Ошибки репрезентативности в свою очередь могут иметь случайный характер и систематический.
Систематическая ошибка - это ошибка, тенденциозно искажающая величину исследуемого признака в сторону её увеличения или уменьшения. Возникает она главным образом в результате нарушения случайности отбора.
Случайная ошибка - это ошибка, имеющая одинаковую величину вероятности в сторону уменьшения или увеличения изучаемого показателя; это ошибка, появление которой возможно в результате сущности содержания самого выборочного (не сплошного) наблюдения, в силу того, что исследуется часть, а не вся статистическая совокупность.
Определение величины случайных ошибок репрезентативности и является одной из главных задач теории выборочного метода. Их фиксирование позволяет судить о точности выборки, о возможности распространения выборочных характеристик на генеральную совокупность.
32. Понятие документа и документальной информации. Классификация документов.
Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
Документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель.
По форме фиксации информации документы делятся на: письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме- иконографическую -документацию (кино, видео- и фото документы, картины и т. д.); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).
Письменные документы — наиболее обширный вид документации. Источниками этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные архивы, архивы организаций и предприятий, статистическая отчетность, научные публикации, пресса, личные документы.
Архивы организаций и предприятий. Между архивами организаций и иными архивами имеется существенное для социолога, различие. По принятым в советском делопроизводстве правилам все документы подразделяют на документы постоянного хранения и документы временного хранения. Это различие зависит от ценности того или иного документа. Документы временного хранения через определенные сроки уничтожаются; документы постоянного хранения через десять лет передаются в иные архивы. Таким образом, документация, в которой отражается текущее положение дел, находится в архивах организаций.
Статистическая отчетность. Связь между статистикой и социологией настолько тесна, что в некоторых случаях только чисто формально можно провести границу между статистическим и социологическим исследованием. Более того, сама идея конкретных социологических исследований, сам методический аппарат их во многом исторически обязаны своим происхождением опыту социально-экономической статистики. Естественно, что многие социологические исследования существенным образом опираются на статистические данные.
Научные публикации. Публикации в научной печати являются лажным источником информации о развитии самой науки, теоретических выводах и практических результатах исследований, источником эмпирических данных для вторичного их; анализа. Книги, журналы, отчеты — основные формы этого типа документов.
Пресса. Пресса, или газетно-журнальная периодика, предстает в социологических исследованиях как источник разнообразной информации по определенным социальным группам, категориям, явлениям и процессам, в том числе она может выступать и как документация для изучениясамой прессы как социального явления.
Личные документы. Личными документами в социологии называют документы, составленные частным лицом по собственной инициативе. Это письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п. Ценны они для социолога тем, что в них зафиксированы почти ничем не ограниченные высказывания людей по свободно выбранным темам. Личные документы служат прежде всего источником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях.
33. Базовые методики анализа документов.
Существуют следующие методы анализа документов.
Традиционные методы анализа документов включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследователя. Чаще всего цели, с которыми социолог обращается к содержанию документа, не совпадают с целями, которые преследовались автором документа при его создании. Например, обращаясь к анализу библиотечной статистики с целью изучения читательских интересов и читательской активности населения города, социолог обнаруживает следующие особенности.
Во-первых, по отношению к его задаче эта статистика содержит неполную информацию, в ней нет данных о том, какие социальные группы пользуются не одной, а несколькими библиотеками. Это означает, что читатель, пользующиеся тремя библиотеками, в общегородском библиотечном учете «превращается» в трех читателей. В то же время эта статистика не отражает социальную структуру населения, вообще не пользующегося библиотеками. Примеры неполноты учетной статистики в данном случае можно было бы продолжить, но здесь важно только подчеркнуть, что эта неполнота естественна, поскольку библиотечная статистика создавалась для решения своих специфических ведомственных задач - для учета загрузки библиотекарей (число читателей и численность ежедневных посещений), для оперативного анализа книгообеспеченности (среднее число книг, выданных в течение года, оборачиваемость книжного фонда) и для других задач. Ясно, что для социолога эта статистика полезна, но недостаточна. Он должен выбрать из существующего комплекса показателей только те, которые пригодны для его целей, и позаботиться о том, каким методом и из каких источников получить недостающую информацию.
Контент-анализ - это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста.
Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники - книги, поэмы, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.
При этом, подразумевается, что изучаемая характеристика распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т.д.
Задачи, решаемые методом контентного анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким эффектом?».
Суть метода сводится к тому, «чтобы найти такие легко-подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, такой признак, как частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания».
Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа является разработка инструкции для кодировщиков. Содержанием инструкции является описание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа.
Инструкция кодировщику содержит обычно не только правила поиска в регистрации единиц текста, соответствующих делениям кодификатора, но и примеры таких единиц: слова, высказывания, суждения и т.п.
После разработки инструкции для кодировщика она должна быть проверена на однозначность ее понимания различными кодировщиками. Цель такой проверки - выяснить, помогает ли инструкция кодировщикам получать единообразные, стандартные результаты, не зависящие от субъективных особенностей восприятия отдельных кодировщиков.
Случаи расхождения результатов у различных кодировщиков выясняются и обсуждаются их причины. С учетом выявленных неточностей инструкции дорабатываются. Затем проводится новая проверка и так до получения необходимого уровня совпадения результатов, обусловленного задачами исследования.
34. Способы формирования документальных выборок.
При планировании анализа содержания документов исследователь прежде всего решает, какие источники наилучшим образом могут представить изучаемые характеристики объекта. Если считается, что все документальные источники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов.
Отбор документов. Часто уже сам отбор источников информации ограничивает количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако и после этого материал может быть достаточно обширным? Тогда следует провести отбор документов.
Необходимость критического отношения к документам. Со словом документ обычно связано представление о достоверности, проверенное, точности, непререкаемости. Однако достоверность документов, используемых в конкретно-социологическом исследовании, всегда должна быть подвергнута специальной проверке. Слепая вера в правдивость документа (особенно такая вера распространена по отношению к так называемым официальным документам) может привести исследователя к досадным ошибкам. И потому документы, какими бы достоверными и правдивыми они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения И только после того, как последовательно перебраны и проанализированы все пункты, по которым, есть основания усомниться в документе, он может быть использован в работе.
Адекватность документа, определяется как степень, в которой он отражает интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. насколько он соответствует предмету исследования.
Чтобы прийти к определенным выводам относительно надежности содержания, необходимо сопоставить все данные содержания с какими-то другими данными. Здесь возможно несколько вариантов проверки.
Достоверность документов. Первая проблема, с которой встречается исследователь при оценке достоверности документа, — это проблема подлинности. Острота ее зависит от типа документа.
Установив достоверность документа, исследователь, прежде чем, использовать его в своей работе, должен проверить достоверность фиксированной в нем информации. Нельзя поставить вопрос о достоверности политической программы или определенных эстетических или нравственных позиций, но всегда необходимо выяснить, верно или нет описаны факты, точно ли зафиксированы показатели того или иного процесса и т. п.
Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего производить путем последовательного перебора источников встречающихся в документах ошибок. Источники ошибок можно разделить на две категории: случайные и систематические.
При оценке достоверности информации, содержащейся в неофициальных личных документах, важно принимать во внимание отношения между автором и излагаемыми им фактами. Различают несколько типов таких отношений, которые могут считаться признаками достоверности информации.
35. Методы и способы критической оценки документов и документальной информации.
Критерии оценки документов.
Критериями оценки происхождения являются: роль и место организации в системе государственного управления, значимость выполняемых функций, время и место образования документов.
Критерии оценки содержания — значимость события, отраженного в документах, значение содержащейся в документах информации, ее повторение в других документах, целевое назначение, вид и разновидность документа.
Критерии оценки внешних особенностей документа — это юридическая достоверность (наличие подписей, дат, резолюций, печатей), особенности передачи текста, материального носителя документа и его физического состояния.
Рассмотрим некоторые критерии.
1. Значимость учреждения или лица, в результате деятельности которых созданы документы. В процессе деятельности общества создается огромное количество учреждений, организаций и предприятий с разнообразными функциями. Это органы власти и управления, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, учреждения культуры, общественные, кооперативные, акционерные, учебные и другие организации.
2. Значимость содержания документов. В общем массиве документации имеются документы, отражающие деятельность учреждения, и документы, играющие вспомогательную роль, нужные для текущей (оперативной) работы учреждения.
3. Время и место образования документов. Этот критерий является важным для экспертизы. В истории нашего общества были периоды, насыщенные событиями особой важности. Это периоды войн, революций, реконструкции народного хозяйства. При оценке документов, созданных в особые периоды истории, важную роль играет и место их создания.
4. Подлинность и копийность документов. При отборе на хранение предпочтение всегда отдается подлинным документам. Копии документов, отправляемых учреждениями, должны быть заверены, иметь номер и дату. Работники службы делопроизводства должны своевременно оформлять копии документов, особенно документов постоянного срока хранения. Это необходимо для их будущего использования.
5. Юридическую силу имеют главным образом правильно оформленные документы (подлинники). Иногда юридической силой обладают и копии, но при условии правильно оформленных реквизитов. Поэтому так важно правильно оформлять документы в процессе делопроизводства.
6. Дублетность документов. Этот критерий играет большую роль при отборе документов на государственное хранение в связи с широким распространением дублетных документов. Дублетный документ — это один из размноженных экземпляров подлинника. Они бывают машинописные, в виде ксерокопий, отпечатанные на ротаторе, ротапринте, выполненные при помощи другой множительной техники.
7. Поглощенность содержания. Этот критерий применяется при экспертизе плановой и отчетной документации. Содержание месячных планов и отчетов поглощается квартальными, содержание квартальных планов и отчетов — годовыми или отчеты структурных подразделений поглощаются отчетом учреждения и т.п. На государственное хранение отбирается сводный документ, поглотивший содержание первичных.
8. Физическое состояние документа. Этот критерий применяется в отдельных случаях. Если документ сильно поврежден, но имеет особую ценность, он должен быть реставрирован. Если есть копийный экземпляр, то его присоединяют к испорченному документу.
36. Понятие «наблюдения»; основные характеристики наблюдения как метода социального исследования.
Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.