Функции и стадии социальных конфликтов
Функция конфликта – это выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между конфликтом и другими явлениями общественной жизни; это та роль, которую конфликт выполняет по отношению к обществу и (или) его структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам. В первом случае принимаются во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей. Функции конфликтов представлены ниже в таблице 2.
По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную (способность повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей), что сказывается на эффективности совместной деятельности.
Таблица 2. Функции конфликта
Конструктивные функции конфликта | Деструктивные функции конфликта |
Конфликт может укрепить организацию. Улучшается качество общего менеджмента, происходит устранение недостатков, противоречий в работе организации | Конфликты ухудшают качество деятельности организации, могут ее разрушить |
Участники конфликта более глубоко познают друг друга. Тестирующая функция конфликта проявляется | Происходит нарушение системы отношений, коммуникаций, взаимосвязей в организации |
Дают выход негативным эмоциям, разряжают напряженность, трансформируют и сохраняют отношения | Ухудшается настроение людей, социально-психологический климат в организации, в обществе |
Конфликты способствуют развитию личности, усиливается значимость гуманистических ценностей | Наносится ущерб организационной, корпоративной культуре, происходит ослабление ценностно-ориентационного единства |
Происходит оптимизация межличностных отношений | Конфликт разрушает межличностные отношения, вызывает депрессии, болезни |
Руководители начинают более чутко реагировать на нужды подчиненных. Устанавливается более доброжелательная обстановка, организация укрепляется | Усиливаются авторитарные, бюрократические тенденции в менеджменте. Появляются «больные организации» – принудительные, депрессивные, шизоидные и др. |
Активизируется социальная жизнь, выявляются нерешенные проблемы в социуме. Стимулируют социальные перемены | Способствуют закреплению социально-политической пассивности граждан. Абсентеизм. Вызывают протест |
Происходит ослабление социальной, психологической напряженности в обществе | Возрастает социальная напряженность в обществе. Появляется страх, фобии |
Конфликты способствуют сплоченности группы, этноса, государства и общества перед внешней опасностью, возрастает внутренняя солидарность | Конфликт приводит нередко к насилию, а в войнах и к гибели людей |
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям – процессам развития конфликта.
1. Стадия зарождения конфликта – скрытый или латентный период. Он включает конфликтную ситуацию, возникновение разногласий, появление сигналов конфликта, в том числе инцидентов. Происходит осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, появляется враждебность между ними. Конфликт развивается постепенно, и не всегда конфликтная ситуация
перерастает в открытое, публичное противоборство. Конфликт можно погасить тогда, когда он находится в начальной фазе противоборства и конфликтная ситуация еще не перешла в открытые целенаправленные действия друг против друга.
2. Стадия (эскалации) развития противоборства – это уже начало публичного конфликтного противоборства, действия сторон друг против друга. Происходит эскалация конфликтного взаимодействия. Используются все имеющиеся ресурсы в борьбе сторон. Развивается информационное и энергетическое противоборство, нередко перерастающее в насилие, а в ряде случаев и в войну. Конфликт достигает своего пика, ресурсы истощаются. Возникает потребность в переговорах, посредничестве для заключения мира.
3. Стадия завершения, трансформации предполагает завершение, разрешение конфликта. Привлекаются посредники или медиаторы. Постконфликтная ситуация заключается в нормализации отношений или перерастании конфликта в другое противоборство.
В динамике конфликта можно выделить с достаточной долей условности семь основных этапов:
1. Конфликтная ситуация – появление объекта и предмета конфликта, его сторон, участников, их противоположных интересов. Это такое совмещение обстоятельств, которое создает почву в дальнейшем для реального противоборства между людьми, субъектами социальной жизни, организациями.
2. Сигналы конфликта. Об обострении отношений на стадии предконфликта обычно свидетельствуют так называемые сигналы конфликта: напряженность, кризис, инцидент.
Напряженность – появление негативных установок, искажение восприятия другой стороной. Эмоциональные отношения на втором этапе играют очень существенную роль.
Кризис – ожесточенные споры, оскорбления, перманентные разногласия. Потеря связи с партнером по работе или любви. Утрачивается контроль над эмоциями. Ситуация еще может улучшиться и стороны найдут возможность объясниться или начнется открытое противоборство.
Инцидент – кратковременное столкновение, соперничество, волнение по пустякам, не всегда даже имеющим отношение к самой конфликтной ситуации. Инцидентов может быть несколько, не обязательно один. И не всегда инциденты ведут к началу конфликта.
3. Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликтной ситуации, враждебность характеризуют второй и третий этапы.
4. Начало явного противоборства. Ответ другой стороны на действие первой, означает уже начало открытого противоборства, поскольку позиции обеих сторон четко определись и начались действия друг против друга. На данном этапе начинаются действия сторон друг против друга, постоянно проявляется агрессивность.
Многие люди стараются избегать конфликтов. Вместе с тем конфликт – это нормальное явление, признак развития и роста, стремление к внутреннему равновесию. Конфликт – не только выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии, это сочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми и групповых, организационных, глобальных проблем. Конфликт может породнить общность, раскрыть самого себя.
5. Эскалация конфликта. В ходе данного этапа идет перманентное, упорное информационное и энергетическое противоборство, перерастающее в политических, социально-этнических конфликтах в насилие, войну. Отношения противоборствующих сторон включают в себя два основных процесса.
· информационное противоборство – измерение собственного потенциала в сравнении с возможностями другой стороны на основе полученной информации, информационная война. Каждый из участников конфликта стремится получить как можно более полную информацию, лишив такой возможности партнера по противоборству. Банальная истина о том, что кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, приобретает в условиях конфронтации совсем не банальный смысл. Цель информационного противоборства – диагностировать свое положение и возможности другой стороны. Затем в зависимости от результатов такой диагностики выбрать способы стратегии и тактики поведения в конфликте.
· энергетическое противоборство – непосредственные активные действия сторон, основанные на наличии имеющихся у них ресурсов. В пожаре конфликтов обычно используются все виды ресурсов: финансовые, информационные, интеллектуальные, материальные и др.
При более полной информации основная задача конфликта решается с меньшими энергетическими затратами. Чем лучше качество информации, тем меньшая часть энергии выделяется на противодействие и тем большая – для решения основной задачи.
Эскалация конфликта – это обострение противоборства во всех его проявлениях, в том числе информационного и энергетического. Признаки эскалации в конфликте следующие:
· сужение когнитивной (познавательной) сферы в поведении и деятельности, примитивные формы отражения («потерял голову», «сам дурак »);
· создание образа врага – возложение вины на другую сторону, негативные ожидания, отождествление со злом и др.
6. Завершение конфликта. Для завершения конфликта на этом этапе используются посредники, ведутся переговоры. Основные формы завершения конфликта следующие:
Разрешение конфликта – совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия, изменение позиций оппонентов, их самих.
Урегулирование конфликта – в устранении противоречия участвует третья сторона – медиатор, арбитр.
Затухание конфликта – временное прекращение противодействия при сохранении напряженных отношений, из-за истощения ресурсов сторон, потери мотивации, снижения значимости объекта конфликта.
Устранение конфликта – ликвидация основных структурных элементов конфликта. Выход из конфликта одного из участников, исчезновение объекта конфликта, устранение дефицита объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт – смена объекта конфликта, появление нового, более значимого противоречия.
7. Постконфликтная ситуация в ходе последнего этапа может развиваться в двух совершенно противоположных направлениях:
· нормализация отношений, сотрудничество. Подобное конструктивное разрешение конфликта предполагает: 1) прекращение конфликтного противодействия, любых акций, действий против другой стороны; 2) позитивное поведение обеих сторон, снижение интенсивности негативных эмоций, отказ от восприятия оппонента как врага; 3) деловое сотрудничество, объективное обсуждение проблем в ходе управления, принятия управленческих решений, бесед, переговоров, учет статусов друг друга, стремление понять и принять интересы другой стороны.
· перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения.