Основные этапы и методы социологического исследования
Социологические исследования – это всегда достаточно сложный, разносторонний, трудоемкий, многоступенчатый процесс познания, требующий серьезной специальной подготовки. В самом общем виде он включает в себя три главных последовательных этапа: 1) разработка программы СИ; 2) сбор первичной социологической информации; 3) обработка и анализ полученных данных, формулировка выводов и заключений, рекомендаций и прогнозов. Рассмотрим кратко и обобщенно каждый из этих этапов
Разработка программы. Разработка программы СИ занимает исходное, ключевое место во всем исследовании. Именно на этом этапе определяются теоретико-методологические и методически-процедурные основы СИ, его концепция и организация, от чего в решающей мере зависит успех и других этапов и всего СИ в целом. Поэтому научно обоснованная, тщательно и всесторонне разработанная программа – важнейшая и необходимейшая гарантия получения высококачественных результатов СИ, ибо даже, казалось бы, незначительная ошибка на этом этапе неизбежно влечет за собой в дальнейшем все более серьезные искажения полученной картины.
Программа СИ включает две основные части: теоретико-методологическую и методически-процедурную. В первую входят: формулирование и обоснование проблемы; определение объекта и предмета, цели и задач СИ; интерпретация и операционализация основных понятий; предварительный системный анализ объекта; выработка гипотез. Методически-процедурная часть программы это: характеристика стратегического плана СИ; составление плана выборки; описание методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных эмпирических данных. Программу СИ непозволительно смешивать с его рабочим планом, который вырабатывается после составления программы и на ее основе. В нем решаются, прежде всего, организационные вопросы проведения СИ (календарные сроки, распределение материальных и людских ресурсов, организационное упорядочение и конкретизация проведения отдельных этапов СИ, форм контроля за ним и др.).
Рассмотрим кратко указанные основные элементы разработки программы СИ. Под социальной проблемой обычно понимается порожденная жизнью общества противоречивая нерешенная социальная ситуация, требующая своего разрешения. Иногда говорят, что проблема – это осознанное противоречие между знанием и незнанием. Без наличия реальной проблемы нет основания для проведения СИ. Нет такого основания и тогда, когда данная проблема уже решена, а ответы на поставленные вопросы уже известны. Исследование – всегда поиск нового, а поэтому без получения нового знания или практического решения нет и СИ. При этом нельзя смешивать общетеоретическое и конкретно-практическое знание: можно неплохо знать о социальных причинах и факторах повышения производительности труда, в общем и целом, но это не снимает проблему выяснения того, от чего и как это зависит на данном предприятии в данное время. В какой-то мере проблемная ситуация чаще всего указывается заказчиком СИ. Социолог, если он согласен с социологическим характером предложенной проблемы, возможностью и необходимостью ее изучения, на этой основе профессионально и четко формулирует и обосновывает ее. Нечеткая формулировка проблемы, как и выдвижение для исследования слишком широких проблем, способно серьезно затруднить проведение СИ.
Далее необходимо определить объект и предмет СИ. Объект – это все то, на что направлено такое исследование, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Это может быть какое-либо явление или процесс, та или иная сфера общественной жизни или социальный конфликт. Очевидна органическая связь объекта СИ с исследуемой проблемой, поскольку последняя существует не сама по себе, а в лице тех людей, их групп и отношений между ними, которые выступают в качестве носителей той или иной социальной проблемы. В отличие от этого, определение предмета СИ предполагает выделение в объекте тех наиболее важных сторон, свойств, особенностей, которые выражают суть исследуемого социального противоречия или конфликта и подлежат непосредственному изучению. Чаще всего формулировка предмета СИ включает основной вопрос проблемы. Например, в исследовании выбора профессии выпускниками проблема – это противоречие между равными правами всех в выборе профессии и фактически сохраняющимся неравенством возможностей представителей разных социальных групп в реализации этих прав; объект – выпускники школ и их родители в момент выбора первой трудовой профессии и трудоустройства выпускников; предмет – это соотношение между планами выбора профессии и их реализацией на практике. Таким образом, формулировка и обоснование проблемы, вычленение объекта и предмета СИ представляют собой исходную основу разработки его программы.
Затем в программе определяются цели и задачи СИ. Цель определяет общую направленность, ориентацию исследования и предлагаемый общий его конечный результат. Задачи подчинены цели и представляют собой формулировку вопросов, получение ответов на которые необходимо для осуществления целей СИ. Если в данном СИ цель рекомендуется иметь одну (чаще всего так и бывает), то задач обычно бывает несколько. Они конкретизируют цель и определяют средства ее достижения. Характер СИ (теоретический, практический, теоретическо-практический) неразрывно связан с его целью, а это определяет и характер его программных задач. Так, в рамках СИ подвижности (миграции) населения его целью может быть оптимизация этих процессов в данном районе (области, республике), а задачами – вопросы разнообразных путей и методов такой оптимизации.
Следующий немаловажный элемент разработки программы СИ – логико-теоретическая интерпретация и оптимизация (эмпирическая интерпретация) основных понятий и терминов. Суть его в том, чтобы добиться ясного, разностороннего, четкого, определенного, однозначного, недвусмысленного определения и использования содержания, смысла этих понятий и терминов, относящихся к программе данного СИ, а также выявить структуру каждого из них, чтобы иметь возможность перевести их изучение на конкретный операциональный уровень, т.е. на уровень, позволяющий использовать количественные методы, статистические показатели. Так, при изучении социального статуса студентов в программе СИ используется общее важное, но не операциональное понятие «уровень материальной жизни», которое может и должно быть расчленено на такие, например, операциональные (т.е. количественно учитываемые и фиксируемые) понятия, как «величина стипендии», «размер дополнительного заработка», «величина материальной помощи родителей» и др. Такие элементарные понятия, описывающие предмет СИ, поддающиеся учету и регистрации, называются понятиями-индикаторами. При этом чем выше уровень описания предмета СИ в понятиях-индикаторах, тем при прочих равных условиях выше возможность проведения правильного, глубокого и эффективного исследования. С другой стороны, чем сложнее вид СИ, тем более емкой, разветвленной, дифференцированной и сложной является структура логического анализа основных понятий его программы. Особо следует подчеркнуть то, что социолог, имеющий дело с наукой, не может в своих СИ руководствоваться только здравым смыслом или обыденными представлениями о социальных явлениях и понятиями о них, широко распространенными и достаточно прочно укоренившимися в массовом сознании.
Вслед за тем как предмет СИ был расчленен на основные и неосновные элементы, получившие необходимую интерпретацию, возникает потребность систематизировать полученное знание о нем, подвергнуть его своего рода системному анализу с тем, чтобы получить о предмете СИ рельефное и целостное представление. Это достигается в результате предварительного системного анализа объекта исследования в соответствии с проблемой и целями СИ. В результате объект исследования предстает как предполагаемая система качественно различных элементов, подсистем и их связей. Поэтому предварительный системный анализ предмета СИ, как отмечает В.А.Ядов, – это, в сущности, моделирование проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют в дальнейшем сформулировать общие и более частные гипотезы СИ.
Гипотезы в СИ – это научно обоснованные предположения о социальных фактах, явлениях и процессах, выдвинутые на основе предварительного анализа исследуемого объекта, определяющие направленность СИ и требующие подтверждения или опровержения. По существу, они представляют собой предполагаемые, возможные (гипотетические) ответы на вопросы, поставленные в задачах СИ, одновременно служащие исходным пунктом СИ. Стремление подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу движет творческое исследование. Гипотезы конкретизируют общую направленность СИ, позволяют отделить главное от второстепенного, более четко определить конкретный инструментарий данного СИ, т.е. выступают теоретико-методологической основой сбора и обработки эмпирического материала, а последний, в свою очередь, как основа признания или непризнания гипотез, их проверки. Гипотезы подразделяются: по степени общности на гипотезы-основания и гипотезы-следствия, выводимые из первых; по задачам – на основные и не основные (дополнительные); по содержанию – на описательные и объяснительные; по разработанности и обоснованности – на первичные и вторичные.
Учитывая роль и значение рабочих гипотез в СИ, к их разработке, выдвижению и использованию предъявляется ряд важных и достаточно строгих требований. Во-первых, они должны строиться на научной основе, что позволяет сразу же отграничить действительно научные гипотезы от ненаучных, квазинаучных, вздорных и др. Во-вторых, гипотезы не должны противоречить уже установленным соответствующим фактам и специальным доказанным теориям. В-третьих, гипотезы должны быть проверяемы в ходе СИ, соответствовать достигнутому уровню разработки теории, методики и техники СИ и не содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации, а в самой их формулировке должен указываться способ ее проверки в данном СИ. В-четвертых, гипотезы должны формулироваться по возможности просто, ясно и однозначно, не должны, как правило, содержать расплывчатых, неопределенных понятий и суждений. В-пятых, гипотезы должны носить вероятностный характер и не предрешать итоги СИ. В-шестых, нередко выдвигая несколько различных и даже противоположных гипотез, нельзя в одном и том же СИ руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Выдвижение рабочих гипотез – заключительный фрагмент разработки теоретико-методической части программы СИ, позволяющий перейти непосредственно к формулированию ее методически-процедурной части Исходной здесь является программная характеристика стратегического, принципиального плана СИ. В зависимости от вида СИ выделяются четыре варианта такого плана: а) разведывательный (поисковый, формулятивный), используемый тогда, когда о проблеме или объекте СИ известно немного, сведения носят неясный, расплывчатый характер и нет возможности выдвинуть какую-либо определенную гипотезу, что предполагает необходимость ознакомления с литературой, документами, мнением экспертов, проведения собственных наблюдений и т.д.; б) описательный (дескриптивный), применяемый тогда, когда проблема или объект СИ достаточно четко выделены и имеется возможность выдвинуть описательные гипотезы и поставить цель получить в итоге СИ строгое описание количественно-качественных характеристик объекта исследования; в)аналитический (экспериментальный), пригодный в условиях наличия достаточно высокого уровня знаний об объекте СИ и возможности выдвижения объяснительных гипотез, получения в итоге СИ знания функциональных взаимосвязей и причинно-следственных отношений объекта; г) повторно-сравнительный, который, в отличие от всех предыдущих, связан не с разовыми, а с повторными СИ и применяется для обнаружения тенденций развития объекта на основе сопоставления его характеристик обычно в определенном временном интервале.
Методы исследования. Как уже отмечалось, в программе СИ определяются не только объект и предмет, но и то, какими методами и с помощью каких процедур они будут изучаться, каким образом будет происходить сбор социальной информации. Так, при исследовании общественного мнения может, например, указываться, что оно будет осуществляться методом персонального нормализованного интервью в технике «лицом к лицу», как правило, по месту жительства опрашиваемых. Это требует специально остановиться на краткой характеристике основных методов СИ.
Социологическое наблюдение – это метод сбора первичных эмпирических данных, связанный с направленным, систематическим, непосредственным восприятием, регистрацией тех характеристик изучаемого социального объекта, которые необходимы для данного СИ и поддаются контролю и проверке. Главная особенность этого метода – в неразрывной связи наблюдателя с объектом изучения, а главное достоинство в том, что он позволяет разносторонне фиксировать состояние объекта, его черт, свойств и особенностей и получить более достоверные данные о социальных фактах. В то же время нельзя не видеть и ограниченность этого метода, связанную с тем, что на наблюдении в той или иной мере сказываются субъективные моменты, не все в общественной жизни доступно наблюдению, часто невозможно проведение повторного наблюдения и т.д. В связи с этим обычно рекомендуется использовать наблюдение наряду с другими методами.
В социологии различают включенное и не включенное наблюдения в зависимости от положения наблюдателя. В первом случае наблюдатель находится внутри объекта изучения (социальной группы, трудового коллектива и др.) и ведет наблюдение за ним изнутри. Так, к примеру, происходит тогда, когда социолог, поставив себе, цель изучить преступное поведение, внедряется в какую-нибудь группу рэкетиров, наблюдает и описывает ее деятельность, участвуя в ней. В большинстве же случаев речь идет о не включенном наблюдении, когда социолог изучает объект своего СИ со стороны, не входя в него. По месту проведения наблюдений они подразделяются на полевые, при которых эти наблюдения осуществляются в естественных условиях, и лабораторные, т.е. проводимые в искусственно созданной обстановке. Фиксация результатов наблюдения производится обычно на месте и в момент его осуществления в форме записей в бланке или дневнике наблюдения магнито-, фото- или телезаписей и т.д.
Социологический опрос – это важный и самый распространенный способ получения первичной социологической информации путем постановки в устной или письменной форме вопросов к отдельному человеку или более или менее широкой группе людей и получения ответов на них. Он особенно широко используется в процессе изучения общественного мнения, когда необходимо получить информацию об оценках и предпочтениях определенной группы людей, не поддающихся прямому наблюдению. Но с помощью опросов получается информация и об объективных социальных явлениях, событиях и процессах.
Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием, где тот, кто проводит опрос-интервью, выступает как интервьюер, а тот, кого он опрашивает, у кого берут интервью, – как опрашиваемый, или респондент. Интервьюирование может быть прямым, т.е. «лицом к лицу», и опосредованным (например, по телефону); формализованным (стандартизованным или стандартизированным), т.е. проводимым по заранее разработанному плану, и свободным, открытым, неформализованным (не стандартизированным), т.е. в виде непринужденной беседы по избранной теме или ряду тем.
Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием, проводящий его – анкетером, а опрашиваемый – анкетируемым. Анкетирование может быть индивидуальным или коллективным, очным или заочным (например, через почту, газету или журнал). Социологическая анкета – это опросный лист (список вопросов), составляемый исследователем-социологом, самостоятельно заполняемый анкетируемыми по указанным в нем правилам и служащий после этого источником социальной информации в СИ. При составлении анкеты очень важно обеспечить правильную постановку вопросов, которые должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно, в увязке с решением задач исследования и так, чтобы не подсказывать тот или иной ответ, не влиять на него. Структура и порядок расположения включенных в нее вопросов должны служить цели получения максимально полной и достоверной социальной информации.
Если преимуществом интервьюирования является непосредственность взаимодействия социолога и респондента, то анкетирования – анонимность ответов и возможность сравнительно быстро получить социальную информацию на значительном массиве людей. Надежность информации и эффективность опросов находятся в прямой и решающей зависимости от качества их подготовки и проведения социологом, прежде всего от качества предварительно составленного вопросника (анкеты). Из него должно четко и ясно следовать, что, как и в каком порядке спрашивать у респондентов. Очень важно также при проведении опросов обеспечить обстановку вежливости, дружелюбия, беспристрастности и т.д. Особой разновидностью социологического опроса является специализированный, экспертный опрос, когда вопросы устно или письменно ставятся перед специалистами, обладающими глубокими специальными знаниями в области предмета СИ, а в результате ответов на них имеется возможность получить экспертные оценки, заключения.
Документальный метод – еще один способ получения социологической информации, связанный с изучением документов как материальных носителей такой информации (бумага, фото- или кинопленка, аудио- или видеозапись и. др.). Этот метод особенно важен тогда, когда единственным или главным источником необходимой информации является документ. Он предполагает выяснение достоверности и надежности содержащейся в документе информации, обстоятельств его появления, отношения к нему общества, отбор и сопоставление полученных официальных и неофициальных (личных) материалов (архивных, публикаций, статистических документов, характеристик, анкет, писем, протоколов и др.). Этот метод связан с использованием двух основных взаимосвязанных приемов анализа документов: традиционного, в рамках которого достигается их качественное определение, понимание и толкование содержания, и формализованного, связанного с количественным подходом к анализу документов, т.е. с переводом текстовой или иной документальной информации на язык количественных показателей, и направленного на преодоление влияния субъективных интересов и установок исследователя на ход СИ и его результаты. Последний получил наименование контент-анализ, который достаточно широко используется, особенно при изучении больших массивов документов (например, прессы, записей радио- и телепередач и др.). Так, немалую информацию можно получить при изучении вопроса о том, какое внимание данная газета уделяет вопросам студенческой жизни, если подвергнуть ее номера за определенный период контент-анализу, выяснив тем самым, например, сколько раз и как часто соответствующие слова и словосочетания используются в данном тексте.
Разновидностью документального метода является документально-биографический метод, когда с помощью изучения личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров и др.) извлекается, информация, позволяющая лучше представить себе не только данную личность, но через нее и жизнь общества и его структур на различных этапах их развития. При этом важно иметь в виду и недостатки этого метода (опасность субъективных оценок, отсутствие представительности, репрезентативности данных и др.), в связи с чем этот метод также рекомендуется использовать в сочетании с другими методами.
Социологический эксперимент – это исследовательский метод получения социальной информации, при котором создается или изыскивается необходимая ситуация воздействия на исследуемый социальный объект (зависимая переменная), какого-либо фактора (независимая переменная) и осуществляется наблюдение за его последствиями и их фиксация. Примером здесь может служить эксперимент, связанный с изучением воздействия морального (или материального) поощрения студентов за их успеваемость. Задача социолога-экспериментатора состоит в том, чтобы зафиксировать изменения зависимой переменной (успеваемости), проанализировать их и сделать соответствующие выводы. С помощью эксперимента нередко добываются такие специфические сведения, которые нельзя или очень трудно получить другими методами.
Социологический эксперимент может проводиться как в полевых (естественных), так и в лабораторных (искусственных) условиях. Лабораторный эксперимент позволяет более тщательно контролировать условия проведения СИ и управлять ими. Социологический эксперимент обычно направлен на проверку гипотез по поводу каузальных (причинно-следственных) связей между социальными явлениями и процессами. В процессе эксперимента важно добиваться уверенности в том, что, во-первых, именно изучаемый фактор, а не иной является причиной наблюдаемых изменений (внутренняя валидность); а во-вторых, что полученные выводы можно экстраполировать, распространять и на другие аналогичные ситуации (внешняя валидность).
Социальное измерение. В самом широком и общем плане социальное измерение – это извлечение социальной информации из исследуемых социальных объектов или процессов. В более узком, собственном смысле социальное измерение – это определенная процедура сопоставления измеряемого объекта с каким-либо эталоном для получения соответствующего числового выражения его социальных характеристик в том или ином масштабе (шкале). Понятно, что это – одна из центральных проблем СИ. Измерению подлежат любые свойства социальных объектов, как количественные, так и качественные.
Важнейшее значение в процессе социального измерения имеет выработка эталона измерения – шкалы. Социологическая шкала – это измерительная часть инструментария СИ, представляющая собой систему возможных количественных оценок исследуемого социальною объекта («шкала оценок») и позволяющая получить упорядоченную социальную информацию о нем и ее оценку. Это своего рода алгоритм, согласно которому каждый объект исследования получает соответственное число, именуемое шкальным значением. При составлении шкалы учитывается уровень значимости определенных черт, свойств объекта СИ. Качественные характеристики этих черт, свойств преобразуются в определенные количественные переменные величины. Простейшая шкала состоит из двух или более пунктов, градаций или категорий. Классифицируются шкалы по различным основаниям, и потому они весьма многообразны: количественные и качественные, одномерные и многомерные, интервальные и шкалы отношений и др.
Другая важнейшая сторона социального измерения – построение выборки. Это значит, что социолог непосредственно имеет дело не со всей совокупностью (популяцией) качественно определенного социального явления или процесса, называемой в социологии генеральной совокупностью, а только с некоторым ограниченным их числом, отобранным по специальным правилам составления выборки (выборочной совокупности).
В конечном счет, все методы и процедуры социального измерения призваны обеспечить оптимально возможную полноту, достоверность, репрезентативность, надежность и обоснованность первичной социологической информации, составляющей исходную основу всего СИ.
Полученная в ходе социального измерения первичная социальная информация нуждается в обработке, без чего серьезный научный анализ результатов СИ чаще всего может быть резко затруднен или даже вообще невозможен. Именно обработка упорядочивает, группирует и классифицирует большой массив накопленных в СИ эмпирических данных. В программе СИ заранее определяются пути и формы обработки этих данных с учетом задач данного СИ и выдвинутых гипотез. Такая обработка предполагает предварительную формализацию (кодирование) собранной информации, когда, например, каждый отдельный вариант ответов на вопрос анкеты получает свое числовое обозначение (код). Сама же обработка данных проводится либо вручную, когда объем выборки невелик, либо на ЭВМ. Электронная обработка материала не только серьезно ускоряет ее и обеспечивает высокую точность обсчета, но и помогает на основе использования законов математической статистики определить важные для подведения итогов СИ зависимости (корреляции). На этой основе легко составить наглядные таблицы, схемы, диаграммы и др., которые могут затем войти в отчет о социологическом исследовании.
Первичная обработка эмпирического материала служит предпосылкой его углубленного анализа, поскольку цель социсследования – не только сбор и первичная обработка полученного материала, но и научная интерпретация социальных фактов. Социологи не случайно называют анализ собранной информации самым увлекательным этапом исследования. Вместе с тем это, как и разработка программы, наиболее трудоемкий этап СИ, занимающий, обычно, примерно две пятых всего его времени. Анализ информации может быть в зависимости от целей СИ более или менее глубоким и обстоятельным. На этой стадии социологического исследования осуществляется дальнейшее обобщение данных, углубленная интерпретация и объяснение социальных фактов, получение основных выводов, проверка гипотез, теоретическое осмысление проблемы, возможное прогнозирование и выработка практических рекомендаций.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие виды социологических исследований Вам известны?
2.Как определяются объект и предмет социологического исследования?
3. Каким требованиям должна отвечать выдвигаемая гипотеза СИ?
4. Укажите методы социологического исследования.
5. Что такое «социологическая шкала» и какова ее роль в
социологическом исследовании?