимента. Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. | 1. Предложил науку об обществе – социологию, которую изначально назвал социальной физикой. 2. Делил социологию на части: социальную статику и социальную динамику. 3. Создал методологическую базу социологии. |
Например, Э.Дюркгейм (1858- 1917) | Аномия – состояние общества, в котором ценности и нормы перестают быть ясными ориентирами должного поведения Механическая солидарность –типична для традиционного, архаического общества, основывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей: индивид не принадлежит сам себе и коллективное сознание целиком покрывает индивидуальные особенности Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана на различии индивидов, предполагая развитие личности. Социальные факты – единичное общественно-значимое событие или совокупность однородных событий типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определённых социальных процессов. Коллективное сознание – это совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей,стремлений. | 1. Выделил специфический предмет социологии – социальную сферу 2. Разработал методологию и методы социсследований |
Г.Спенсер (1820-1903) | Социальный институт-механизм самоорганизации совместной жизни людей Соц. Дифференциация-появление из некой однородности разнообразия, расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий Соц.интеграция-возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополнении и взаимозависимости отдельных элементов | Заложил основы структурно-функционального направления в социологии, создал учение о социальной эволюции, основатель школы органической аналогии |
М.Вебер (1864-1920) | «Действие-это действие человека, которое по отношению к действующим индивидам или действующему индивиду носит субъективный смысл». «Социальное действие-это действие человека, которое имеет соотношение с действием других людей и которые ориентированы на него, по отношению к действующему лицу или действующим лицам» «Мотив-это смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия. «Действие адекватное смыслу- это единое в своих проявлениях действие в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с позиций нашего привычного мышления и эмоционального восприятия типичным (мы обычно говорим, правильным) смысловым единством. «Каузально адекватной- последовательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой» «Социологическими закономерностями называются статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно понятному смыслу социального действия, являются (в принятом здесь значении) типами понятного действия» Идеальный тип- абстрактная конструкция, мысленное построение | 1.Разработал концепцию легитимного господства и 2.Выделил три типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое), 3.Ввел понятия «идеальный тип», основоположник интерпретивной социологии |
Ф.Теннис (1855-1936) | Община — исторически первичное образование, для которого характерны согласие, обычаи и религия, господство традиционных отношений, стабильность социальных контактов, поддержка. Общество — вторичное образование, для которого характерны договор, общественное мнение, рациональные цели, осознанные контакты, целесообразность, расчет, политика. | 1.Основатель "понимающей социологии". 2. Идея выделения двух типов социальных связей и отношений. 3. Один из создателей формальной школы. |
Г.Зиммель (1858-1918) | Формы социализации: господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, мода, подражание, флирт, кокетство, такт, супружеский конфликт, и т.п. 2 ступени понимания: осмысление объективного действия, а не действующего лица; постижение мотивов и чувств самого действующего индивида. | Г.Зиммеля можно считать основоположником микросоциологии, значение в социологии состоит в том, что он одним из первых привлек внимание к микросоциальным процессам (на уровне межличностного, группового взаимодействия), из которых, собственно говоря, и складываются макросоциальные, крупномасштабные образования |
Постклассический этап в социологии | ||
П.Сорокин (1889-1968) | Социальная стратификация, под которой понимал "дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге","социокультурная система", "включающая в себя бесконечное многообразие культурных ценностей — материальных и духовных (язык, религия, философия, произведения искусства, орудия труда, здания, церемонии, ритуалы и т.д.). "социальная мобильность". Под социальной мобильностьюон понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Социальные перемещения или социальная мобильность осуществляется либо по вертикали — "вертикальная мобильность", либо по горизонтали — "горизонтальная мобильность". | Выдающимся вкладом П. А. Сорокина в социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики (процессы взаимодействия людей) и социальной генетики (рождение и развитие социальной жизни и ее институтов), практической социологии (куда он внес теорию стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной). Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическим познании реальности. Он выдвигал проблему социального равенства людей перед законом, осуждал разрушение, которое несет в себе революция, подчеркивал, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, то есть слияния капитализма и социализма в единое общество. |
Т.Парсонс (1902-1979) | Предметом социологии он считаетсистему (социального) действия, которая в отличие от социального действия (действия индивида) включает в себя организованную деятельность многих людей. Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, включающую человеческий мозг, органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей. |
|
Р.Мертон (1910-2003) | Аномия по Мертону -особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы "моральных ценностей" и "вакуумом идеалов" Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде. |
|
Л.Козер (1913-2003) | Социальный конфликт –идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. | 1. Рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные последствия. 2. Выявляет причины, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. |
Р.Дарендорф (1929-2009) | Классы -конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях. Современный конфликт -конфликт между ресурсами и притязаниями. | 1. Утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. |
Э.Гидденс (1938) | Термин «структурация» Э. Гидденс использует для описания взаимодействия структур и социального действия. На примере соотношения языка и речи он показывает, что язык — это структура, кажущаяся независимой от индивида. Но чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать по существующим правилам. Однако языки меняются, появляются новые слова, другие забываются. Отсюда вывод: люди своими действиями могут изменять и воспроизводить структуры. Основное понятие теории структурации - «социальный агент». Агентами являются люди, способные трансформировать окружающий мир посредством своих действий и воспроизводить его. что не обязательно связано с трансформацией всего общества. Деятельность агентов непосредственно связана с социальными системами и институтами. Социальная система, по Э. Гидденсу, — это образец социальных отношений, существующих в определенное время и в определенном пространстве. | В общем виде, вклад в социологическую теорию Энтони Гидденса можно описать следующими постулатами: 1. Присутствие двойной герменевтики. То есть, понятия, обобщения могут быть использованы и самими действующими, самими агентами ("действующий включает в себя понятия и agent, и actor, и activity, и act, и acting, и behavior"). То есть, способы осмысления социальной реальности социологом заключаются в умении включаться в жизнь акторов, которую при помощи социологов изменяют сами акторы, таким образом эти обобщения подрываются, утрачивают свою научность. Реальность изменяет рефлексивность и способность воспринимать эти результаты, а изменение реальности есть изменение результатов. Таким образом, в социальном способе осмысления реальности присутствует тройная герменевтика: социолог интерпретирует интерпретации интерпретаций о мире. 2. Следующим постулатом, который можно оценить, как вклад в общесоциологическую теорию заключается в критике здравого смысла Гидденсом, который выражается в "лозунге" содержание которого заключается в том, что достаточно подражать естественным наукам. Индивиды "воспроизводят" социальные структуры тем, что участвуют в них. |
Дж. Мид (1863-1931) | "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру | Используя понятие «роль» как центральное, он подробно показал, каким образом социальные процессы создают человеческую «самость» – осознание человеком самого себя и своего места в обществе. |
А.Шюц (1899-1959) | Этнометодология – это наука о методах, которые используют люди, конструируя социальный мир | Основал феноменологическую социологию (социологию обыденных знаний) |
П.Бурдье (1930-2002) | Структурализм – в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от воли и сознания людей, не способные стимулировать те или иные действия и устремления Конструктивизм – действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации «формирование социального агента как истинно практического оператора конструирование общества» Социальное поле – это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения Габитус – система прочных приобретенных предрасположенностей | Выдвинул концепцию конструктивистского структурализма |
Н.Луман (1927-1998) | Аутопойезис –система способна производить и воспроизводить все свои части из себя самой | 1.Основал теорию самореферентных систем 2. Положил в основу понятие коммуникации |
2. Дайте определения основных понятий данной темы (правильно оформите ссылки на использованные источники). 3. В левом столбике таблицы 2 указаны имена социологов, а в правом – их произведения. Постройте логическую схему, отражающую парадигмальный статус теорий, заявленных в этих работах. Проставьте отсутствующие даты. |
Таблица 2
Ч.Р. Миллс (1916–1962) | Властвующая элита (1959) |
Р. Арон (1905–1983) | Восемнадцать лекций об индустриальном обществе (1962). Демократия и тоталитаризм (1965) |
М. Хоркхаймер (1895–1973) | История и классовое сознание (1923). Литературные теории и марксизм (1937) |
Д. Белл ( 1919-2011) | Конец идеологии (1960). Приход постиндустриального общества (1973) |
К. Mapкc (1818-1883) | Немецкая идеология. Критика Готской программы (1845) |
Г. Маркузе (1898–1979) | Одномерный человек (1964). Контрреволюция и бунт (1972) |
Г. Спенсер (1820–1903) | Основание социологии (1896) |
М. Вебер (1864–1920) | Протестантская этика и дух капитализма (1904–1905). О некоторых категориях понимающей социологии (1913). Хозяйственная этика мировых религий (1915) |
Т. Парсонс (1902–1979) | Социальная система (1951). Социальная система и эволюция теории действия (1977) |
Р. Мертон (1910-2003) | Социальная теория и социальная структура (1957) |
Р. Дарендорф ( 1929-2009) | Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе (1957) |
Ю. Хабермас (1929) | Теория общества или социальная технология (1971). Культура и критика (1973) |
Г. Лукач (1885–1971) | Традиционная и критическая теории (1937). Затмение разума. Критика индустриального разума (1947) |
Э. Тоффлер ( 1928) | Шок будущего (1970). Третья волна (1980) |
4. Сравните марксистское и неомарксисткое направления социологии. В чем заключается сходство и различие данных теоретических позиций?
Функционализм – теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.
Марксизм –философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.
Структурализм – социологический анализ с точки зрения социальной структуры. (В более узком значении) форма анализа, в которой "структуры" обладают приоритетом (онтологическим, методологическим и т. д.)
Символический интеракционизм -обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.
5. Заполните следующие графы таблицы 3 по теме «Неомарксистская теория». Сделайте на основании таблицы краткое резюме.
Таблица 3
Основные представители | Общая характеристика воззрений | Основные идеи | |||||
о положении человека в обществе | о государстве | о законах в обществе | |||||
6. Заполните следующие графы таблицы 4 по теме «Символический интеракционизм». Сделайте на основании таблицы краткое резюме.
Таблица 4
Основные представители | Общая характеристика воззрений | Основные идеи |
Дж.Г.Мид | Не социальное взаимодействие рассматривается как конституирующее социальность, а социальность как социальное взаимодействие | Социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени; мыслящий индивид не возможен без первичной социальной группы |
Г.Блумер | Символическая интеракция определяется как действие на основе значения, получаемого в интерпретации | Человек живет в мире закономерностей, а не стимулов, он действует, а не реагирует |
Ч.Кули | Теории Ч. Кули “зеркального Я” основывается на следующих трех постулатах: 1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим; 2) люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других; 3) люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других. Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. | Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует». В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен играть, перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества. |
7. Почему Дж. Г. Мид считается основателем символического интеракционизма?
Джордж Герберт Мид (1863—1931) считается основоположником символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов.
Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения, разгадывая их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуациях. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать - пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться.
8. Заполните таблицу 5 по теме «Этнометодология». Сделайте на основании таблицы краткое резюме: Как идеи этнометодогии могут быть использованы в профессиональной деятельности в сфере государственной и муниципальной службы?
Типы исследований | Цель исследования | Объект исследования | Предмет исследования | Принципы исследования | Основные исследовательские процедуры |
Исследования контекста социальных институтов | Достижение консенсуса в диалогах учёных | Общество | Обыденное сознание | Особое восприятие субъекта и объекта исследования | Эмперический метод исследования |
Анализ разговоров | Проведение анализа разговора с целью получения навыков общения | Общество | Диалог между людьми | Особое восприятие субъекта и объекта исследования | Эмперический метод исследования |
9. Представьте модель общественного развития в представлении любого западного социолога (краткая характеристика).
Сен-Симон объяснял становление и развитие человеческого общества появлением и сменой религиозных, философских, научных идей и теорий. Другой причиной общества он считал «индустрию», т. е. экономику, под которой понимал все виды экономической деятельности людей. Каждое общество до конца развивает господствующие в нем идеи и формы индустрии, проходя стадии: 1) органической (становления идей и индустрии); 2) критической, которая ведет к разрушению прежних идей и индустрии; 3) созидательной, ведущей к обновлению прежних идей и индустрии. Таким образом, у Сен-Симона общество представляет собой целостный организм, проходящий три стадии развития.
Развитие человечества в социологии Сен-Симона происходит прогрессивно, т. е. от низшего к высшему, от простого к сложному, от бедного к богатому — по своим идеям, индустрии, формам собственности и т. п. Основными ступенями этого прогресса являются: 1) первобытное идолопоклонство, коллективная собственность, примитивная индустрия (экономика); 2) политеизм, рабство и т. п.; 3) монотеизм христианства, феодально-сословный строй; 4) с XV в. усиливающееся научное (естественно-науч- ное) мировоззрение светских ученых, промышленная индустрия, которая проявилась в Великой французской революции. Но эта революция отклонилась от построениярационального (научного)типа общества и оставила страну в неорганизованном состоянии. Сен-Симон разработал план создания рационального — правильного, справедливого -социалистического типа общества.
Сен-Симон ясно понимал, что организация общества (социалистического) ради единой цели несовместима с индивидуальной свободой, нуждается в духовной власти, способной самой определять направление развития народа. Такая духовная власть несовместима с парламентаризмом, демократией, социальной наукой. Эту власть должен организовать класс промышленников и банкиров в интересах самого многочисленного класса — промышленного пролетариата. Страна (Франция) должна стать единой грандиозной фабрикой, работающей по единому плану ради единой цели.
10. Каково содержание основных положений теории обмена Джоржа Хоманса? Перечислите основные постулаты теории, раскройте их содержание и приведите примеры-иллюстрации. Заполните таблицу 6. Как идеи теории обмена могут быть использована в практике управления?
Постулат | Содержание | Пример | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постулат успеха | Чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. | Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постулат стимула | Если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. | Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постулат ценности | Чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. | Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постулат лишения-пресыщения (или насыщения-голодания) | Чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. | Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постулат агрессии-одобрения | а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным. | Если первый не получит ожидаемого совета, а второй – ожидаемого вознаграждения, то они оба испытают чувство гнева. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постулат рациональности | При выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая. | Люди, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, обычно делают то, что должно привести к наилучшему результату. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
4. Сравните марксистское и неомарксисткое направления социологии. В чем заключается сходство и различие данных теоретических позиций? 5. Заполните следующие графы таблицы 3 по теме «Неомарксистская теория». Сделайте на основании таблицы краткое резюме. Таблица 3
6. Заполните следующие графы таблицы 4 по теме «Символический интеракционизм». Сделайте на основании таблицы краткое резюме. Таблица 4
7. Почему Дж. Г. Мид считается основателем символического интеракционизма? 8. Заполните таблицу 5 по теме «Этнометодология». Сделайте на основании таблицы краткое резюме: Как идеи этнометодогии могут быть использованы в профессиональной деятельности в сфере государственной и муниципальной службы? Таблица 5
9. Представьте модель общественного развития в представлении любого западного социолога (краткая характеристика). 10. Каково содержание основных положений теории обмена Джоржа Хоманса? Перечислите основные постулаты теории, раскройте их содержание и приведите примеры-иллюстрации. Заполните таблицу 6. Как идеи теории обмена могут быть использована в практике управления? Таблица 6.
|
Практическая/контрольная часть
11. В творчестве каких исследователей были заложены основы «понимающей социологии»?
а) Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера;
б) К. Маркса, Ф. Энгельса;
в) Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона;
г) Р. Дарендорфа, Ч. Миллса.
12. Укажите верные суждения.
а) М. Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологии – за реформистский;
б) согласно М. Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами;
в) О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм не изучали мотивы человеческого поведения;
г) теорию социального действия разработал Э. Дюркгейм.
13. Назовите социологов, чье творчество в настоящее время признано социологической классикой.
а) Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон; в) М. Вебер, Э. Дюркгейм;
б) К. Маркс, Ф. Энгельс; г) О. Шпенглер, А. Гидденс.
14. Назовите немецкого социолога, одного из основоположников теории социальных групп.
а) Г. Зиммель; б) Э. Дюркгейм; в) О. Шпенглер; г) Ф. Ницше.
15. Кто из социологов Х1Х века стоял у истоков социологии конфликта?
а) К. Маркс; б) Э. Дюркгейм; в) Г Зиммель; г) М. Вебер.
16. Центральным понятием социологии К. Маркса является
а) общественно-экономическая формация; в) социальное пространство;
б) социальное действие; г) классовая борьба.
17. Кому принадлежит определение «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»?
а) К. Марксу; б) М. Веберу; в) Э. Дюркгейму; г) П. Сорокину.
18. Соотнесите парадигмы и теории:
1. Макропарадигма:а) теория социального действия; г) символический интеракционизм;
2. Микропарадигма: б) теория конфликта; в) структурный функционализм; д) феноменология.
19. Социология сочетает интерес к личности и группе с изучением социальных явлений и процессов во многом благодаря работам Г. Тарда и Г. Лебона. Какое из ниже перечисленных направлений стало попыткой соединить психологизм и органицизм?
а) символический интеракционизм; в) структурный функционализм;
б) феноменологическая социология; г) этнометодология.
20. Найдите положения, характерные для функционализма.
а) конфликты между социальными группами – естественное состояние общества;
б) общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль;
в) дисфункциональные формы поведения подлежат контролю;
г) задача социологии – выделение компонентов социального взаимодействия ми определение их значения в обществе.
21. Назовите понятие, предложенное Р. Мертоном, для обозначения последствий действия любого социального института, которые препятствуют сохранению общества.
а) функция; в) девиация;
б) дисфункция; г) аномия.
22. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма?
А) Дж. Г. Мид; в) Р. Парк; г) Ю. Хабермас; ж) А. Шюц;
Б) М. Мид; г) Т. Адорно; е) Т. Лукман; з) Дж. Хомас.
23. Какие предметы исследования являются основными для символического интеракционизма?
а) общество в целом; в) власть;
б) межличностные взаимодействия;г) социальные институты.
24. Социолог изучает роль образования и религии в интеграции общества. Какое направление он представляет?
а) теорию действия; в) конфликтное направление; д) этнометодологию;
б) структурное направление;г) функциональное направление; е) феноменологию.
25. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена.
а) любое взаимодействие есть обмен;
б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат;
в) если вознаграждение уменьшается в два раза, то во столько же раз обязательно возрастает реальная отдача;
г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем мене он начинает ценить каждое последующее вознаграждение.
26. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир?
а) феноменология; в) интернализация; д) классификация;
б) этнометодология;. г) интерпретация; е) институционализация.
27. Термин «этнометодология» сконструировал:
а) Г. Гарфинкель б) Э. Гидденс в) П. Аткинсон г) Дж. Хоманс
28. Этнометодология изучает:
а) организацию повседневной жизни, «вечное, обычное сообщество»;
б) генезис, сущность и функции этносов и межэтнических отношений;
в) социальную обусловленность изменений в культуре народов;
г) исторически сложившиеся на определенной территории совокупности людей.
29. Основным видом исследований в этнометодологии является:
а) опрос б) анкетирование в) анализ разговоров г) анализ документов
30. Этнометодологический социологический подход ориентирован на рассмотрение:
а) макроуровня б) мезоуровня в) микроуровня г) метауровня
31. Учет целей и намерений акторов предполагает:
а) этнометодология в) теория обмена Дж. Хоманса
б) теория обмена; г) теория рационального выбора
32. О себе он говорил: «Я – психологический редукционист» (редукционизм – демонстрация того, как положения одной науки логически вытекают из положений другой науки):
а) Г. Гарфинкель б) Э. Гидденс в) П. Аткинсон г) Дж. Хоманс
33. «Чем чаще какое-либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек поступит так же» – это постулат:
а) успеха б) стимула в) рациональности г) лишения-пресыщения
34. «Понять социальную структуру путем анализа социальных процессов, управляющих отношениями между индивидами и группами», – основная цель:
а) теории рационального выбора в) теории обмена Дж. Хоманса
б) теории обмена г) теории обмена П. Блау
35. Авторами теории рационального выбора являются
а) Д. Фридман и М. Хечтерв) Ч. Кули и У. Томас
б) А. Щюц и Г. Гарфинкель г) Р. Арон и Ж. Фурастье