Психоаналитические аспекты в полевой работе социолога
Личность исследователя с ее иррациональными основаниями способностей – способности понять, увидеть, разглядеть оказывается определяющей для результатов и не менее важной, чем метод.
На сложных социальных обхектах социологам иногда приходится заниматься социальной терапией (при возникновении конфликтных ситуациях например). . Социолог должен осознавать и взвешивать последствия каждого своего слова, действия.
При анализе причин искаженного восприятия клиентами окружающего мира социологи могут столкнуться с таким явлением как проекция. (Фрейд- проецирование внутреннего возбуждения во внешний мир). Проекция имеет место в тех случаях, когда индивид перекладывает нежелательные болезненные части своего "я " на другой объект. Проекция предстает как процесс проникновения элементов внутреннего мира человека, свойственных ему осознаваемых (и неосознаваемых) переживаний, черт личности, опыта взаимодействия с предметами и явлениями действительности во внешний мир.
В процессе работы с конфликтной ситуацией, как правило, имеет место давление на социолога со стороны ее участников с целью заставить ассимилировать проецируемый на него материал. Затрагивая глубинные части личности самого социолога, проецируемый материал может стать провоцирующим.
Проведение социологом бесед и глубинных интервью невозможно без привлечения подходов других наук и психоанализа, в частности, с его ключевыми понятиями переноса и контрпереноса. Перенос по определению Фрейда означает, что клиент искажает в своем восприятии консультанта и направляет на него те чувства, которые он испытывал к объектам своей прежней жизни. Чаще всего в переносе клиент заменяет объект детства или несколько более позднего периода жизни социологом. В любом случае социолог должен знать, что эти процессы существуют и что чрезвычайно важно регулировать свою реакцию на них.
контрперенос - является большей частью неосознанной реакцией социолога в ситуации оказания социальной помощи, что говорит о его стремлении удовлетворить собственные возникшие в детском или более позднем возрасте потребности.
Социолог может сам испытывать потребность в симбиозе, неосознанной солидарности с клиентом и его жалобами.
Внутриличностный конфликт каждого в группе социологов может проявляться весьма своеобразным образом:
1. На сознательном уровне идет самоопределение: кто-то начинает идентифицировать себя с заказчиком, обладающим властью, деньгами. Другая часть команды начинает активно идентифицировать себя с находящимся в трудной жизненной ситуации населением, не выражая перед членами команды открыто своих симпатий.
2. Наиболее эмоциональные представители второй половины, к тому же обладающие большей интуицией, могут озвучивать внутренний конфликт примкнувших к властному полюсу. Наличие двухполюсного самоопределения может являться благоприятным для внутреннего развития команды фактором. Однако любое уклонение от исполнения получаемых со стороны заказчиков инструкций может трактоваться как профессиональная непригодность
3.Профессиональная незащищенность социолога может стать дополнительным поводом к сближению, а то и полному слиянию с объектом исследования/ воздействия. Наиболее противоречиво и болезненно подобные внутренние конфликты воспринимаются и переживаются социологами-женщинами.
В отношениях между социологом и клиентом существует определенная асимметрия. (например получение конфиденциальной информации от исследуемых). Для регулирования асимметрии в отношениях между пациентом и социологом-клиницистом могут быть использованы различные приемы:[3]
1. В отношения между клиентом и консультантом могут встраиваться этические ограничения, унаследованные от медицинских традиций, восходящих к клятве Гиппократа. Неписаное понимание прав обеих сторон — прав клиента и прав целителя — иногда находит формальное выражение в устной/письменной договоренности - контракте, в котором, например, может разъясняться цель терапии или ее продолжительность.
2. Гарантия конфиденциальности — основа, на которой зиждется взаимное доверие между клиентом и консультантом