Тема 3. Образование как социальный институт
1. Сущность и основные признаки социального института образования.
2. Структурный анализ системы образования. Функции образования.
3. Развитие национальной системы образования.
1.Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей в обществе.
Выделяют 5 основных социальных институтов: политический (государство) институт, экономика (производство), семья и брак, культура и религия, институт образования.
Признаки социального института образования:
1) выполняет одновременно социальные функций обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям;
2) наличие общественно-выработанных форм: образовательных учреждений, их организацию и положение в обществе, а также определённых лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе;
3) наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц, т.е.:
а) целей, сознательно поставленных группой;
б) законов, определяющих функционирование учреждений, прав и обязанностей лиц, их реализующих;
в) методов образовательной деятельности (методов обучения и воспитания);
г) материально-технических средств (экономической базы)
Компоненты деятельности социального института образования:
1 субъект деятельности (педагог).
2 объект, на который направлена активность субъекта (обучающиеся).
3 процесс деятельности
4 средства деятельности (средства и методы воздействия на личность).
Таким образом, социальный институт образования представляет собой систему, которая охватывает совокупность социальных норм, статусов и ролей, а также социальных организаций, опирающихся на персонал, аппарат управления и особые процедуры.
2. Структура системы образования – это соотношение совокупности образовательных учреждений, функциональных подсистем и сфер образования, а также взаимодействие социальных субъектов образования.
Структурный анализ системы образования принято начинать с выделения совокупности образовательных учреждений в качестве ее организационной структуры. Однако образовательные учреждения составляют лишь одну из таких структур, поэтому начать анализ целесообразно не с них, а с совокупности функциональных подсистем образования.
Система образования включает следующие функциональные подсистемы:
• управления и координации всех уровней (соответствующие министерства, ректораты вузов, дирекции школ и т. п.);
• финансового, материально-технического обеспечения (включающая капитальное строительство, оснащение учебным оборудованием и т. п.);
• научно-теоретического обеспечения образовательной деятельности (НИИ, кафедры, методические советы и т. п.);
• профессиональной подготовки кадров для учреждений образования и повышения их квалификации (педагогические отделения, факультеты и вузы, различные центры повышения педагогического мастерства и т. п.);
• учебно-воспитательной деятельности (учебно-воспитательный процесс и его информационно-методическое обеспечение - учебные классы, лаборатории, библиотеки и т. п.);
• инфраструктуры образования (учреждения социально-культурного развития, медицинского и социально-бытового обеспечения и т. п.);
• общественных объединений системы образования (профессиональные, ученические и студенческие союзы, родительские комитеты и т. п.).
В рамках этих подсистем вырабатываются нормативы образовательной деятельности. Кроме того, многие из перечисленных функциональных подсистем выступают своеобразным связующим звеном между сферой образования и другими социальными сферами.
Самостоятельной структурой системы образования являются образовательные учреждения, которые могут быть классифицированы по нескольким критериям:
• по уровню образования (дошкольные, школьные, высшие, повышения квалификации и переподготовки);
• по форме образования (очные, заочные, вечерние, дистанционные);
• по направлению образования (общеобразовательные, специализированные, профессиональные);
• по характеру собственности (частные и государственные).
В отличие от двух приведенных выше видов структур, представленных формальными организациями, в системе образования существуют особые феномены деятельностного (процессуального) характера, так называемые функциональные сферы. Важными задачами социологии образования являются определение соответствия этих сфер целям и средствам современных образовательных технологий и выявление их реального соотношения в образовательной практике. По своей сути функциональные сферы образования - это те или иные виды образовательной деятельности. К числу основных функциональных сфер образования можно отнести:
• теоретическое и прикладное;
• гуманитарное и естественнонаучное;
• массовое и элитное;
• неинституционализированное (самообразование) и институционализированное (образование в учебных заведениях) .
В середине 20 в. американский учёный Роберт Мертон предложил выделять функции и дисфункции социальных институтов.
Социальный институт образования в условиях нормального функционирования общества выполняет важные общественные функции: 1) обеспечивает устойчивость социального порядка, и не только в сфере образования, но и далеко за ее пределами, поскольку он связан многообразными отношениями с другими социальными институтами и оказывает на них сильное влияние; 2) сохраняет «чистоту» социальных общ-ностей в сфере образования, несмотря на постоянную смену их членов; 3) способствует усилению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди учащихся и педагогического персонала; 4) осуществляет контроль за отклоняющимся от установленных норм поведением; 5) поощряет желательное с точки зрения общества поведение социальных групп в сфере обучения и воспитания и их взаимодействие в рамках принятых норм организации образовательного процесса.
Важнейшая функция социального института образования - упорядочить и свести деятельность социальных общностей в его рамках к предсказуемым образцам социальных ролей. В этом смысле деятельность института образования направлена на соблюдение социального порядка и поддержание морального климата в обществе. Названные функции образования имеют достаточно общий, не конкретизированный по отношению к отдельным сферам социальной жизни характер. Между тем институт образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических, социальных, культурных функций.
К экономическим отнесем в первую очередь формирование социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками. Образование воздействует на экономику прежде всего через соответствующую подготовку работников, как профессиональную, так и социальную. Отсюда возникает проблема соотношения профессионально и производственно необходимого образования, с одной стороны, и социально необходимого - с другой.
В социологии в связи с этой проблемой развернулась дискуссия. Суть ее - в вопросе: какое по характеру и содержанию образование следует давать сегодня с точки зрения его востребованности на производстве и в обществе? уже сегодня в развитых странах значительная часть даже рабочих профессий требует не только среднего, но и высшего образования, причем с точки зрения как социальных, так и профессионально-производственных потребностей.
Достаточно многообразными оказываются социальные функции института образования. Это воспроизводство и изменение социальной структуры в целом и ее конкретных элементов в особенности. Это социальная мобильность, которая осуществляется благодаря полученному образованию. Это социализация личности, в ходе которой последняя успешно выполняет весь комплекс социальных ролей вследствие роста образовательного уровня.
Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальной общностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культуры. Образование - фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной. Ведь получение образования есть не что иное, как процесс пробуждения и реализации потребностей в создании, потреблении и распространении ценностей культуры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и нематериальной культуры самых различных групп и слоев населения.
Не меньшее значение институт образования имеет для конкретного человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей за пределами целей и задач, связанных с развитием экономики, политики, культуры.
Функции института образования выделяются в соответствии со сферами жизнедеятельности:
1. экономические функции:
· воспроизводство квалификационной структуры населения.
· формирование стандартов потребления населением различных ресурсов и благ (курсы по вопросам экологии, безопасности жизнедеятельности).
· привлечение, распределение и использование экономических ресурсов в соответствии с направлениями развития системы образования.
2. социальные функции:
· воспроизводство социальной структуры общества.
· обеспечение доминирования единой системы социальных норм (организованная социализация индивидов)
· активизация социальной мобильности.
· Социальная селекция людей.
· Формирование и поддержка образовательных общностей.
3. культурные функции:
· воспроизводство и передача определённой системы духовных ценностей и норм.
· формирование определённых технологий интеллектуальной деятельности и менталитета населения в целом.
· Внедрение инноваций в сфере культуры.
4. политические функции:
· передача и усвоение личностью ценностей и норм политического поведения.
· Применение системы социальных санкций в отношении различных способов политического поведения.
· Воспроизводство государственной идеологии и мировоззрения.
3.Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование нравственно, интеллектуально и физически развитой личности, способной к самостоятельному и ответственному принятию решений, творческой созидательной деятельности.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании под образованием понимается обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
· Приоритета образования;
· Гарантии конституционного права каждого на образование;
· Обеспечения равного доступа к получению образования;
· Приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
· Обязательности общего базового образования;
· Интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
· Экологической направленности образования;
· Поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
· Государственно-общественного характера управления образованием;
· Светского характера образования.
Целями образования являются формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности.
Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.
Система образования включает в себя:
· Систему дошкольного образования,
· Систему общего среднего образования,
· Систему профессионально-технического образования,
· Систему среднего специального образования,
· Систему высшего образования,
· Систему послевузовского образования,
· Систему дополнительного образования детей и молодежи,
· Систему дополнительного образования взрослых,
· Систему специального образования.