Правила социологического познания
По Дюркгейму:
- Рассматривать социологические факты, как вещи.
- Различать нормальное и анормальное.
- Классифицировать общества по их сложности.
- Объяснять социологические факторы только социологическими факторами.
- Доказывать, используя сравнительный метод или косвенный эксперимент.
Принцип адекватности знания по М.Веберу
Макс Вебер (1864 – 1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории соц. действия.
Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия.
>Описание должно обосновываться эмпирически, с доказательством эмпирической регулярности, то есть вероятности их неизбежности.
Принцип адекватности знания по А. Щюцу
Альфред Шюц (1899 – 1925) – австрийский социолог и философ, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой изучил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
>Социальные оценки и объяснения должны быть понятны социальномуактору, вовлеченному в описываемую или объясняемую ситуацию.
Описание, объяснение и понимание в социологии
Описание— это процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений. Описание — это первый этап научного изучения социального явления. В ходе описания не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта. Многие науки (геология, география, зоология, ботаника) по самой своей сути являются описательными. Социология также уделяет много внимания описанию социального явления. Постепенно социология переходит от простых форм описания к более сложным – от описания на основе естественного языка к описанию на основе искусственных языков. Использование искусственных языков позволяет составлять протоколы наблюдений, носящие интерсубъективный характер.
Объяснение — это раскрытие на основе теории и эмпирических данных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или их совокупности.
Социологическое объяснение — сложное и комбинированное объяснение, так как для объяснения социального явления нужно использовать различные виды объяснений. Различают объяснение телеологическое и объяснение каузальное. Телеологическое объяснение интерпретирует действия и явления с точки зрения их направленности на некую цель. Каузальное объяснение ориентировано на причины того или иного явления. Телеологическое объяснение отвечает на вопрос «для чего?», каузальное – «по какой причине?».
Объяснение — основная функция социологических исследований. Когда объяснение дано, то тем самым сформулировано знание, раскрывающее объективные, необходимые связи, присущие отдельно взятому явлению или совокупности взаимодействующих друг с другом явлений.
По своим методологическим ориентациям понимающая социология восходит к идеям герменевтики (теория и практика истолкования текстов),
основным понятиемкоторой является понимание. Ф. Шлейермахер, один из родоначальников этой науки, герменевтикой называл понимание смысла текста, которое осуществляется в процессе его грамматической и психологической интерпретации. В соответствии с принципами герменевтики реконструкция смысла текста должно осуществляться через прояснение замысла создателя текста. Понимание направлено на постижение индивидуального, неповторимого.
Функции социологии
1) Теоретико – познавательная
Эта функция проявляется в наиболее полном и конкретном изучении социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах соц. жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К этой функции также относится раскрытие природы соц. бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности и образа жизни.
2) Критическая
Эта функция заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология, с одной стороны, показывает, что нужно в соц. жизни сохранить, а с другой стороны, указывает на то, что требует радикальных изменений.
3) Гуманистическая
Предполагает разработку соц. программ, направленных на преобразование тех или иных сторон общественной жизни и совершенствование социальных условий жизнедеятельности людей.
4) Прогностическая
Составление научных прогнозов развития соц. процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер.
5) Прикладная (практически-образовательная)
Эта функция состоит в том, чтобы на основе эмпирических или теоретических исследований решать конкретные социальные проблемы, разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов соц. управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для соц. планирования жизни городов, предприятий, коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
6) Идеологическая
Данная функция связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных соц. групп, политических партий и движений.
Но социологическая наука должна быть идеологически нейтральна, и социолог должен не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.
Этика социолога
Профессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 г. Этика – система норм нравственного поведения индивида, предписываемых ему его общественными или профессиональным статусом, а также соц. или профессиональной группы в целом.
1. В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности.
2. При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты и ни при каких обстоятельствах не допускать искажения истины.
3. Социолог должен четко определить задачи и рамки предстоящего исследования.
4. При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов.
5. В ходе конкретного исследования социолог обязан быть в отношении респондентов предельно тактичным и внимательным, не позволять себе демонстрацию собственного превосходства, избегая возможных конфликтов.
6. Социолог обязан исходить из права респондентов на анонимность информации.
7. Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования.
8. Автор-социолог и редактор социологической литературы несут персональную ответственность за каждую конкретную публикацию.
9. Нормой работы редактора является объективность, отсутствие личной или идеологической предвзятости в отношении редактируемого материала.
10. Плагиат и присвоение в любых формах чужих идей недопустимы и несовместимы с профессиональной деятельностью.