Психологическое направление в социологии: «инстинктивизм»; «психология народов»; «интеракционизм»; «групповая психология».

Психологическая социология — теоретическое направление в социологии, возникшее в конце XIX — начале XX вв., сводившее социальное к психологическому, к законам индивидуальной человеческой природы. Психологическая социология возникла как реакция на кризис натуралистических концепций конца XIX в. и как следствие экспансии психологизма в начале XX в. в связи с успехами экспериментальной психологии, выявлением психологических механизмов социального поведения. В зависимости от объяснительных концепций в психологической социологии выделяется несколько направлений: психологический эволюционизм, инстинктивизм, психология народов, групповая психология, интеракционизм, выдвинувший межличностное взаимодействие (интеракцию) в качестве основного социологического феномена.

Представители психологического эволюционизма — Лестер Франк Уорд (1841 — 1913 гг.), Франклин Генри Гиддингс (1855 — 1935 гг.). В «Динамической социологии» (1883) Л.Ф. Уорд провозгласил, что первичной социальной силой являются актуализированные желания людей. Основатель первой социологической кафедры при Колумбийском университете Ф.Г. Гиддингс в своих работах («Принципы социологии», 1896; «Элементы социологии», 1898, и др.) провозгласил общество психическим явлением, объяснимым только космическими законами.

Более распространенным направлением психологической социологии стал инстинктивизм. Крупнейшим представителем этого направления был Уильям Мак-Дугалл (1871 — 1938 гг.), англо-американский психолог («Введение в социальную психологию», 1908), полагавший, что теоретической основой всех социальных наук должна стать психология инстинкта, под которым он понимал «психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом…».

Каждому первичному инстинкту соответствует определенная базовая эмоция (инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту любопытства — удивления, инстинкту драчливости — гнева, инстинкту родителя — нежности). В основе каждого общественного явления Мак-Дугалл усматривал определенный инстинкт или группу инстинктов. Основное значение он придавал стадному инстинкту, на основе которого происходит объединение людей в общество, народные массы, всевозможные сбориша. Универсальнойдетерминантой человеческих влечений вслед за 3. Фрейдом стал признаваться половой инстинкт. (Особенно после выхода книги 3.Фрейда «Тотем и табу» (1913), в которой он распространил свою концепцию и на явления человеческой культуры.)

Представители концепции народного духаМорицЛацарус (1824 — 1903 гг.) и ГеймаиШтейнталь (1823 — 1899 гг.) провозгласили создание новой науки — психологии народов (1860): каждый народ отличается своим психическим складом. В 10-томной «Психологии народов» (1920) Вильгельм Вунд фундаментально разработал эту концепцию народного духа. Был выдвинут тезис — психика индивида определяется историческим развитием его народа. Народное сознание — творческий синтез индивидуальных сознаний. Продуктами надличностной деятельности являются народные мифы, верования, язык народа. Представители концепции психологии народов сблизили этнографические, антропологические, историколингвистические исследования с психологическимиосновоположениями.

Однако на собственно социологию эта концепция не оказала существенного влияния. Интерес социологов переключился с психологии народов на психологию масс. Была выдвинута идея подавления рационального в личности иррациональностью массы, толпы. В книге французского публициста и врача Гюстава Лебона (1841- 1931 гг.)

«Психология толпы» (1895, русский перевод — «Психология народов и масс», 1896) было провозглашено, что европейское общество вступает в новую эру — эру толпы. И чем дольше человек пребывает в толпе, тем меньше у него остается чувства реальности и способности к рациональному поведению, тем больше он подвержен влиянию лидера, имеющего, как правило, психические аномалии. «Знание психологии толпы, — писал Г. Лебон, — составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, — не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли… над собой».

Г. Лебон поставил в центре социологии проблему массового психического заражения и внушаемости, активизировались социальнопсихологические исследования группового поведения. Отождествление Лебоном народной массы и неорганизованной толпы было несостоятельным. Однако он дал толчок широкому исследованию цэуппового поведения. Крупнейшим представителем групповой психологии вслед за Г. Лебоном стал французский криминолог и социолог Габриэль Тард (1843 — 1904), автор широко известных работ «Сравнительная криминология» (1886), «Законы подражания» (1890), «Социальные законы» (1898), «Этюды по социальной психологии» (1898).

Общество для Г. Тарда — продукт взаимодействия индивидов, результат их взаимоподражания. Этот психологический феномен и должен быть положен в основу социологии. Социология есть не что иное, как коллективная психология. Выдвинутая Г. Тардом проблема межличностного взаимодействия в дальнейшем получила развитие в концепции интеракционизма — Чарлз Хортон Кули (1864 — 1929 гг.), Джордж Герберт Мид (1863 — 1931 гг.).

Наши рекомендации