Специальные социологические теории

В рамках фундаментальной социологии (при их частичной проверке — в прикладных исследованиях) следует рассматривать специальные социологические теории, которые являются синтезом теоретического и эмпирического знания и связанны не только с познанием, но и с методами решения исследуемых проблем. Специальные социологические теории соединяют теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Фундаментальная социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и их эмпирической проверки, в результате чего уточняются исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.

Специальные социологические теории имеют свою внутреннюю иерархию. Она начинается с обобщающих (системных) социологических теорий (иногда их называют отраслевыми) — экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности - трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной).
Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений.

Обращаясь к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всем ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты созидательной деятельности.

Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп, и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных организаций, позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. К проблемам политической социологии относятся деятельность политических организаций и объединений, формы и методы их работы в общественных условиях, способность оперативно откликаться на то или иное развитие событий.

Четвертой по счету, но не по значению, обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Сквозным для всех подсистем духовной жизни является тот факт, что сознание и поведение человека выступают объектами главного интереса конкретных исследований, когда многообразие духовного мира порождает возможность различных подходов и способов решения возникающих общественных проблем.

Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования процессов, поэтому может рассматриваться самостоятельно на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей.

Наряду с обобщающими (системными) существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. Они рассматривают не глобальные взаимодействия, а характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В свою очередь, политическая социология состоит из таких социологии как социология власти, политических партий, общественных движений, социология, социология армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Для возникновения и становления основных специальных социологических теорий необходимо выполнение по крайней мере двух условий: между этими процессами (явлениями) и обществом должны объективно существовать устойчивые специфические связи; необходимо, чтобы имелась общественная потребность в их рассмотрении с социологической точки зрения, т.е. в изучении специфических связей между этим явлением и обществом как совокупностью всех общественных отношений.

Сегодня в социологии в большей или меньшей степени оформлено свыше пятидесяти основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей.

Особо подчеркнем, что в социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию (рассмотрение, исследование, учение) и эмпирию ((от греч. empeiria - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, взаимодействуя между собой, причем такое взаимодействие наиболее плодотворно протекает в рамках фундаментальной и отчасти прикладной социологии.

Наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются, например: в рамках социологии образования— высшее или дошкольное образование; в рамках социологии молодежи — молодежные движения, группы по интересам и т.д. Такая детализация вышеупомянутых теорий не вызывает возражения. И в социологии стоит применить принцип бережливости, названый «бритвой Оккама», согласно которому сущности не должны умножаться без необходимости. Исходя из этого принципа, следует изучать определенный, конкретный процесс или явление и обозначать его как предмет (объект) социологического анализа, не применяя к нему без необходимости термин «социология».

Итак, современная структура социологического знания состоит из социологических теорий трех уровней: обобщающих (системных), основных и частных (конкретных).
Специфика социологического знания на определенном этапе развития привела к тому, что некоторые ученые (обычно это связывается с именем Р. Мертона) по-особому трактовали структуру социологического знания, фиксируя некий «средний уровень». Это был типичный прием, весьма характерный для американской социологии, развитие которой всегда проходило под мощным влиянием прагматических потребностей. Такой подход олицетворял компромисс между официально утверждаемой концепцией об историческом материализме общесоциологической теории и стремлением все же выделить «свою» социологическую теорию, которая долгое время камуфлировалось под так называемый уровневый срез. Но такой подход, как отмечал А. В. Кябыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов. В ситуации, когда социология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднего уровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Когда теоретический уровень социологии был представлен философией, то ему не оказывалось в ней места, так как ее теории являются теориями нефилософскими. Но в то же время они «теории». Так каково же их соотношение с теоретической социологией? Если их отнести к эмпирическим исследованиям (они образовывали третий, согласно Мертону, уровень), не означает ли это, что эмпирия не имеет достойного научного статуса? И насколько оправданно выделять все эти уровни по разным основаниям?

Такая структуризация вызвала самые серьезные возражения со стороны многих социологов, в частности одного из крупнейших социологов современности П. Бурдье. Он обвинил в сговоре, в альянсе таких известных ученых, как Т. Парсонс, который взял на себя разработку общесоциологической теории, Р. Мертон, монополизировавший представление о «среднем уровне», и П. Лазарсфельд, который стал представлять уровень эмпирии. По мнению Бурдье это идеологическое господство, раздел сфер влияния позволяет навязывать свою концепцию видения науки, не считаясь с другими подходами, заслуживающими внимания и имеющими глубокое научное обоснование.

Наши рекомендации