Тема 3. Образование как социальный институт

1. Сущность и основные признаки социального института образования.

2. Структурный анализ системы образования. Функции образования.

3. Развитие национальной системы образования.

1.Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей в обществе.

Выделяют 5 основных социальных институтов: политический (государство) институт, экономика (производство), семья и брак, культура и религия, институт образования.

Признаки социального института образования:

1) выполняет одновременно социальные функций обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям;

2) наличие общественно-выработанных форм: образовательных учреждений, их организацию и положение в обществе, а также определённых лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе;

3) наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц, т.е.:

а) целей, сознательно поставленных группой;

б) законов, определяющих функционирование учреждений, прав и обязанностей лиц, их реализующих;

в) методов образовательной деятельности (методов обучения и воспитания);

г) материально-технических средств (экономической базы)

Компоненты деятельности социального института образования:

1 субъект деятельности (педагог).

2 объект, на который направлена активность субъекта (обучающиеся).

3 процесс деятельности

4 средства деятельности (средства и методы воздействия на личность).

Таким образом, социальный институт образования представляет собой систему, которая охватывает совокупность социальных норм, статусов и ролей, а также социальных организаций, опирающихся на персонал, аппарат управления и особые процедуры.

2. Структура системы образования – это соотношение совокупности образовательных учреждений, функциональных подсистем и сфер образования, а также взаимодействие социальных субъектов образования.

Структурный анализ системы образования принято начинать с выделения совокупности образовательных учреждений в качестве ее организационной структуры. Однако образовательные учрежде­ния составляют лишь одну из таких структур, поэтому начать ана­лиз целесообразно не с них, а с совокупности функциональных подсистем образования.

Система образования включает следующие функциональные подсистемы:

• управления и координации всех уровней (соответствующие министерства, ректораты вузов, дирекции школ и т. п.);

• финансового, материально-технического обеспечения (вклю­чающая капитальное строительство, оснащение учебным оборудо­ванием и т. п.);

• научно-теоретического обеспечения образовательной деятель­ности (НИИ, кафедры, методические советы и т. п.);

• профессиональной подготовки кадров для учреждений образо­вания и повышения их квалификации (педагогические отделения, факультеты и вузы, различные центры повышения педагогического мастерства и т. п.);

• учебно-воспитательной деятельности (учебно-воспитательный процесс и его информационно-методическое обеспечение - учебные классы, лаборатории, библиотеки и т. п.);

• инфраструктуры образования (учреждения социально-куль­турного развития, медицинского и социально-бытового обеспечения и т. п.);

• общественных объединений системы образования (профессио­нальные, ученические и студенческие союзы, родительские коми­теты и т. п.).

В рамках этих подсистем вырабатываются нормативы образова­тельной деятельности. Кроме того, многие из перечисленных функ­циональных подсистем выступают своеобразным связующим зве­ном между сферой образования и другими социальными сферами.

Самостоятельной структурой системы образования являются образовательные учреждения, которые могут быть классифици­рованы по нескольким критериям:

• по уровню образования (дошкольные, школьные, высшие, повышения квалификации и переподготовки);

• по форме образования (очные, заочные, вечерние, дистан­ционные);

• по направлению образования (общеобразовательные, специа­лизированные, профессиональные);

• по характеру собственности (частные и государственные).

В отличие от двух приведенных выше видов структур, пред­ставленных формальными организациями, в системе образования существуют особые феномены деятельностного (процессуального) характера, так называемые функциональные сферы. Важными задачами социологии образования являются определение соответ­ствия этих сфер целям и средствам современных образовательных технологий и выявление их реального соотношения в образователь­ной практике. По своей сути функциональные сферы образования - это те или иные виды образовательной деятельности. К числу основных функциональных сфер образования можно отнести:

• теоретическое и прикладное;

• гуманитарное и естественнонаучное;

• массовое и элитное;

• неинституционализированное (самообразование) и институционализированное (образование в учебных заведениях) .

В середине 20 в. американский учёный Роберт Мертон предложил выделять функции и дисфункции социальных институтов.

Социальный институт образования в условиях нормального функцио­нирования общества выполняет важные общественные функции: 1) обеспечивает устойчивость социального порядка, и не только в сфере образования, но и далеко за ее пределами, поскольку он связан многооб­разными отношениями с другими социальными институтами и оказы­вает на них сильное влияние; 2) сохраняет «чистоту» социальных общ-ностей в сфере образования, несмотря на постоянную смену их членов; 3) способствует усилению социальных связей и внутригрупповой спло­ченности среди учащихся и педагогического персонала; 4) осуществля­ет контроль за отклоняющимся от установленных норм поведением; 5) поощряет желательное с точки зрения общества поведение социаль­ных групп в сфере обучения и воспитания и их взаимодействие в рамках принятых норм организации образовательного процесса.

Важнейшая функция социального института образования - упо­рядочить и свести деятельность социальных общностей в его рамках к предсказуемым образцам социальных ролей. В этом смысле деятель­ность института образования направлена на соблюдение социального порядка и поддержание морального климата в обществе. Названные функции образования имеют достаточно общий, не конкретизирован­ный по отношению к отдельным сферам социальной жизни характер. Между тем институт образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических, социальных, культурных функций.

К экономическим отнесем в первую очередь формирование соци­ально-профессиональной структуры общества и работников, владею­щих необходимыми знаниями, умениями и навыками. Образование воздействует на экономику прежде всего через соответствующую под­готовку работников, как профессиональную, так и социальную. Отсю­да возникает проблема соотношения профессионально и производст­венно необходимого образования, с одной стороны, и социально необходимого - с другой.

В социологии в связи с этой проблемой развернулась дискуссия. Суть ее - в вопросе: какое по характеру и содержанию образование сле­дует давать сегодня с точки зрения его востребованности на производ­стве и в обществе? уже сегодня в развитых странах значительная часть даже рабочих профессий требует не только среднего, но и высшего образова­ния, причем с точки зрения как социальных, так и профессионально-производственных потребностей.

Достаточно многообразными оказываются социальные функции института образования. Это воспроизводство и изменение социаль­ной структуры в целом и ее конкретных элементов в особенности. Это социальная мобильность, которая осуществляется благодаря полу­ченному образованию. Это социализация личности, в ходе которой последняя успешно выполняет весь комплекс социальных ролей вследствие роста образовательного уровня.

Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальной общностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенствова­ния культуры. Образование - фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной. Ведь получение образо­вания есть не что иное, как процесс пробуждения и реализации потреб­ностей в создании, потреблении и распространении ценностей культу­ры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и нематериальной культуры самых различных групп и слоев населения.

Не меньшее значение институт образования имеет для конкретного человека, удовлетворе­ния его образовательных интересов и потребностей за пределами целей и задач, связанных с развитием экономики, политики, культуры.

Функции института образования выделяются в соответствии со сферами жизнедеятельности:

1. экономические функции:

· воспроизводство квалификационной структуры населения.

· формирование стандартов потребления населением различных ресурсов и благ (курсы по вопросам экологии, безопасности жизнедеятельности).

· привлечение, распределение и использование экономических ресурсов в соответствии с направлениями развития системы образования.

2. социальные функции:

· воспроизводство социальной структуры общества.

· обеспечение доминирования единой системы социальных норм (организованная социализация индивидов)

· активизация социальной мобильности.

· Социальная селекция людей.

· Формирование и поддержка образовательных общностей.

3. культурные функции:

· воспроизводство и передача определённой системы духовных ценностей и норм.

· формирование определённых технологий интеллектуальной деятельности и менталитета населения в целом.

· Внедрение инноваций в сфере культуры.

4. политические функции:

· передача и усвоение личностью ценностей и норм политического поведения.

· Применение системы социальных санкций в отношении различных способов политического поведения.

· Воспроизводство государственной идеологии и мировоззрения.

3.Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование нравственно, интеллектуально и физически развитой личности, способной к самостоятельному и ответственному принятию решений, творческой созидательной деятельности.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании под образованием понимается обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

· Приоритета образования;

· Гарантии конституционного права каждого на образование;

· Обеспечения равного доступа к получению образования;

· Приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

· Обязательности общего базового образования;

· Интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

· Экологической направленности образования;

· Поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

· Государственно-общественного характера управления образованием;

· Светского характера образования.

Целями образования являются формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Система образования включает в себя:

· Систему дошкольного образования,

· Систему общего среднего образования,

· Систему профессионально-технического образования,

· Систему среднего специального образования,

· Систему высшего образования,

· Систему послевузовского образования,

· Систему дополнительного образования детей и молодежи,

· Систему дополнительного образования взрослых,

· Систему специального образования.

Наши рекомендации