Объект, предмет и методы социологии
|
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Тема 2. История социологии
- Социология О. Конта.
- Социология Г. Спенсера.
- Социология К. Маркса.
- Социология Э. Дюркгейма.
1. К 30-40-м гг. XIX в. формирующееся в Западной Европе гражданское общество стало предъявлять социальному знанию новые требования, что вызвало кризис социально-философского знания. Предлагалось несколько путей выхода из этого кризиса.
Основоположник социологии Огюст Конт (1728-1857) основные усилия направил на разработку принципиально новой позитивной социальной науки, которая преодолела бы умозрительность философского метода.
Сам термин "позитивный" О. Конт рассматривал в пяти значениях:
1) реальный - как антоним химерического (фантастического);
2) полезный - как антоним бесполезного;
3) определенный - как антоним амбивалентного, многозначенного, неопределенного;
4) точный - как антоним нечеткого;
5) положительный - как антоним отрицательного.
Рассматривая проблему метода изучения социальных явлений, Конт, с одной стороны, подчеркивал особое значение факта, с другой стороны, последовательно выступал против "голого" эмпиризма, сведения науки к отбору и интерпретации фактов без попыток на основе фактов построить какую-либо теоретическую модель изучаемого явления. Эмпирический материал, по Конту, должен контролироваться теорией, иначе социология не достигнет ничего, кроме конгломерата изолированных, случайных фактов.
2. Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).
Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном "Научные, политические и философские опыты".
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
3. Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) она заявила о себе как о научном столкновении исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К.Марксом и Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А.Лабриолой, А.Грамши и другими видными представителями марксизма XX века. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной критике. Но как бы к ней не относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.
Марксистская социология -это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказала влияние диалектика Гегеля.
4. Огромную роль в разработке и утверждении метода социологии сыграл великий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), посвятивший этой проблеме ряд специальных исследований.
Для Э.Дюркгейма социология есть прежде всего исследование социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фактов. Выделим две основные его идеи:
- "Социальные факты нужно рассматривать как вещи".
Своим утверждением Дюркгейм стремился подчеркнуть, что социальные явления должны изучаться так же тщательно, непредвзято, скрупулезно, как и природные явления в естественных науках. Э.Дюркгейм утвердил в социологии уважение к факту, эмпирической проверяемости, доказательности.
- Второй тезис - "Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами".
Это утверждение означает, что социальные факты преимущественно должны быть объяснены не биологическими, географическими и тому подобными обстоятельствами, условиями, а в первую очередь социальными: характером взаимодействия людей, ценностями, которыми они руководствуются в конкретной ситуации.
Основные понятия: позитивизм, эволюционизм, психологизм, понимающая социология, антипозитивизм, макросоциология, микросоциология, феноменология.
Основные теории и концепции:позитивистская концепция О. Конта и Г. Спенсора, теория "социального факта" Э. Дюркгейма.
Литература:
1.Казаронова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгин. М.,1999. Гл.1.
2.Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.Гл.2.
3.Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
4.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. Спб., 1997.