Основные процедуры третьего этапа социологического исследования
Основные этапы социологического исследования
Социологическое исследование включает три последовательных, сменяющих друг друга организационно-автономных и вместе с тем содержательно взаимосвязанных этапа:
- Подготовительный этап
- Оперативный этап
- результирующий этап.
Основные процедуры первого этапа социологического исследования
1. Подготовительный этап.
Процедуры: подготовка исследования, разработка программы и методологического инструментария, организационно-подготовительная работа.
Основные процедуры второго этапа социологического исследования
2. Оперативный этап.
Процедуры: сбор первичной эмпирической информации, т.е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке.
Основные процедуры третьего этапа социологического исследования
Третий - результирующий этап.
Процедуры: обработка полученных данных, анализ и обобщение полученной информации, выработка рекомендаций, составление отчета о результатах исследования, презентация результатов.
4.1. Понятие и основные этапы социологического исследования. Программа исследования.
В проведении научных исследований существенную роль играет социология. Социология — наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей в ее конкретных проявлениях в разных социальных системах, сообществах, институтах, процессах. В ее структуре особое место занимает прикладная социология — наука о законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов (социология культуры, социология свободного времени, социология чтения и др.).
Частью прикладной социологии являются конкретные социологические исследования. Социологическое исследование — это особый вид социального исследования, если социальный объект изучается комплексно, масштабно, во всей совокупности связей и зависимостей с помощью последовательных логических, методологических и организационно-технических процедур. Для научного работника первоочередное значение приобретает усвоение теоретических основ, методики и практических навыков проведения социологических исследований в соответствующей сфере, знание их типов и видов.
Социологические исследования по глубине разработки главных элементов исследования — программы и выборки — разделяют на два типа: опрашивание общественной мысли и собственное социологические исследования.
Опрашивание общественной мысли — это собирания информации об общей мысли определенного контингента населения по актуальному вопросу. Оно в последнее время широко используется в социокультурной сфере. Эти исследования проводят по неполной программе или вообще без нее.
Результаты опрашивания общественной мысли подаются в виде простых таблиц ответов респондентов; названиями таблиц служат вопросы анкеты или интервью в том же виде, как их предлагали респондентам. Отмечают объемы генеральной и выборочной совокупностей, как и в других видах исследований.
Собственно, социологическое исследование является изучением сути предмета исследования и его связей с другими элементами социального мира. В этих исследованиях важнейшим этапом работы является подготовка программы.
В зависимости от глубины анализа предмета изучения и сложности задач, которые решаются, различают три основных вида исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное (зондирующее) — простейший вид конкретного социологического исследования, которое используется, если предмет исследования недостаточно или вообще не изучался, если необходимо обнаружить степень удовлетворения пользователей работой учреждения в целом и его отдельных подразделений, оценочную реакцию пользователей на мероприятия, события, которые состоялись или будут происходить в определенном учреждении и т.п.. В этих исследованиях используется лишь один из доступных методов сбора информации, в частности анкетное опрашивание или интервью. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрашивание, цель которого — оперативное получение отдельных сведений, в особенности необходимых в это время или при данных условиях. Эти исследования, как и опрашивание общественной мысли, организовывают по неполной программе или вообще без нее.
Описательное исследование проводят для получения более полной, разносторонней эмпирической информации об объекте, который изучается, его структуре, для выявления связей между его элементами. Исследование такого типа проводятся по полной программе и на базе апробированного инструментария. Методы собирания информации в этих исследованиях определяются их задачами и направлениями. Кроме письменных и устных опрашиваний используется еще анализ документов (отчетов, планов и т.п.).
Аналитическое исследование — наиболее углубленный вид изучения, целью которого является не только опись структурных составляющих объекта, а и выяснение причин, которые лежат в его основе и предопределяют характер, распространенность и прочие присущие ему свойства.
Различают несколько этапов исследования: приготовительно-организационный, сбор, обработка, анализ информации и подготовка выводов, внедрение полученных результатов в практику.
Подготовительный этап исследования служит теоретической основой всех других исследовательских процедур. Ошибки, допущенные на этом этапе, очень тяжело или невозможно исправить. Затраты времени на него, как правило, значительнее, чем на все другие этапы.
1. Подготовительный или приготовительно-организационный этап:
• предпрограммное изучение проблемы;
• составление и утверждение рабочего плана исследования;
• разработка и утверждение программы исследования;
• подготовка инструментария (разработка анкет, бланков, интервью, карточек анализа документов, инструкций интервьюерам, опросчикам и тиражирование этих документов);
• испытание, проверка инструментария (пилотное исследование);
• составление программы обработки данных.
2. Сбор и обработка информации:
• сбор информации;
• подготовка собранных данных к обработке (отбраковывание, кодирование, обобщение открытых ответов, введение в ЭВМ);
• обработка полученной информации.
3. Анализ и интерпретация информации:
• анализ результатов математической обработки полученной информации;
• разработка выводов и предложений (рекомендаций) по результатам социологического исследования;
• составление итогового документа социологического исследования (информации, информационной или аналитической записки, отчета и дополнений к нему).
4. Внедрение полученных результатов в практику:
• составление докладной записки;
• подготовка проекта документа относительно мероприятий или предложений по результатам исследования.
Первый этап является довольно сложным, поэтому рассмотрим его подробнее. Начинать работу желательно с изучения литературы, посвященной этой проблеме, ознакомления с материалами исследований по аналогичной тематике, соответствующими статистическими данными.
На этом этапе разрабатываются программа и рабочий план исследования, составляется методика, устанавливается система сбора первичных данных, готовится программа их обработки, выбираются объекты исследования и т.п..
Рабочий план социологического исследования имеет оперативный характер. В нем определяется последовательность проведения работ и намеченных процедур. Он содержит перечень основных этапов исследования, методов сбора, обработки и анализа информации, видов отчетности, ожидаемых результатов, материальные и трудовые затраты, сроки выполнения этих работ.
Проведение социологического исследования начинается с разработки программы. Программа включает проблему, цель, задачу исследования, методы их решения, а также основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.
Создание программы начинают с разработки концепции исследования, которая определяет его общий замысел, основную идею. Концептуальные положения фиксируют в методологическом разделе программы.
Методологический раздел включает:
• выбор темы социологического исследования;
• проблемную ситуацию, которая предопределяет необходимость проведения исследования (чему проводится?);
• определение объекта исследования (где, среди кого проводится?) и предмета исследования (что изучается, какие социальные связи, отношения, аспекты?);
• структурный (логический) анализ объекта;
• определение цели исследования (чем и для кого будет полезной?) и основных задач, выполнение которых необходимо для ее достижения;
• обоснование рабочих гипотез (предположений относительно отдельных связей между элементами объекта, а также внутренних и внешних факторов, которые влияют на его состояние и развитие). Гипотезы не являются обязательным элементом структуры программы.
Методико-процедурный раздел включает:
• методику исследования (методы сбора, обработки и анализа данных);
• формирование выборочной совокупности (тип выборки, структура выборочной совокупности, объем выборки);
• инструментарий для сбора информации (анкеты, карточки анализа документов, тесты, инструкции интервьюерам, опросчикам и т.п.).
Логика изложения разделов программы подобная логике изложения любой научно-исследовательской работы. Поэтому следует остановиться лишь на определенных особенностях ее создания.
Создание программы начинается с выбора темы исследования и выявления проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это разногласие между нашим представлением о необходимости практических действий и незнанием путей их решения. Проведение большинства исследований вызвано несоответствием состояния явления или процесса (деятельности) современным требованиям, необходимостью поиска новых и совершенствования применяемых до сих пор форм, методов, средств работы и др. Определение проблемной ситуации помогает сформулировать проблему, обосновать необходимость изучения той или иной сферы деятельности, разработать теоретические основы и практические действия, направленные на выявление совокупности противоречий, причин и обстоятельств и их устранение. В прикладном исследовании можно вместо формулирования проблемы составить список конкретных вопросов, на которые необходимо получить ответы.
На основе анализа проблемы определяют объект и предмет исследования.
Объектом исследования является то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть учреждение, коллектив, процесс или явление, которые изучаются в отдельности или в составе определенных групп учреждений, коллективов с учетом положительных и отрицательных факторов, которые влияют на его функционирование и вызовут проблемную ситуацию.
Предметом исследования является наиболее значащие свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению, то есть то, что наиболее ярко отображает данное противоречие. Предмет исследования отвечает на вопрос: "Что изучается?". Например, объектом исследования являются читатели областных библиотек, а предметом изучения - организация их обслуживания и степень удовлетворения их запросов; объект исследования - разрешенная деятельность молодежи, предмет - любительская разрешенная деятельность молодежи.
Следующим структурным элементом программы является определение цели и задач исследования.
Цель исследования - это ожидаемый конечный результат, который предопределяет общую направленность и логику исследования (теоретического или прикладного). Цель определяется ответом на вопрос: "Для чего проводится исследование?" Четкое формулирование конкретной цели - одно из важнейших методологических требований к программе прикладного исследования. В задаче исследования формулируются вопросы, на которые следует дать ответ для реализации цели исследования. Они раскрывают содержание предмета исследования и согласовываются с гипотезами (обнаружить..., выяснить..., проанализировать..., определить..., получить...).
Важным элементом программы исследования выступает гипотеза - научно обоснованное предположение о структуре объектов, которые изучаются, социальных явлений, характер и существенные связи и факторы, которые предопределяют эти связи. Это - своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Он базируется на имеющихся теоретических знаниях об исследуемом объекте.
В социологических исследованиях используются разные виды гипотез. Назовем некоторые из них.
• Основные гипотезы указывают на важнейшие связи объекта.
• Гипотезы-следствия, выводятся из основных и служат средством их доказательства.
• Рабочие гипотезы выдвигаются на начальных этапах анализа и являются исходными данными относительно характера и свойств исследуемых связей объекта.
• Описательные гипотезы - предусмотрение о фактическом состоянии объекта, его структуры, функций.
• Объяснительные гипотезы ориентированы на определение причинно-следственных связей, выявление причин, фактов, установленных благодаря подтверждениям описательных гипотез.
Научный уровень программы, ее целостное существенное содержание определяются компетентным использованием базовых понятий. Без точного определения исходных понятий невозможны научное группирование фактов, их теоретическая и эмпирическая интерпретация, единое обоснование для сопоставления разных точек зрения. Выбор, формулирование и интерпретация основных понятий в программе исследования представляют собой процедуру разъяснения и уточнения их содержания.
При разработке методико-процедурного раздела программы важно знать, что гарантией целостного научного познания объекта является тщательная разработка методологии, методики и техники исследования как взаимосвязанных компонентов. Методология занимает ведущее место среди них, поскольку дает возможность прежде всего теоретически обосновать выбор исследовательских приемов, применение соответствующих методик собирания, обработки, анализа эмпирических данных и решение поставленной проблемы. Если исходные методологические позиции исследования ошибочные, самые действенные методики не дадут ожидаемого результата. Методика должна отвечать цели и задачам исследования, отражать специфику объекта, который изучается, оказывать содействие раскрытию количественных и качественных изменений в исследуемых процессах или явлениях. В процедурном разделе программы даются перечень и характеристика комплекса исследовательских приемов.
Основные из них: анкетное опрашивание, интервью, наблюдение, анализ документов. Определяются также пути исследования, анализ и обобщение материалов (способы группирования, таблицы, графики и т.п.).
В этом разделе программы определяются объем выборки, то есть число опрашиваемых, и методы формирования выборки. Кроме описания выборочной совокупности, определения типов выборки, во втором разделе программы обрисовывают общий план и этапы исследования, дают характеристику методов, которые предусматривают применять для отбора информации и ее анализа, определяют инструментарий (опрашивание, наблюдение) и характер ожидаемых результатов, делают обобщение и дают общую оценку результатов, готовят итоговые документы по результатам исследования.