Виды анализа данных в качественном исследовании.
Заметим, что процесс анализа данных, полученных с помощью метода кейс стади, принципиально совпадает с общей методологией и логикой качественного исследования, но вместе с тем отличается некоторой спецификой.
Прежде всего, рассмотрим характеристики общенаучных видов анализа, которые, получив широкое распространение в методологии исследований и деятельности, стали классическими:
1. Проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения. Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации.
Схема . Этапы продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации
2. Системный анализ основывается на представлениях о системной целостности объекта, на взаимообусловленности структуры и функции. При этом в зависимости от вектора этого анализа, т.е. от направленности от структуры к функции или наоборот выделяют соответственно два вида системного анализа: дескриптивный и конструктивный. Основная цель дескриптивного анализа направлена на выяснения того, как функционирует система, в которой задана структура. Конструктивный анализ предполагает подбор структуры системы под заданные цели или функции. Оба вида анализа довольно часто дополняют друг друга.
3. Причинно-следственный анализ основывается на выявление причинности. Его основными понятиями выступают «причина» и «следствие», которые описывают связь между явлениями.
4. Праксеологический, или прагматический анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. «Эффективность» - достижение высокого результата минимальными ресурсами, «результативность» - способность достигать поставленную цель; «оценка» - величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности.
5. Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлено тем, что общество характеризуется значительной ценностной дифференциацией.
6. Ситуационный анализ основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, её структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п.
Теперь рассмотрим характеристики других видов анализа, которые, оставаясь общенаучными, в наибольшей степени отражают специфику кейс стади:
1. Построение типологий - подход, когда мы, читая тексты или работая с ними на компьютере, пытаемся найти данные, отражающие определенные повторяющиеся образцы поведения людей. Типологии могут строиться по разным основаниям. Одним словом, мы пытаемся сгруппировать наши данные по каким-либо признакам: темам, образцам поведения или другим основаниям.
Модели поведения могут нам очень многое поведать и дать объяснение некоторым процессам или явлениям. Построение типологий представляет собой начало категоризации. Достаточно много внимания этому уделяли Майкл Паттон, Джон и Лин Лофланд (Michаel Patton, John Lofland & Lyn Lofland). Они представили даже перечень типологий, матриц и категорий, которые исследователи строят чаще всего: действие, деятельность, участие, значимость, окружающая обстановка и т.д.
2. Джеймс Спредли (James Spradley) развил свою теорию построения типологий и назвал свой подход таксономией.Иногда этот подход называют анализом областей (domain аnalysis). Он представляет собой усложненный типологический анализ с использованием нескольких концептуальных уровней, когда высшие уровни включают в себя низшие, а категории подчиняются одна другой.
3. Контент анализ.Представляет собой анализ содержания текста. С одной стороны, контент-анализ – преимущественно количественный анализ текста, однако процесс выдвижения категорий – преимущественно качественный процесс.
4. Событийный анализ(Event Analysis). –Представителями этого направления являются Фредерик Эриксон (Frederick Erickson), Курт Левин (Kurt Lewin), Эдвард Холл (Edward Hall). Упор в данном виде анализа делается на нахождении начала и конца определенных событий путем установления определенных границ или маркеров, которые отражают либо начало события, либо его конец. Применяется событийный анализ как в количественных исследованиях, так и в качественных. Очень широко распространен этот вид анализа в изучении фильмов и видео материалов, когда сначала ищут определенные границы показываемых событий, а потом ведут поиск отдельных развивающихся событий в этих границах путем повторного просмотра. Кроме того, такой анализ используется в изучении жизненных траекторий личности при исследовании трудовых биографий.
5. Анализ метафор.Обычно используется на завершающих стадиях анализа. Упор делается на использовании различных метафор и того, как они соотносятся с тем, что наблюдалось. Иногда исследователи используют специальный прием, когда просят респондентов специально придумать метафоры и прислушиваются к тому, что они говорят.
6. Герменевтический анализ. Название берет происхождение от слова «герменевтика» – придание смысла написанному тексту. Яркий представитель – Ван Манен (Van Manen). В этом анализе главный упор делается на том, какой смысл придают сами люди описываемой ситуации. Для герменевтической интерпретации исследователь должен фактически отодвинуть свое “Я” и попытаться дать не свою интерпретацию событий, а интерпретацию глазами респондента - его/её историю с использованием их слов и выражений.
7. Дискурс анализ(discourse analysis). Представляет собой лингвистический анализ протекания коммуникации. Представитель данного направления – Джеймс Ги (James Gee). В ходе дискурсанализа используется запись текста на аудиокассете, которая постоянно проигрывается, а несколько людей ведут обсуждение по поводу того, какие образцы задавания вопросов превалируют в дискуссии, кто доминирует в дискуссии в определенный отрезок времени и каким образом, а также изучаются различные модели поведения в речевом взаимодействии.
8. Cемиотический анализ изучает знаки и символы. Представитель – Питер Меннинг (Peter Manning). Этот подход определяет каким образом конструируется значение через знаки и символы.
9. Феноменологический или эвристический анализделает акцент на том, как индивиды познают мир. Представитель – Кларк Мустакас (Clark Moustakas). В данном анализе упор делается на восприятии опыта другим человеком. Большое внимание этому уделяли Лофланды (J.Lofland and L.H.Lofland).
10. Анализ нарративов (narrative analysis) – изучение речи индивидуумов. Одним из ярких представителей является Катрин Райзман (Catherine Reisman). Этот подход пересекается с другими подходами. Но если сравнивать, например, с дискурс-анализом, то нарративный анализ делает упор скорее на индивидууме и его речи, а в дискурс анализе – на взаимодействии. Нарратив - это история о том, как человек представляет себя. В нарративном анализе идет сравнение идей по поводу себя. Нарратив представляет собой личную форму изложения, личное свидетельство, переполненное как субъективным, так и социальным содержанием в их взаимосплетении.
11. Аналитическая индукция - один из самых старых и наиболее эффективных методов анализа. Этот метод использовали многие исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Г. Беккер, Д. Кац. В настоящее время может использоваться как часть стратегии выстраивания теории. Исследователем рассматривается единичный случай, но делается гипотетическое утверждение о том, что та же природа явления присутствует и в других случаях. При рассмотрении другого случая изучают, насколько события, описанные в нем, удовлетворяют выдвинутую гипотезу. Если во втором случае нет подтверждений этой гипотезы ", то гипотеза пересматривается. Если же в нескольких случаях гипотеза подтвердилась, то для ее развития целенаправленно ищут исключения - "решающий отрицающий факт", который не подходит под данную гипотезу. В идеальном варианте, в конечном счете, развивается гипотеза, подходящая под все случаи.
12. Другой подход, наиболее распространенный в настоящее время, связан с так называемой Grounded Theory,что на русский язык переводится по-разному: "восхождение к теории" (Cеменова, 1998,), "обоснованная теория" (Васильева Т.С., перевод Страусс А., Корбин Д., 2001.), "небеспочвенная теория", "приземленная теория" (Шанин Т.), "построенная на "сырых" данных теория".
Grounded Theory может рассматриваться одновременно и как стратегия качественного исследования, и как метод анализа качественных данных, получаемых в ходе социологического исследования. Этот подход был представлен в конце 60-х гг. Бернеем Глэйзером и Ансельмом Страуссом, получив дальнейшее развитие при содействии Джульет Корбин. Основные шаги подхода сводятся к следующему:
- просмотр текстов интервью, протоколов наблюдений и полевых записей,
- кодирование текста в документе и сравнение кодировок,
- номинация категорий и поиск индикаторов в событиях и моделях поведения,
- насыщение категории – процесс, когда никакие новые темы уже не способствуют наполнению категорий новым смыслом,
- построение концепции,
- проверка получаемой теории на внутренний и внешний критерии принятия.
Кроме всех перечисленных выше видов анализа есть еще такие, как логический анализ, который используется для представления логически связанных причинных взаимоотношений, обобщений. Это направление хорошо представлено в книге “Качественные анализ данных” под редакцией Мэтью Миллса (Matthew Miles) и Майкла Губермана (Huberman Michel). Метод квази-статистики подсчитывает количество раз, когда тот или иной феномен (характеристика) упомянут в полевых записях. Автор этого метода – Говард Беккер. Часто такие количественные свидетельства подбираются для того, чтобы обеспечить явные доказательства обоснованности выдвигаемых категорий.