Понятие, структура, типы личности
Человек – это уникальный биологический вид Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле. По своей природе он является целостным, биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в единстве. «Социальное» в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из биологического. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики. При рождении он наследует определенные, психофизиологические задатки, которые затем развиваются в интеллектуальные и духовные свойства психики. Природа заложила в человеке лишь склонность к определенным формам поведения (например, необходимость пребывания в группе, способность к самоограничению), которые без соответствующей социальной среды и обучения не могут реализоваться.
Врожденными являются и некоторые психогенные элементы человека, такие как воля, характер, воображение, наблюдательность, способности, темперамент. Но личностью человек может стать не по рождению, а только в обществе, в социальной среде, в которой он приобретает социально значимые свойства.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
Термин «личность» образовался от латинских слов «persona» (маска актера, роль, лицо) и «personare» (говорить через). В русском языке теперь уже устаревшее слово «личина» имеет аналогичное значение. Стать личностью означает как бы надеть социальную маску.
В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида. Личность – это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.п.
В социологии личностьопределяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Структура личности – набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых разумными субъектами в разное время в различных обстоятельствах, а также отношения между ними; в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов; принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы.
В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю – к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом. В рамках мотивационной структуры принято выделять ведущий мотив, направляющий ведущую смыслообразующую деятельность (в деятельности профессионала им часто является интерес к предмету труда), и соподчиненные, второстепенные мотивы, неудовлетворенность которых работник может некоторое время «терпеть»
К проблеме структуры личности в социологии существует не один подход. Структура личности в социологии– один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением.
Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов – это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). «Оно» представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. «Я» – это элемент сознания, которое связано с бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Я представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением).
Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными. Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека З.Фрейд увидел борьбу биологического и социального начал.
Рассмотрим некоторые точки зрения на структуру личности.
Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1) социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2) личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3) индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену, в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
- статус и социальные функции-роли;
- мотивация поведения и ценностные ориентации;
- структура и динамика отношений.
Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры. В условиях кризиса, когда затрагивается высший культурный слой, нижний традиционный слой может активизироваться сам. Это происходит в условиях ломки нравственных и идеологических норм и ценностей. Характерно подобное послойное снятие культурных пластов и при определенных психических заболеваниях.
В ходе анализа структуры личности невозможно не рассмотреть вопрос соотношения социального и индивидуального начал. Каждая личность неповторима и уникальна. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых.