Общественные и социальные проблемы семьи в нашей стране.
1 Семья – очень распространенная общность социальной жизни. Однако понимают ее по-разному: очень часто под семьей имеется в виду только объединение (союз) мужчины и женщины, в котором они являются мужем и женой. Но это толкование семьи не учитывает главного ее назначения – детородного. Семья существует для того, чтобы удовлетворять потребность людей в детях, осуществлять биологическое воспроизводство населения. Семья – это всегда и дети. Тем самым она служит продолжению рода, воспроизводству в детях родителей.
Семья – это группа, основанная на супружеских и кровно-родственных (между родителями и детьми) отношениях, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и взаимопониманием. В семейном интересе находит выражение потребность в существовании и развитии всех ее членов, хотя степень осознания ими этого может быть разная. С семьей человек связан всю жизнь. В ней он проводит большую часть времени каждого дня своей жизни. Семья служит становлению личности индивида, формирует его физически, психологически, идейно. Семья является важным полем самореализации человека. В ней раскрываются самые сокровенные его качества.
Исключительное значение для семьи имеет любовь супругов, родителей и детей, родственников. Она пронизывает все стороны жизни семьи, на нее семья опирается, ею вдохновляется. Семья живет любовью. Это ее главный стимул и «скрепа».
Семья является сферой частной жизни людей. В ней они ведут себя чаще всего совсем иначе, чем в других социальных группах, на работе, на публике. В семье люди меньше подвержены общественному контролю, воздействию социальных санкций. При этом нередко позволяют себе «расслабиться». Во внутри и межсемейных контактах нередко преобладают умонастроения, чувства. Психология берет верх над идеологией. Семья – это микромир ее членов. Особенность его в том, что он их творение и потому в каждой семье свой. И от того, как он ими создан, как они живут в нем, во многом зависит их счастье, полнота их участия в большом мире.
Семья неразрывно связана с браком. Он представляет собой принятый в обществе способ взаимоотношений между мужем и женой, посредством его упорядочивается их совместная жизнь, супружеские и родительские права и обязанности. В современном обществе брак является юридическим оформлением супружеских отношений. Известны такие исторические (продолжающие отчасти и нынче существовать) формы брака как: групповой (между несколькими мужчинами и женщинами), полигамный (между одним мужчиной и несколькими женщинами и наоборот), моногамный (между одним мужчиной и одной женщиной), а также экзогамный (запрещающий супружескую связь между мужчиной и женщиной родственной группы) и эндогамный (напротив, разрешающий такую супружескую связь).
Семья одновременно существует как малая общность и как социальный институт. Как общность она характеризуется деятельностью и взаимоотношениями супругов и родственников в нескольких поколениях. В число их входят родители и дети супругов (дедушки, бабушки, сыновья, дочери), дяди, тети, племянники, кузены, а также тесть, теща, свекор, свекровь, деверь, шурин и так далее. Иначе говоря, семья – это общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства. Только наличие между ними такого триединого отношения позволяет говорить о полноценности семьи, о существовании семьи в строгом смысле этого слова.
Семья исторически изменчива, существует несколько ее форм. Основу каждой из них составляет определенная разновидность брака, прежде всего полигамная или моногамная. Последняя представлена традиционной и современной семьей. Типология их многообразна. Например, выделяют семьи по критерию власти (кто пользуется в семье наивысшим авторитетом и влиянием, является главой семьи): семьи патриархальные (власть в руках отца), матриархальные (власть в руках матери) и эгалитарные (равное влияние супругов). К ним примыкают семьи партнерские – совместное обсуждение семейных вопросов и автономные – решение этих вопросов одним из супругов. По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенные – в них они происходят из одной социальной общности, страты и гетерогенные – в них они происходят из разных социальных общностей, классов, страт. В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарные семьи, состоящие из родителей и совместно проживающих с ними детей, и расширенные, включающие еще кого-то из родственников. Семьи могут быть повторные (основанные на втором, третьем браке), неполные (с одним из родителей). Выделяют также семьи репродуктивные, состоящие из родителей и несовершеннолетних детей, и ориентационные, состоящие из супругов и взрослых детей, которые живут со своими детьми отдельно. Особенностями типов, форм семьи предписываются правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства, правила и обязанности родственников.
Семья является также социальным институтом. В нем находит выражение место и роль семьи в обществе, потребность в ней людей и общества. Это в концентрированном виде выражается в функциях, выполняемых семьей. Важнейшими из них являются:
– репродуктивная, детородная – биологическое воспроизводство супругами детей,; удовлетворение их природной потребности в материнстве и отцовстве; продолжение их рода;
– социализаторская – воспитание детей, подготовка их к будущей жизни;
– эротическая – любовь супругов, связанная с удовлетворением их половых (сексуальных) потребностей;
– трансляционная – передача детям накопленного родителями жизненного опыта;
– социального контроля – регламентирование взаимоотношений между супругами, детьми на основе семейных норм, образцов поведения;
– хозяйственная – материальное обеспечение семьи, ведение домашнего хозяйства;
– рекреационная – организация отдыха семьи.
Главенствующей является детородная функция, без нее семья теряет статус общности одноименной разновидности социальной жизни, социального института.
Подчеркнём: атрибутивными основаниями современной семьи являются: любовь, дети, родительство.
Для нее характерна также известная автономия и, вместе с тем, зависимость от общества (государства). Обособление семьи обусловлено интимным (не на показ) характером взаимоотношений супругов, родителей и детей. А связь с государством помогает защитить интересы матери и ребенка, решать сложные для многих семей проблемы здравоохранения, образования, воспитания их детей.
Семейная общность дихотомная – состоит из мужчин и женщин, из людей двух (как минимум) поколений – родителей и их детей. К важным признакам семьи следует отнести упорядоченный, формализованный характер семейных отношений, их индивидуализированность и интимность. В них трансформируются особенности тех социальных общностей и групп, к которым семья принадлежит (горожан, селян, военнослужащих, учителей, предпринимателей).
Семейное положение человека, уклад его семейной жизни, характер взаимоотношений с другими членами семьи является важным условием его полноценного участия во всех сферах общественной жизни. Благополучие семейной жизни во многом зависит от устроенности быта.
2 В России подавляющая часть семей относится к современному типу семьи, остальная – к традиционному или патриархальному. Первые живут в городах, вторые – в избежавших влияния урбанизации деревнях. В них преобладают родственные, а не супружеские связи и отношения, по своей организации они остаются патриархальными, с авторитарной ролью мужа (отца), нередко распространяющейся на жизнь и взрослых детей. Городская семья, как правило, нуклеарная, неолокальная – взрослые дети живут отдельно от родителей, гетерогенная – супруги разных профессий, национальностей (так, по переписи 1989 года смешанной по этническому составу была каждая седьмая семья), и, что особенно важно, демократическая – без авторитарных притязаний супругов, основанная на любви и взаимном уважении всех членов семьи друг к другу. Это стало следствием радикальных перемен в обществе, происшедших в результате осуществления в недавнем прошлом социально-экономических и научно-технических преобразований. Они привели к изменению социального состава населения, росту его образования, к широкому участию женщин в производственной и общественной деятельности, к их всесторонней эмансипации. Последняя способствовала, в частности, утверждению в обществе новой половой морали. Была нарушена традиция соблюдения женщинами очередности таких действий как брак, сексуальные отношения, беременность (прокреация). Юридическому оформлению супружеских отношений стали предшествовать половые связи, а нередко и рождение ребенка. В значительной мере оказалось поколебленным строгое деление на женские и мужские обязанности по дому.
Реформы 90-х годов серьезно отразились на семье. С одной стороны, в отношении ее произошли изменения в сознании людей; семья стала занимать ведущее место среди их жизненных ценностей; с другой – падение жизненного уровня населения сильно ударило по многим семьям, крайне осложнило их жизнь. В стране появились ярко выраженные бедные и богатые семьи. В 90-ые гг. из 24 млн. семей, имеющих несовершеннолетних детей, 22 млн. стали жить ниже прожиточного минимума. Ухудшение жизни осложнило выполнение семьей детородной функции (произошло снижение рождаемости), воспитательной (появилась детская беспризорность), хозяйственной (возникли серьезные трудности в ведении домашнего хозяйства). Это подрывает значение семьи как важнейшего социального института. Об этом, в частности, свидетельствует то, что люди нынче меньше вступают в брак. Так, если в 1989 г. на 1 тыс. людей заключали 653 брака, то в 2002 г. – 572. Авторитет его снижается и вследствие нестабильности семьи – большого числа разводов. Если в 1939 году на 1 тыс. браков их было 30, а в 1985 – 300, то в 1995 году стало 424, в 1997– 807. В некоторых регионах число разводов превысило число браков. По количеству их Россия вышла на первое место в мире. Характерно, что богатые семьи разводятся чаще, чем бедные (61% против 36%). Главными причинами нестабильности семьи являются пьянство, супружеская неверность, легитимация проституции. В результате увеличилось число неполных семей. Появились альтернативные формы браков – супружеские отношения без их регистрации, двоеженство. Крайне негативным явлением стал кризис родительства. Семья помолодела, часто ранние браки оборачиваются отказом от детей, передачей их в сиротские дома. Характерно и то, что 1/3 семей неполная – материнская.
Последние годы государство стало больше внимания уделять семье (денежная поддержка рождаемости, льготные кредиты на приобретение жилья и т.д.). Однако предпринимаемые меры являются недостаточными. Общество остро нуждается в сильной государственной семейной политике.
Серьезные изменения претерпела социальная типология семьи, на которую большое влияние оказали перемены в социальной структуре реформируемого общества. Если до реформ 90-х годов наиболее типичными были рабочая, крестьянская, интеллигентская семья с дифференциацией последней на семью ученого, военнослужащего, артиста и т.п., то нынче таковыми стали семья предпринимательская (всех, кто занимается бизнесом) и семья работающего по найму. Очень важным дополнением к ним стала семья «новорусских», то есть богатых, состоятельных людей и ее антипод – семья «старорусских», малосостоятельных, бедных людей. У них главным типологическим признаком является уровень дохода. Таким образом, профессиональную дифференциацию семьи советского времени потеснила дифференциация по классовым и стратификационным признакам. Первая (семья врача, музыканта, инженера, милиционера) сохранилась больше в обыденном сознании людей, на бытовом уровне. К ней можно еще добавить семью по национальному признаку.
Происходящие в социальной структуре общества изменения проявляются в классовом размежевании семей, в появлении семей коммерсантов, фермеров, банкиров, безработных в сокращении числа семей, смешанных по национальному составу. Следствием этого является очень разная жизнь семей – у них разное материальное положение, жилищные условия, образ жизни, то, как они проводят свой досуг. Социально-экономические различия отражаются на взаимоотношениях семей, создают в них напряженность и нередко приводят к конфликтам. Важным следствием капиталистической трансформации общественного сознания стало изменение брачных мотивов: брак по любви серьезно потеснен браком по расчету. Все больше браков заключается между людьми одной и той же имущественной страты.
3 На рубеже веков семья в России столкнулась с рядом серьезных проблем, имеющих место и в других странах. Первая по значимости – это малодетность семьи. Уже в 80-е годы в стране 55% семей имели одного ребенка, 26 – двух, 17% - трех и более. В 1998, в связи с отделением многодетных республик Средней Азии и ухудшением материального положения большей части населения, число малодетных семей (1-2 ребенка до 16 лет) значительно выросло и составило около 90%. На долю среднедетных (3-4 ребенка) приходится 9%, а на долю многодетных – 1%. Опросы (середина 90-х годов) женщин 18-44 лет показали, что 24% из них не собираются обзаводится детьми, 41 – предполагали родить одного ребенка, 31 – двоих и лишь 3,4% - троих. Тогда как для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы в каждой семье было 2,7 ребенка или чтобы однодетных и бездетных было 14%, 2-х детных 1/4, 3-х детных – 1/3, 4-х детных – 1/5, 5-ти и более детных – 7% семей. Преобладание малодетных семей характерно и для многих индустриально развитых стран. Это не столько мода (хотя и такое имеет место), сколько следствие ряда причин: широкого участия женщин в производственной деятельности, их всесторонней эмансипации, урбанизации жизни. Рост малодетных семей является для этих стран тревожной общенациональной проблемой, и потому государство в них осуществляет различные мероприятия, поощряющие повышение детности семьи.
Второй важной проблемой является большое число безбрачных мужчин и женщин. В стране 21 млн. холостых мужчин. Свыше трети мужчин и женщин до 35 лет (в благоприятном для деторождения возрасте) не заводят семьи. Такое поведение их во многих случаях вызвано желанием найти достойную «половину» и требует понимания, но в целом заслуживает осуждения, так как вызвано стремлением продлить молодость, не спешить с брачными узами. Это часто оборачивается (особенно для женщин) серьезными проблемами в создании полноценной семьи.
Еще одна острая проблема – кризис родительства, т.е. отказ отца и/или матери от выполнения своих родительских обязанностей, отказ от детей. Сегодня в России 0,6 млн. детей-сирот. При этом 90% из них брошены родителями. Это говорит о забвении ими материнского и отцовского долга. Чаще всего причинами этого являются внебрачная беременность молодых (и даже малолетних) женщин, обрушившаяся на многих людей бедность. Если учесть, что в стране до 4 млн. беспризорников, т.е. детей, родители которых не проявляют о них заботы, то это усугубляет проблему родительства.
Указанные проблемы характерны для семьи как социального института. Они связаны с выполнением тех его функций, которые имеют и общественное значение.
Растущая эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием. Еще в 80-е годы были «научные» рекомендации решать эту проблему путем возврата женщин в дом, хотя большая часть их (как показали опросы) не желала ограничивать свою жизнь только семьей, уходить с работы. Характерно, что в те годы женщины во многом материально обеспечивали семью. В 25% семей, они получали зарплату больше, чем мужья, в 35% – одинаковую с ними и в 40% – меньше, чем мужья. Нынче ситуация в корне изменилась: большинство семейных женщин просто вынуждены работать, чтобы кормить семью, занимаясь часто очень тяжелой работой (челноки, разнорабочие). Но часть их успешно адаптировалась к новым условиям и активно участвует в бизнесе, менеджменте. Поэтому и сегодня вопрос о том, как женщинам выполнять семейные функции, остается открытым.
Есть проблемы у семьи и как социальной группы. Они состоят прежде всего в наблюдающемся на протяжении нескольких десятилетий ослаблении связей между родственниками, между родителями и детьми. Причинами этого являются, как ни странно, возросшие возможности кредитного приобретения частью молодожёнов своей квартиры, общения с помощью технических средств (телефон, интернет). Оказывает влияние и духовная разобщённость родственников, их разномыслие, вызванное юношеским максимализмом и взрослой назидательностью, менторством. Это так называемый конфликт «отцов-детей», который выражается в их разном отношении к существующим в жизни проблемам.
В связи с переживаемыми семьёй проблемами (к уже указанным можно добавить гражданский брак (сожительство), бездетную семью, однополые взаимоотношения) существует мнение о конце её существования. Оно, конечно не беспочвенно, но, думается, вместе с тем, что сама угроза вымирания людей будет служить сохранению семьи. Надо иметь в виду и то, что потребность реализовать себя как мать и родить хотя бы одного ребёнка, заложена в природе женщины[8]. Будет мешать отмиранию семьи любовь – величайшее завоевание цивилизации, духовного развития человека.
Основные понятия:
Семейная разновидность социальной жизни. Семья – малая социальная группа. Семья – социальный институт. Функции семьи. Детность семьи. Социальная типология семьи. Проблемы семьи цивилизационные и формационные. Брак. Фиктивный брак. Семья матриархальная, патриархальная. Эгалитарная. Полигамная. Моногамная. Эндогамная. Экзогамная. Традиционная. Современная. Полная. Неполная. Расширенная. Нуклеарная. Репродуктивная. Ориентационная. Авторитарная и демократичная. Патрилокальная. Матрилокальная. Близкие и дальние родственники.