Молодёжь как социально- демографическая группа населения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Культурные потребности современной молодёжи
Работа выполнена:
Студенткой группы ОРМ -23
Кириевской В.Л.
Работа проверена:
Д.П.Н.
Козиной Екатериной Сергеевной
Новосибирск 2013
Введение
Глава 1. Культура молодёжи
1.1 Молодёжь как социально- демографическая группа населения
1.2 Молодёжь и её роль в современном обществе
1.3Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь
Глава 2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи
2.1 Общая характеристика культурных потребностей
2.2 Особенности молодёжи в современном обществе
Заключение
Список литературы
Введение
Тема культурных потребностей актуальна, потому что культура молодёжи является в целом отражением культуры всех людей. Изучение молодёжи –это важный процесс, так как молодёжь – это будущее страны, и культура является критерием для определения этого будущего. Под словом культура понимают - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В современном определении культура — это общие для всех, относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации. Если рассматривать молодёжь по второму определению ,как организацию, то у неё существует своя культура, которая является общей для всех .
Общество в целях развития и духовного обновления всех сфер жизни граждан должно быть заинтересовано в использовании людьми своего свободного времени. Это очень важный вопрос, так как он касается молодежи ,а она является социальной группой ,которая наиболее активна и находится на стадии социального становления и развития . Культурные предпочтения молодёжи разнообразны, но не всегда молодёжь правильно выбирает их и тратит свое время неверно.
Молодёжь рассматривает и выделяет свою культуру, это объясняется тем, что роли молодёжи социально не определены и у молодёжи наблюдается неуверенность в своём социальном статусе, так как молодёжь наиболее уязвимая группа в обществе.
Законно или нет понятие «молодёжная культура» ? Что значит культура молодёжи? Ответить на эти вопросы поможет исследование молодёжи.
Объект данного исследования – молодёжь как социально- демографическая группа.
Предметом исследования являются культурные потребности современной молодёжи ,как проблемы.
Цель : проанализировать молодёжь и её культурные потребности, выявить особенности культурных предпочтений ,выявить факторы ,влияющие на формирование культурных потребностей молодёжи.
Задачи: рассмотреть проблемы современной молодёжи, выявить и исследовать негативные и позитивные факторы, которые формируют культурные потребности молодёжи.
Следует учесть степень научной разработанности проблематики темы и рассмотреть то, что эта тема уже исследовалась у авторов в учебниках, книгах, изданиях в интернете. На сегодняшний день существует множество различных методов работы с молодежью, например: лекции, беседы, кинопоказы, методы создания молодёжных клубов, различных кружков по интересам ,так же секций, которые влияют на формирование личности молодого человека, удовлетворяющие его физические и духовные нужды. Стоит отметить, что каждая организация, которая занимается той или иной родом деятельностью, уделяет большое внимание на то чтобы проводились различные опросы путем анкетирования молодёжи.
Практическая значимость работы состоит в анализе проблем и во временном пространстве и пространственном разрезе.
Глава 1. Культура молодёжи
Молодёжь как социально- демографическая группа населения
Молодёжь рассматривается как социально- демографическая группа ,которая отбирается на базе характеристик возраста и отличается от иных социальных групп своими : положениями в обществе , интересами, ценностями , потребностями. Социологи предлагают рассматривать молодёжь , как поколение и думают, что главным признаком поколения есть не только характеристика возраста , а еще и единство убеждений, целей, общие переживания и отношение к жизни . Общие интересы, ценности, потребности, стремления ,цели –важный критерий позиции молодёжи в современном обществе.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая
зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора
учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической
самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи,
рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения
ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У
молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ
насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность
молодежи сократилась на ;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным
численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести
невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.
Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую
собираются провести.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи:
увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте.
В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в
народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности ,
строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими
в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует
внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки.
Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь
около 9% сельского населения России.
В хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в
народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности ,
строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими
в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует
внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки.
Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь
около 9% сельского населения России.
Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.
— Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ.
— Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
— Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.
— Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
— В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи — научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».
— Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.
Итак, молодежь — это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.