Взаимосвязь между человеческим капиталом и путями трудоустройства.
Вторым основным элементом модели трудоустройства являются пути трудоустройства или каналы информации. Эффективность различных способов трудоустройства рассматривалась выше в разделе 2.1.
Исследовалась связь между номером группы (уровнем человеческого капитала) и тем, как респонденты попали на постоянное место работы. Анализ проводился с помощью критерия хи-квадрат, который показал незначимые результаты во всех случаях, кроме одного – «через близких родственников». Хотя матрица содержит 60% значений меньше 5, хи-квадрат находится на уровне значимости 0,030. Какие же группы в большей степени прибегают к помощи близких родственников?
Наиболее часто через родственников трудоустраиваются представители первой группы, принадлежащей к первому способу накопления человеческого капитала, далее следует вторая и четвертая. Первая группа, судя по среднему показателю опыта постоянной работы, видимо, трудоустраивается впервые, а поскольку человеческий капитал не позволяет им рассчитывать на трудоустройство без протекции, они прибегают к помощи родственников.
Анализ хи-квадрат для трех переменных стратегий накопления человеческого капитала и «активности\пассивности» при поиске работы (искал ли работу или представители фирмы вышли на человека сами) оказался незначим.
Из всего вышесказанного можно заключить, что в основном сам процесс, путь, через который соискатель выходит на работодателя, практически не связан с характеристиками самого соискателя, а именно с его человеческим капиталом. Хотя, видимо, существует необходимость использования родственных каналов информации в момент выхода на рынок труда.
Описание моделей.
Итак, подведем некоторые итоги.
В ходе анализа было выявлено три модели поведения относительно накопления человеческого капитала и проанализирована эффективность двенадцати путей трудоустройства. Как показал анализ, эти два основания для поведения в сфере трудоустройства практически не связаны между собой, что означает, что это для любого уровня человеческого капитала любой путь трудоустройства может быть успешным, за исключением момента вода на рынок труда.
В связи с этим эффективность своего присутствия на рынке труда можно повышать в двух направлениях. Во-первых, увеличивать свой человеческий капитал. Получившиеся ранжировки моделей человеческого капитала респондентов представляют собой динамику человеческого капитала с течением времени (см. Взаимосвязь между учебным статусом и человеческим капиталом) и в то же время было выделено три пути накопления человеческого капитала в зависимости от «стартовых» позиций и дальнейшей стратегии увеличения человеческого капитала. С увеличением человеческого капитала увеличивается вероятность трудоустройства, что справедливо как для всех трех моделей. Впрочем, первая модель в целом является менее эффективной с точки зрения трудоустройства, другими словами на начальных этапах лучше не быть полиглотом, а обладать достойным уровнем практических и теоретических знаний и навыков.
Таким образом, первой модели накопления человеческого капитала придерживаются те, кто еще не вошел на рынок труда или имеет минимальный опыт постоянной работы, т.е. индивиды, единственным козырем которых являются их языковые знания, поскольку они не слишком «упирали» на овладение новыми знаниями и умениями. Те, кто трудоустраивается, идет сразу как основной сотрудник организации: маркетолог, аналитик, методист. Вероятно, благодаря протекции родственников. Чего не скажешь о тех, кто придерживается второй и третьей модели поведения. Хотя представители этих стратегий изначально более опытные (раньше вышли на рынок труда, чем представители первой) и доля трудоустроенных изначально у них выше, а работают они в основном как ассистенты, помощники и секретари, то есть работают на более низких позициях, чем первые. Видимо потому, что не так обширно пользуются родственными связями. В конце концов, и те, и другие, и третьи, когда попадут в 5 группу, станут руководителями и будут иметь подчиненных, но пока ближе к этой мечте находятся именно первые. Но эта «близость», как показал анализ, весьма обманчива, они рискуют так и остаться на этих позициях, поскольку интенсивный карьерный рост, да и значимый рост зарплаты предсказывается в большей степени по реализации второй стратегии, в меньшей степени – третьей. Корреляций между графиком работы, условий занятости и номером группы нет.
6. Ожидания студентов и выпускников социологических факультетов на рынке труда.