Полевая фаза в работе социолога.
В фокусе внимания социолога — социальное действие. «Социальным действием мы называем действие человека, с которым индивид, индивиды связывают субъективный смысл». Задача социолога состоит в том, чтобы установить смысл, связанный с этим действием. Цель «качественной» социологии — поиск правил, которые регулируют социальные действия. Проводить исследование в качественной методологии – это значит устанавливать прежде всего личные отношения с незнакомыми людьми.
Этика поведения исследователя. Этические проблемы могут возникать на всех этапах проведения исследования: начиная с этапа получения доступа в организацию до непосредственного проведения самого исследования.
1. Никогда не записывать на диктофон интервью без согласия вашего собеседника.
2. Необходимо спрашивать разрешение прежде, чем производить фотосъемку видеосъемку.
3. Предоставлять в распоряжение вашего собеседника фотографии, кассеты, транскрипции, которые его касаются, но, тем не менее, никогда их ему не навязывая.
4. Никогда не разглашать высказывания опрашиваемых в кругу их знакомых.
5. Соблюдать, по мере возможности, нормы и правила той среды, где вы проводите исследование, и среды, где вы проводите анализ
6. Если вы публикуете статью, книгу, сделайте анонимными не только тех, кого вы опрашиваете (изменяйте имена и фамилии), но и по мере необходимости места проживания и названия коллективов.
Если исследование проводится студентами, то оно принимает статус университетского независимого проекта, если же исследование проводится по заказу, необходимо объяснить кто будет являться получателем анализа.
С точки зрения поведения исследователя в поле существует два типа исследований – скрытое и открытое.
Открытоеизучение каких-либо процессов в организациях, как правило, связано с тем, что исследователь должен рассказать о своей теме исследования лицам, принимающим решение о доступе в организацию (исследователь должен обдумать нейтральную тему исследования, должен знакомить только с обобщенными результатами исследования, должен быть беспристрастным). Скрытое исследование организации. Одни считают этот подход неприемлемым – так как он включает в себя обман респондентов. Другие исследователи, соглашаясь с тем, что некоторые стратегии скрытого наблюдения действительно имеют уязвимые стороны, тем не менее, сходятся во мнении, что такие стратегии необходимы при изучении, например, девиантного поведения.
Западные эксперты советуют при проведении исследовательского интервью придерживаться ряда простых правил:
1. Внимательно, не перебивая, слушайте собеседника. Никогда не спорьте и не давайте советов.
2. Определенная информация передается в невербальной форме – выражение лица, жесты и т.п.
3. Выясните, с чем из услышанного можно ознакомить других людей, а что - должно остаться конфиденциальной информацией.
Отношения с участниками зависят от целей исследования и от степени включенности исследователя в изучаемую среду.
Чтобы уменьшить возможность появления негативных ситуаций в ходе исследования:
1. С самого начала проведения исследования исследователь сам, а иногда и с помощью представителей изучаемой структуры должен позаботиться о том, чтобы на всех уровнях организации была наиболее полная информация о том, какова цель его/её присутствия в организации.
2. Участники должны быть четко уверены в том, что исследователь ни при каких обстоятельствах не причинит вред ни им, ни их интересам.
3. Исследователь должен везде и всегда повторять, что та информация, которую дают участники, будет оставаться анонимной и конфиденциальной на всем протяжении исследования.
4. Если некоторые участники открыто провоцируют конфликт или пытаются оскорбить исследователя, нельзя грубо отвечать на выпады респондентов. Именно поэтому лучшая стратегия – стремление как можно меньше встречаться с такими “возмутителями спокойствия”
5. На наш взгляд, исследователь должен избегать проводить интервью с респондентами- “возмутителями спокойствия”. Первоначальная агрессия в ходе интервью с ними может перейти в откровенную злобу.
6. Исследователю необходимо продумать определенные психологические приемы и техники, с помощью которых он, выходя из поля, сможет отбросить негативные эмоции и через релаксацию восстановить физическую форму и положительный настрой.
Методы помогающие исследованию:
1. Метод развивающей беседы. Не только сбор но и передача информации
2. Метод аналогий. люди либо подтверждают, и тем самым раскрывают то, что происходит в их организации, либо говорят о том, что у них все происходит совсем по - другому, и тем самым опять показывают вам: а как именно у них все происходит.
3. метод "под дурачка", особенно если исследователь иностранец. имееет право спрашивать и задавать глупые вопросы.
4. Метод описания ключевых событий за определенный период. Попросите респондентов, с которыми вы работаете, описать наиболее значимые события, которые произошли за последнее время в организации. Метод помогает нам провести грамотно диагностику основных проблем в организации.
5. Принцип Карнеги: "Лично я люблю землянику со сливками. Но рыба почему-то предпочитает другие кушанья. Поэтому, когда я иду на рыбалку, я беру для нее не то, что люблю, а червяков и сушеных кузнечиков”.
Принцип Л. Толстого: "Для меня самый интересный человек - это тот, с которым я непосредственно сейчас беседую".