Современные этносоциальные процессы и проблемы в России.
1 Социология изучает жизнь разных народов или этносов. Особенно интересуют её национальные взаимоотношения людей. В этом отличие социологии от этнологии, которая призвана изучать этническую (национальную) жизнь в «чистом» виде – то в ней, что мало поддается изменениям под влиянием происходящих в обществе экономических, политических, идеологических перемен.
Имеются разные теории возникновения и развития этносов. Наиболее известной является общественническая теория этногенеза, которая рассматривает историю этнических форм жизни в зависимости от социально-экономических процессов. Согласно ей в глубокой древности люди, жившие тогда родами и племенами, имели различия в месте своего жительства, языке, обычаях, верованиях, в понимании себя как «мы», а других как «они». Эти исходные и фундаментальные признаки народов (этносов) и принято называть этническими. В своей основе они естественного (биологического) происхождения. Со временем общности этнической жизни изменялись. К числу основных относят: роды, племена, народности, нации. Важной причиной их смены являются радикальные сдвиги в экономической жизни общества.
Члены рода (племени) связаны между собой кровно-родственными (естественными) отношениями. Для них общим является их общее по матери или отцу происхождение. Эта форма этнической жизни существовала в условиях первобытного общества. На смену ей в условиях рабовладельческого и феодального общества приходит такая форма этнической жизни как народность. Ее главная особенность в том, что люди связаны в ней земляческими отношениями. Их объединяет между собой прежде всего (играет среди этнических признаков ведущую роль) общая для всех них государственно оформленная территория проживания. Земляческие (соседские) отношения являются уже не естественного, а социального происхождения. Народность складывается под сильным воздействием политико-экономических факторов.
С переходом к капитализму появляется еще одна форма этнической жизни – нация. Отличительная особенность ее в том, что люди в ней связаны между собой не только этнически, но и экономически, причем экономические связи между ними играют в их объединении первенствующую роль. Экономический признак является в понятии нации ведущим. Он указывает на тесную связь этнической жизни с жизнью общества в целом. Но нация – форма этнической жизни и потому для входящих в нее людей имеет значение общность их языка, территории проживания, национального самосознания, выражающегося в отнесении себя к данной этнической общности, общие черты психического склада, проявляющиеся в особенностях их быта, нравов, привычек, религиозных верований.
Очень популярной в последние десятилетия стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, который ставит его в зависимость от влияния природной (ландшафтной) среды. Согласно ей жизнь этносов, их возникновение и дельнейшая история зависит от географических (природных) условий, которые играют решающую роль в формировании отличительных признаков народов. Ими автор считает особенности (стереотипы) поведения людей, которые передаются от поколения к поколению путем механизма подражательных условных рефлексов (он отличается от механизма генетической и сознательной передачи информации).
В теории Гумилева нет места для исторических форм этнической жизни. Все этносы проходят фазы становления, активной жизни и ее замирания (постепенного успокоения). Общая продолжительность жизни этносов 1200–1500 лет. При этом степень их активности зависит от уровня пассионарности образующих их людей – от наличия у них особой поведенческой силы. Последнюю они обретают посредством заряжения энергией живого вещества биосферы Земли, оказавшись в поле ее облучающего воздействия.
Представляет интерес также разработанная Н.Н. Моисеевым эволюционистская теория этногенеза, согласно которой он является следствием происходящих в мире закономерных природных и общественных изменений. В ней предпринята попытка объединения представлений об этногенезе в первых двух его теориях.
Мы уже сказали, что наиболее отвечающей современным общественным условиям (в связи с существованием в большинстве стран капитализма) является такая форма этнической жизни как нация и указали основные ее черты. Однако имеются и другие ее определения. Так, в австро-марксистской ее интерпретации (О.Бауэр, Р.Шпрингер) нация – это союз одинаково мыслящих и говорящих людей или людей, связанных общей исторической судьбой. В психологической концепции нации (Г. Лебон) акцент делается на психологические свойства народа, которые якобы коренятся в его физиологических особенностях. Русскому философу Н. Бердяеву принадлежит мысль о том, что дать рациональное определение нации невозможно, так как она является носительницей духовных особенностей народа, объединяющей его логически непостижимой религиозной идеей. Вообще определений нации существует много. Так, в научных кругах во Франции преобладает мнение, что нацией следует считать свободное сообщество людей, основанное на политическом выборе, а в германии, что нация является свидетельством народного духа, опирается на культуру и общее происхождение людей.
Приведенные определения нации по-разному отвечают на вопрос о том, что объединяет, связывает людей в эту этническую общность, указывают на разные факторы их консолидации. Следует сказать, что сегодня одни из этих дефиниций нации используются для обоснования усилий по сохранению и укреплению государственности в России, другие – для борьбы за дальнейшую суверенизацию ее народов.
Особенность наций состоит в том, что они являются средовыми общностями. Их свойства в значительной мере обусловлены воздействием на них окружающей их природной, вещной и духовной среды. Последние две формируются усилиями самих этносов и потому имеют национальные особенности. Нациям присущ изоморфизм: в полиэтническом обществе все из входящих в него наций имеют (повторяют) его социальную структуру.
Каждая нация является общностью, аккумулирующей в себе весь опыт своей прошлой жизни. Это находит выражение, в частности, в национальном менталитете – в традиционно сохраняющихся особенностях сознания людей данного народа. Нация представляет собой гетеросоциальную общность. Она включает в себя все существующие в обществе социальные образования, участвует во всех формах его жизнедеятельности.
Несколько родственных этносов образует суперэтнос. Например, группу славянских народов, в состав которой входят русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки, чехи. Этносы могут включать в себя малые родственные народы – субэтносы. У русских среди них наиболее известны поморы, казаки, у украинцев – галичане. У многих этносов какая-то часть их проживает в других странах. Ее называют диаспорой. Например, канадцы украинского происхождения, французы – русского. На государственно оформленной территории проживания того или иного этноса может жить часть другого этноса, она по отношению к нему является национальным меньшинством и называется этникосом.
Область национальной жизни – это прежде всего взаимодействия (интеракции) между разными этническими общностями и их представителями, это все социальные действия, в которых проявляются их национальные интересы. Особенность последних в том, что они очень близки, дороги людям, в чем-то сродни семейным интересам. Национальные интересы являются порождением этнической жизни людей, с которой они связывают свое представление о Родине, с ее неповторимой природой и укладом жизни, традициями и обычаями; языком матери и отца, родственников, друзей, любимых с детства книг и песен; свое место в великом множестве народов. В национальном интересе выражается потребность этноса в своем воспроизводстве, в сохранении своих особенностей. Здесь, следуя мысли Н. Бердяева, уместно сказать, что в национальных особенностях народа, выражается его сущность, его «природное предназначение». Каждый народ своей национальной жизнью обогащает человечество. Поэтому надо способствовать тому, чтобы он смог себя полностью раскрыть.
В национальных интересах находят выражение этнические свойства народов (язык, психологический склад характера, национальное самосознание) и особенности их экономического уклада жизни. Первые существуют издавна, берут начало со времени появления народов, вторые оформились сравнительно недавно. Национальные интересы своей этнической стороной проявляются чаще всего в повседневной жизни людей, в национальных чувствах, настроениях. Национальные интересы своей экономической стороной преимущественно проявляются в идеологических представлениях. Этническое в национальных интересах доступно обыденному сознанию, экономическое – лишь теоретическому осмыслению.
Самыми распространенными теоретическими толкованиями национальных интересов являются национализм и интернационализм. Первый отстаивает интересы своего народа и нередко при этом проводит идею о превосходстве его над другими народами, второй – обосновывает уважительное отношение ко всем народам, необходимость укрепления с ними всесторонних связей. Различия в национальных интересах играют важную роль в жизни полиэтнического общества, оказывают влияние на все происходящие в нем процессы, на все стороны его жизнедеятельности. Они могут как консолидировать, так и разобщать население страны. Это зависит от социально-экономического и политического устройства общества, от проводимой государством национальной политики. Национальные разногласия вызывают взаимную неприязнь народов, создают в обществе напряженную обстановку, приводят к межэтническим конфликтам. Существует взгляд, что национальная жизнь конечна, что со временем экономические связи перестанут объединять людей в народ. Что касается её этнических свойств – языка, психического склада и др., то они сохранятся очень надолго.
2 Россия полиэтническая страна, в ней проживает свыше 130 многочисленных и малочисленных народов. Самую большую часть населения (80%) составляют русские. Другими коренными и многочисленными народами являются татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты и др. В состав населения России входит большое число выходцев из народов, проживающих на территориях бывших республик Советского Союза – украинцы, белорусы, армяне, грузины и др. Полиэтничный состав населения России складывался на протяжении почти тысячи лет. Причем присоединение других народов происходило относительно мягко. Как правило, они не были объектами насильственной колонизации и русификации. Например, они сохранили языки, бытовые особенности жизни, религию и стали участниками общероссийской хозяйственной жизни.
Для подъема национальной жизни народов, для их полноценного и равного участия во всех сферах общественной жизни много было сделано в годы советской власти. Существовавшие в Советском Союзе межнациональные отношения являлись примером для всех многонациональных стран. Дружба народов помогла им выстоять в Великой Отечественной войне, решить многие грандиозные задачи по освоению природных богатств и развитию производительных сил отечества. Вместе с тем в проводившейся тогда национальной политике было сделано немало ошибок и упущений. Например, невозвращение в места проживания депортированных во время войны ряда народов северного Кавказа и Поволжья. Тем самым были нарушены их конституционные права. Самочинная (без решения законодательного органа страны) передача Хрущевым Украине части России – Крыма. Противоречивой оказалась проводившаяся в 70-80е годы политика интернационализации всех сторон жизни советских народов. С одной стороны она создавала единые условия для их жизни в общем доме и тем самым способствовала их сближению, но с другой – имела негативные последствия, так как нередко вела к ломке традиционных для них укладов жизни. Получила широкое распространение добровольная (вопреки официальной политике билингвизма – двуязычая) русификация многих народов. Все это сыграло свою роль в появлении в 80-е годы в некоторых республиках националистических движений и сепаратистских настроений. Распаду Советского Союза способствовала недальновидная политика государственных органов власти, направленная на усиление республиканских суверенитетов (самостоятельности). Она проводилась вопреки выраженной на референдуме в марте 1990 г. воле народов на сохранение Союза.
Отмеченные негативные явления в национальной жизни страны оказывают влияние и на нынешние национальные процессы. Но в еще большей мере последние несут отпечаток ныне происходящих в обществе экономических, политических и идеологических изменений. Смена государственного строя, капитализация всех сторон жизни, новые идеологические приоритеты стимулируют сдвиги и в национальной жизни народов России. Результатом стало то, что национальные проблемы выдвинулись на одно из первых мест. Слабо контролируемый государством процесс углубления суверенизации народов создал федеральному центру немало проблем. Национальные элиты (влиятельные в автономиях группы, располагающие наибольшими административными, финансовыми, экономическими ресурсами) активно отстаивают свои интересы, являются инициаторами сепаратистских движений, а в отдельных случаях и открытого противостояния центру. Появление у буржуазии своей интеллигенции отмечается возросшей ее активностью в области национальной жизни, в частности, в актуализации национального самосознания, которое зачастую приводит к появлению у народа националистических настроений.
Осложнение межнациональных отношений приводит к тому, что люди нередко находят во всех жизненных проблемах национальную подоплеку и в связи с этим в местах публичного общения (рынок), в быту, на производстве выражают свою национальную неприязнь. Это ведет к конфликтам, которые могут принимать самые разные формы – от заурядных споров до вооруженных столкновений. Главными причинами их являются: неравенство уровней жизни этносов, различное представительство их в престижных профессиях, бизнесе, национальная эмиграция, ущемление родного языка и др. Характерно, что национальные предрассудки свойственны всем группам и слоям населения. Люди разного материального достатка, уровня образования, профессионального труда мало различаются в своих симпатиях и антипатиях к другим народам. Оказывает влияние традиционная предрасположенность к отдельным народам, живучесть национальных предрассудков.
Существенным следствием появления в обществе межнациональной напряженности стало прекращение количественного роста смешанных по национальному составу семей, производственных групп. Явление это затронуло и армию. В составе безработных, бомжей и других маргинальных групп стали преобладать представители национальных меньшинств. В стране появилась вынужденная этническая миграция – перемещение населения разных национальностей в места проживания своих этносов. К ней надо добавить и вынужденное переселение беженцев из Чечни и стран СНГ. В 90-е годы возросла национальная эмиграция (немцы, евреи).
Таким образом, в национальной жизни России происходят процессы, свидетельствующие об ухудшении межнациональных отношений, о появлении у народов национальной неприязни, ведущей к их разобщению. Причины этого кроются в давней и совсем недавней истории нашей страны, в частности в падении жизненного уровня многонационального населения. Вместе с тем происходящие в национальной жизни изменения оказывают сильное влияние на идейно-духовную жизнь народов. Больше внимания уделяется их родному языку, национальной истории, искусству. Национальные традиции, обычаи, религия заняли заметное место в жизни этносов. Это соответствует переживаемому народами в наше время национальному ренессансу. Это отвечает тем грандиозным задачам, которые встали перед страной и решение которых возможно только при активном участии всех населяющих Россию народов.
3 Одной из характерных особенностей современной России является то, что многие происходящие в ней социальные процессы стали иметь национальную окраску, несут на себе отпечаток больших перемен в области национальных отношений. Многие проблемы трудовых, бытовых, поселенческих, гендерных общностей имеют национальную подоплеку. Это серьезно осложняющей жизнь людей во всех сферах их жизнедеятельности.
Анализ национальных процессов в стране показывает, что они создают немало проблем, в том числе и таких, которые несут угрозу самому существованию российского государства. Одна из них состоит в стремлении ряда национальных автономий обладать полным государственным суверенитетом, т.е. всей полнотой власти. Это ведет к превращению страны в конфедеративное государство, к угрозе неизбежного её распада. В этой связи весьма остро встает вопрос о месте и роли в федеративной России русского народа. Правильный ответ на него возможен только с учетом процесса складывания Российского государства и роли, которую сыграл в нём русский этнос. История нашей страны свидетельствует, что он всегда играл в жизни ее народов объединительную, цементирующую роль, нес основную тяжесть борьбы за сохранение нашей державы. Этим объясняется и его нынешнее лидирующее положение среди населяющих страну народов, и та роль, которую он призван играть при реализации национально-государственной идеи, отвечающей интересам всего многонационального народа России.
Очень болезненной стала проблема, связанная с появлением 25-миллионнной русской диаспоры в Прибалтике и странах СНГ. Судьба ее трагична. Предстоит многое сделать, чтобы облегчить положение соотечественников и защитить их интересы.
При существовании нынешнего национально-территориального устройства нашего государства большой проблемой обернулась активно осуществляемая в автономиях политика национализации кадров и роста национального самосознания народов. Она особенно сильно ударила по русским, составляющим в них значительную часть населения.
Отмеченные выше межнациональные конфликты главным образом на бытовой почве при ослаблении внимания к ним со стороны местной и центральной власти не раз приводили в России к шовинизму.
Чрезвычайно острой проблемой стала нелегальная эмиграция из стран СНГ в южные регионы России. В Краснодарском крае и Астраханской области численность переселенцев начинает превышать численность коренного населения. Не меньшую угрозу несет в себе нелегальное проникновение китайцев и корейцев в Приморье.
Национальная компонента России, играет в ее жизни доминирующую роль. Однако налаживание добрососедских отношений между народами, живущими в стране с федеративным устройством в условиях ее перехода к капитализму и рыночному хозяйству объективно связано со многими трудностями. Решение их нуждается в повышении жизненного уровня всех народов России и существенном изменении ее государственного устройства.
Основные понятия темы:
Этнос. Этническая разновидность и общность социальной жизни. Суперэтнос. Субэтнос. Этникос. Диаспора. Автохтоны. Аллохтоны. Этногенез. Исторические формы этнической жизни: род, племя, народность, нация. Этнические и национальные признаки. Этническая идентификация. Ассимиляция. Интернационализация. Этноцентризм. Сепаратизм. Национализм. Шовинизм. Интернационализм.