Учебно-методический комплекс (с конспектом лекций)

И. А. ГРОШЕВА

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс (с конспектом лекций)

для студентов специальностей: 030501 – Юриспруденция,

080107 – Налоги и налогообложение, 080103 – Национальная экономика,

080102 Мировая экономика, 080111 Маркетинг, 032301 Регионоведение

очной и заочной форм обучения

Тюмень

ББК 60.5

С 69

СОЦИОЛОГИЯ: [Текст]: учебно-методический комплекс (с конспектом лекций). Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права (ТГИМЭУП), 2007. 104 с.

Дисциплина «Социология» представляет собой обширную и постоянно развивающуюся в различных направлениях область исследования событий, социальных явлений в сфере экономики, политики, культуры. В настоящее время перед ней стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как проблема поведения человека в социуме – чрезвычайно сложна и в плане изучения, и в плане его прогнозирования.

Данный комплекс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальностей: 030501 – Юриспруденция, 080107 – Налоги и налогообложение, 080103 – Национальная экономика, 080102 – Мировая экономика, 080111 – Маркетинг, 032301 – Регионоведение, включает в себя тематические планы; содержание курса; конспекты лекций; задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; задания для выполнения контрольной работы; перечень вопросов для подготовки к экзамену; глоссарий; список литературы; предназначен для студентов указанных специальностей очной и заочной форм обучения.

Комплекс одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных наук (протокол № 3 от 27.10.06 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 20 от 20.12.06 г.)

Рецензенты:

Костко Н. А., д.с.н., профессор, проректор по научной работе ТГИМЭУП;

Леонов Л. Н., к.с.н., доцент, зам. начальника кафедры государственно-правовых дисциплин ТЮИ МВД России.

Автор-составитель к.с.н., доцент И. А. Грошева

Ответственный за выпуск зав. кафедрой. И. А. Грошева

Редактор (компьютерная вёрстка) Г. Долгих

Формат 60х84/16. Гарнитура Times.

Тираж 300. Объем 6,04 у.-п. л. Заказ №1822

Тюменский государственный институт

Мировой экономики, управления и права

625051, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 102

Отпечатано с готового набора в ГУП СО «Талицкая типография»

Свердловская обл., г. Талица, ул. Исламова, 2

    © ТГИМЭУП, 2007
  © Грошева И.А., 2007

Принята решением Ученого совета

(протокол № 5 от 27.12.06 г.)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

Специальность 030501 – Юриспруденция

Очная форма обучения

Общие часы – 80 час.

Аудиторные занятия – 45 час.

Лекции – 27 час.

Семинарские (практ.) занятия – 18 ч.

Самостоятельная работа – 35 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, экзамен.

Заочная форма обучения

Общие часы – 80 час.

Аудиторные занятия – 8 час.

Лекции – 6 час.

Семинарские (практ.) занятия – 2 час.

Самостоятельная работа – 72 час.

Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен.

Специальность 080103 – Национальная экономика

Очная форма обучения

Общие часы – 68 час.

Аудиторные занятия – 34 час.

Лекции – 17 час.

Семинарские (практ.) занятия – 17 час.

Самостоятельная работа – 34 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, экзамен.

Заочная форма обучения

Общие часы – 68 час.

Аудиторные занятия – 7 час.

Лекции – 4 час.

Семинарские (практ.) занятия – 3 час.

Самостоятельная работа – 61 час.

Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен.

Специальность 080107 – Налоги и налогообложение

Очная форма обучения

Общие часы – 72 час.

Аудиторные занятия – 36 час.

Лекции – 18 час.

Семинарские (практ.) занятия – 18 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, экзамен.

Заочная форма обучения

Общие часы – 72 час.

Аудиторные занятия – 12 час.

Лекции – 8 час.

Семинарские (практ.) занятия – 4 час.

Самостоятельная работа – 60 час.




Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен.

Специальность 080102 – Мировая экономика,

Очная форма обучения

Общие часы – 72 час.

Аудиторные занятия – 36 час.

Лекции – 18 час.

Семинарские (практ.) занятия – 18 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, экзамен.

Специальность 080111 – Маркетинг

Очная форма обучения

Общие часы – 60 час.

Аудиторные занятия – 43 час.

Лекции – 34 час.

Семинарские (практ.) занятия – 9 час.

Самостоятельная работа – 17 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, экзамен.

Очная форма обучения

Общие часы – 54 час.

Аудиторные занятия – 48 час.

Лекции – 32 час.

Семинарские (практ.) занятия – 16 час.

Самостоятельная работа – 6 час.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, написание контрольных работ, экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ДИСЦИПЛИН

специальность 030501 – Юриспруденция (очная форма обучения)

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
все- го лекц. сем. (пр.) зан-я все- го без преп. с преп.
1. Социология как наука    
2. Основные этапы исторического развития социологии  
3. Методология и методика социологи-ческих исследований
4. Основы общественной жизни
5. Социальные изменения в обществе  
6. Социальная структура общества  
7. Социальные институты
8. Социология личности
9. Социология отклоняющегося поведения
ИТОГО

Заочная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
всего лекц. сем. (пр.) зан-я
1. Социология как наука  
2. Основные этапы исторического развития социологии  
3. Методология и методика социологических исследований
4. Основы общественной жизни  
5. Социальные изменения в обществе      
6. Социальная структура общества      
7. Социальные институты      
8. Социология личности      
9. Социология отклоняющегося поведения      
ИТОГО

Очная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
Все- го лек- ции сем. (пр.) зан-я все- го без преп. с преп.
1. Социология как наука    
2. Основные этапы исторического развития социологии  
3. Методология и методика социо­ло-гических исследований              
4. Основы общественной жизни
5. Социальные изменения в обществе  
6. Социальная структура общества  
7. Социальные институты
8. Социология личности  
9. Социология отклоняющегося поведения    
ИТОГО

Заочная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
все-го лекции сем. (пр.) зан-я
1. Социология как наука  
2. Основные этапы исторического развития социологии  
3. Методология и методика социо­логических исследований
4. Основы общественной жизни
5. Социальные изменения в обществе      
6. Социальная структура общества      
7. Социальные институты      
8. Социология личности      
9. Социология отклоняющегося поведения      
ИТОГО

Очная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
все- го лек-ции сем. (пр.) зан-я все- го без преп. с преп.
1.Социология как наука    
2.Основные этапы исторического развития социологии
3.Методология и методика социо­логи-ческих исследований
4. Основы общественной жизни
5.Социальные изменения в обществе  
6. Социальная структура общества  
7. Социальные институты
8. Социология личности  
9. Социология отклоняющегося поведения  
ИТОГО

Заочная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
все- го лекц. сем. (пр.) зан-я
1. Социология как наука
2.Основные этапы исторического развития социологии
3.Методология и методика социо­логических исследований
4. Основы общественной жизни
5.Социальные изменения в обществе      
6. Социальная структура общества      
7. Социальные институты      
8. Социология личности      
9. Социология отклоняющегося поведения      
ИТОГО

Очная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
всего лек-ции сем. (пр.) зан-я всего без преп. с преп.
1.Социология как наука    
2.Основные этапы исторического развития социологии    
3.Методология и методика социо­логиче-ских исследований
4. Основы общественной жизни
5.Социальные изменения в обществе  
6. Социальная структура общества  
7. Социальные институты
8. Социология личности
9. Социология отклоняющегося поведения
ИТОГО

Очная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
всего лекции сем. (пр.) зан-я всего без преп. с преп.
1.Социология как наука    
2.Основные этапы исторического развития социологии  
3.Методология и методика социо­логиче-ских исследований
4. Основы общественной жизни
5.Социальные изменения в обществе    
6. Социальная структура общества  
7. Социальные институты
8. Социология личности  
9. Социология отклоняющегося поведения    
ИТОГО

Очная форма обучения

Тема Всего час. в том числе
аудиторные СРС
всего лекции сем. (пр.) зан-я всего без преп. с преп.
1. Социология как наука        
2. Основные этапы исторического развития социологии      
3. Методология и методика социо­логических исследований
4. Основы общественной жизни      
5. Социальные изменения в обществе      
6. Социальная структура общества      
7. Социальные институты
8. Социология личности      
9. Социология отклоняющегося поведения      
ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 8. Социология личности

Взаимоотношение личности и общества. Социальная среда. Понятие «человек». Индивид и характеристики индивида - пол, возраст, раса. Индивидуальность как процесс взаимодействия с социумом. Структура личности. Характеристики личности. Понятие социального статуса. Виды статусов: прирожденный, приобретенный, приписываемый, личный, главный. Несовпадение статусов. Ролевые теории личности. Социальная роль – динамическая характеристика статуса. Структура социальной роли. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Механизмы социализации в теориях развития личности. Личность как результат социализации. Агенты социализации. Основные типы личности и реакция человека на нарушение баланса интересов. Престиж, ценностные ориентации, установки личности. Типология личности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 8. Социология личности

Основные вопросы:

1. Биологические и социальные аспекты человека.

2. Макросоциологический и микросоциологический уровни анализа личности.

3. Типы ролевых конфликтов.

4. Социализация.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем обусловлена успешная социализация личности?

2. Что такое социальные предписания? Первичная и вторичная социализация – в чем отличия?

3. Социальный тип личности. Типология личности.

4. Соотношение понятий «престиж», «ценностные ориентации», «установка». Что является основным и почему.

Вопросы для дискуссии:

1. В каком случае сужается свобода индивидов?

2. Возникает ли несовпадение статусов, когда духовное лицо становится народным депутатом?

3. Можно ли прожить всю жизнь и не стать личностью?

Задание:

Выявить приоритетную систему ценностных ориентаций в учебной группе.

Темы для докладов, сообщений и рефератов:

1. Теория «зеркального Я» Ч.Х. Кули.

2. Типология личности в современной России.

3. Человек и личность – соотношение понятий.

4. Личность случайного преступника.

5. Личность и социальная среда

6. Личность как объект и субъект общественных отношений.

7. Типы личности насильника.

Литература основная:[1, 4-5, 8, 9-10]; дополнительная: [18, 31, 35, 45-46, 66, 70-71, 75].

Заочного обучения

1. Методологические и методические аспекты составления программы социологического исследования.

2. Соотношение качественных и количественных методов сбора социологической информации.

3. Выборочное исследование в социологии.

4. Общественное мнение – история развития, механизмы формирования.

5. Молодежная политика в современных условиях.

6. Неформальные молодежные объединения в современной России.

7. Преступность в межнациональных конфликтах.

8. Этнические конфликты в постсоветском пространстве.

9. Трудовые конфликты: модели, анализ, разрешение.

10. Проблемы развода: социальные, психологические, демографические.

11. Современная семья: типология и особенности существования.

12. Демографическая политика в России.

13. Девиации в современном обществе.

14. Досуг молодежи: проблемы организации.

15. Поляризация и депривация в современной России.

16. Организация электоральных исследований в России и за рубежом: сравнительный анализ.

17. Политика как социальное явление.

18. Концепции формирования личности.

19. Правовое сознание как объект социологического исследования.

20. Религиозность современной молодежи: за и против.

21. Влияние миграционных процессов на формирование социальной структуры общества.

22. Г. Лебон, Н. Михайловский о влиянии толпы на индивида.

23. Проблема формирования социологии в России.

24. Система коммуникаций в обществе: виды и способы изучения.

25. Субкультурные особенности молодежного сленга.

26. Компьютеризация молодежи в России – за и против.

27. Методы проведения маркетинговых исследований.

28. Фактор рекламы как способ управления поведением потребителя.

29. Интернет-технологии и их влияние на систему коммуникации в обществе.

30. Средний класс в обществе: значение и проблемы формирования.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ для студентов заочной формы обучения

1. Что такое социология. Объект, предмет и методы социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Место социологии в ряду общественных наук. Функции социологии.

4. Предпосылки возникновения социологии как науки.

5. «Закон трех стадий» О. Конта. Две части социологии по О. Конту.

6. Натуралистическое направление в социологии.

7. Психологическое направление в социологии.

8. Этапы развития западной социологии.

9. Особенности формирования российской социологии.

10. Виды социологических исследований.

11. Методы сбора эмпирических данных.

12. Понятие программы социологического исследования, ее структура.

13. Методологическая часть программы социологического исследования.

14. Понятие анкеты, виды вопросов в анкете и требования к ним.

15. Понятие общества как социальной системы, его признаки.

16. Типология общества по Д. Беллу, К. Попперу, К. Марксу.

17. Социальная структура общества.

18. Социальная связь, ее элементы и виды.

19. Виды социальных общностей.

20. Массовые общности и их признаки.

21. Социальная группа. Признаки социальной группы.

22. Толпа и публика. Виды толпы.

23. Социальный институт. Черты и признаки социальных институтов.

24. Виды и функции социальных институтов.

25. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи.

26. Типы семей.

27. Понятие и виды культуры. Культура как социальная система.

28. Социальная роль. Виды ролевых конфликтов.

29. Социальный статус. Виды статусов.

30. Социальная мобильность. Виды и типы мобильности.

31. Социальная стратификация. Сословия, классы, страты.

32. Социальная адаптация. Виды адаптации.

33. Общество и личность – проблемы взаимодействия.

34. Типология личности.

35. Социальный контроль, его структура.

36. Престиж, ценностные ориентации, установки, социальная дистанция.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.

3. Как провести социологическое исследование. /Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги - М, 1995.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.

6. Прикладная социология: Уч. пособие/ Под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

7. Рабочая книга социолога/ Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

8. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

9. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М., 1999.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.

дополнительная:

12. Авакян P.O. Наркомания и методы борьбы с нею.- М., 1990.

13. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исс­ледования малых социальных групп. - Л., 1992. Гл. 2,3.

14. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М., 2000.

15. Антонян Ю.М., Голубов В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждение. – М., 1990.

16. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1994.

17. Арсеньева М.И. Истоки половой деморализации молодежи- М. , 1991 .

18. Бабаева А.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе //Социс.- 1996.- № 3.

19. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса. // Социс.- 1993- № 10.

20. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М., 1990.

21. Габиани А.А. Кто такие наркоманы?// Социс.- 1992.- № 2.

22. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс.- 1992.- № 11.

23. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление//Социс.-1991.- № 10.

24. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс.- 1991.- № 4.

25. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб, 1993.

26. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. – СПб, 2004.

27. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.

28. Голод С.И. Монография.Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 2005.

29. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологическое исследование проституции в России (история и современное состояние вопроса). – Санкт-Петербург, 1998.

30. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – Санкт-Петербург, 1996.

31. Грошева И.А. Социология: Курс лекций. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2003.

32. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи//Социс.-1995.- № 10.

33. Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии ХХ века//Социс.-1995.-№8.

34. Дершовиц А. Почему терроризм действует. – М., 2005.

35. Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.): тенденции и социологическое осмысление/Под ред. проф. Я.И. Гилинского. – СПб., 2000.

36. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – Санкт-Петербург, 1998.

37. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России//Социс.-1996.-№3.

38. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. – М., 1995.

39. Как провести социологическое исследование/Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги– М., 1990.

40. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

41. Карлсон А. Общество-Семья-Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход/ Пер. с англ. под ред. проф. А.И. Антонова. – М., 2003.

42. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. д. филос. н. Е.И. Степанова. – М., 1999.

43. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.).- СПб., 1999.

44. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии. – М., 1989.

45. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии.- Мн., 2000.

46. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс.- 1992.- № 2, 3,4.

47. Наркомания как форма девиантного поведения (под ред. М.Е. Поздняковой). – М., 1997.

48. Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика / Под ред. М.Е. Поздняковой. – М., 2003.

49. Парсонс Т. О социальных системах/Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Беланского. – М.: Академический Проект, 2002.

50. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социс.- 1992.- №2.

51. Попова Л. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. - М., 1989.

52. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996.

53. Руткевич М.Н. Социальная структура. – М., 2004.

54. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

55. Салагаев А.Л. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. – Казань, 1997.

56. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социс.- 1992.- № 2.

57. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность//Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

58. Сорокин П.А. Социальная мобильность/ Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под общ. ред. В.В. Сапова. – М.: Academia; LVS, 2005.

59. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /Под ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996.

60. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: «Логос», 1997.

61. Шереги Ф.Э. Причины и социальные последствия пьянства // Социс.- 1986.- № 2.

62. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. – СПб., 2002.

63. Шестаков Д.А. Супружеское убийство как общественная проблема. – Санкт-Петербург, 1992.

64. Яковлев И.П. Социология: Учебное пособие. – СПб., 2000.

Журналы

1. Социологические исследования

2. Вестник МГУ «Политология и социология»

3. Социально-политический журнал

Сайты Internet

1. «Социология от А до Я» http://www.glasnet.ru/~asch/sociology/

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения http://www.wciom.ru

3. Центр социологических исследований МГУ http://www.opinio.msu.ru/

4. Журнал социологические исследования http://www.isras.rssi.ru/R_Socis.htm

5. Центр независимых социологических исследований http://www.indepsocres. spb.ru

И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Вариант 1

1. Кто кроме Маркса разделял общество на классы:

а. О. Конт б. Г. Спенсер в. Э. Дюркгейм

2. Уолтер Беджгот был представителем:

а. социал-механицизма б. социал-дарвинизма в. Социологизма

Вариант 2

1. Опорой стабильности и порядка в государстве Аристотель считал…

а. богатых людей в. рабов

б. средний класс г. земледельцев

2. Признанным основоположником социологического позитивизма является…

а. Энгельс Ф. в. О. Конт

б. Э. Дюркгейм г. Г. Спенсер

3. Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

а. социальная справедливость в. развитие личности

б. социальное равенство г. нарастание солидарности

4. Характерными чертами отечественной социологии начала 19-го века является…

а. описательный характер социологии

б. ее прикладной, эмпирический характер

в. преобладание социологии культуры

г. преобладание социологии личности

5. Видами наблюдения как метода социологического исследования явля-ются:

а. прямое и косвенное в. открытое и закрытое

б. включенное и невключенное г. целенаправленное и независимое

6. Закрытыми называются такие вопросы анкеты, которые…

а. предлагают сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответов;

б. раскрывают содержание гипотезы социологического исследования;

в. дают возможность респонденту самому сформулировать ответ;

г. дают возможность получения дополнительной информации

7. Документом в социологии не является…

а. лист бумаги в. письменные документы

б. статистические документы г. кино и фотодокументы

8. По целям исследования бывают…

а. фундаментальные и прикладные

б. сравнительно-панельные и комплексные

в. поисковые и пилотажные

г. долгосрочные и среднесрочные

9. Понятие «общество» означает…

а. большую совокупность людей, осуществляющую совместно социальную

жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций;

б. действительные методики, применяемые для изучения социального мира;

в. совокупность действующих личностей;

г. совокупность различных пересекающихся групп людей

10. В типологию современных обществ по уровню развития техники и технологий входит ___________________ общество

а. постиндустриальное в. традиционное

б. культурное г. общество охотников и собирателей

11. Теория социальной эволюции впервые обоснована в теории…

а. П. Сорокина в. Э. Дюркгейма

б. К. Маркса г. Г. Спенсера

12. Одной из глобальных проблем современного общества является…

а. проблема «Войны и мира» в. социальные улучшения

б. демократия г. анархия

13. Любая религия характеризуется обязательным наличием…

а. символов и ритуалов в. магии

б. священных книг г. священнослужителей

14. Семья в социологии понимается как…

а. союз двух лиц;

б. объединение индивидов для биологического воспроизводства населения;

в. государственная структура, основанная на браке и законах, регулирующих семейные отношения.

г. социальный институт, основанный на браке;

15. Трудовой коллектив – это…

а. социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно-значимых и личных целей деятельности;

б. государственная структура, основанная на законах, регулирующих трудовые отношения;

в. коллективы, занятые трудом в семейном производстве.

16. Потребность в специализированных школах возникла в связи с…

процессом индустриализации и расширения городов;

а. использованием печатных материалов;

б. появлением светского образования;

в. необходимостью повышения личных навыков.

17. По количественному признаку все общности делятся на два наиболее широких вида…

а. массовые и групповые в. случайные и закономерные

б. официальные и неофициальные г. гражданские и государственные

18. Малая группа отличается…

а. межличностным взаимодействием в. официальным признанием

б. закрытостью г. открытостью

19. Социальная роль - это…

а. поведение человека в рамках статуса в. любое поведение человека

б. поведение человека в группе г. стечение обстоятельств

20. Группа людей, оказавшихся в одном месте, в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом, называется…

а. формальной организацией в. социальным агрегатом

б. малой группой г. социальной группой

21. Социальная структура общества – это…

а. социальный состав общества;

б. устойчивая связь элементов социальной системы;

в. набор элементов социальной системы;

г. иерархическая связь элементов социальной системы.

22. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является…

а. престиж в. власть

б. доход г. образование

23. Социально-классовая структура общества является основной в теории…

а. фрейдизма в. М. Ковалевского

б. О. Конта г. марксизма

24. Изменение статуса детей по отношению к статусу родителей называется _________________ мобильностью

а. горизонтальной в. межпоколенной

б. вертикальной г. внутрипоколенной

25. Процесс становления личности называется…

а. социализация в. взросление

б. интернализация г. ресоциализация

26. Процесс социализации личности исключает…

а. воспитание личности б. обучение личности

в. изоляцию личности г. культурное развитие человека

27. Милиционер является агентом _______________ социализации

а. вторичной в. формальной

б. первичной г. неформальной

28. Приобретенный статус личности выражается в ….

а. характере профессии б. социальном происхождении

в. социальном положении родительской семьи г. месте жительства

<

Наши рекомендации