Занятие 11. Семинар - круглый стол по теме «Социальная стратификация»
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Социальная стратификация общества и стратификационные модели.
2. Исторические типы стратификации.
3. Детерминанты социальной стратификации.
4. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества.
5. Особенности социальной стратификации российского общества.
Проблемы семинара изучаются путем фронтального опроса по вопросам:
· В чем выражается сущность социальной стратификации? Почему основным показателем или признаком в ней выступает неравенство?
· Почему модель стратификации П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?
· Чем различаются между собой социальное и экономическое неравенство? Как измерить то и другое?
· Что такое профиль стратификации? Почему он различен у России и США? Попробуйте построить такой же профиль для Китая, Монголии, Франции, Индии, Швеции.
· Что можно выяснить при помощи сравнения величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране?
· В чем заключается сущность классовой системы? Определите классовую принадлежность своей семьи.
· Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?
· Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?
· Какие теоретические объяснения и подходы к стратификации советского, а затем российского общества вы знаете? Расскажите о них.
· Как изменилась стратификация нашего общества при переходе от советского к постсоветскому периоду?
· Что такое политическая стратификация? Что лежит в ее основании? Охарактеризуйте веберовскую классификацию власти.
· Расскажите об основных социологических теориях классов, созданных в XIX в. европейскими учеными.
· В чем сущность функциональной теории неравенства К. Дэвиса и У. Мура?
· Опишите, как описывал классовую структуру советского общества А. Инкельс.
· Почему теория классов Э. Райта относится к “аналитическому марксизму”? В чем ее содержание?
· Опишите неовеберианские подходы к классам Л. Уорнера, Д. Локвуда, Дж. Голдторпа, Э. Горца.
· Каким образом класс можно рассматривать в качестве реальной и номинальной группы?
· Что вам известно о теоретических подходах к классам в России? Сравните стратификационные подходы Т.Н. Заславской, О.И. Шкаратана и В.В. Радаева.
· В чем проявляются нормативистский и релятивистский подходы к объяснению феномена среднего класса в России?
· Что такое самовоспроизводство социального класса? Когда оно начинается и каковы его последствия?
В заключение семинара обсуждаются результаты выполнения заданий для самостоятельной работы.
Литература основная:№№ 1, 2, 3, 4, 5.
Литература дополнительная: №№ 1, 4, 5, 7, 11, 13.
Задания для самостоятельной работы:
Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считает он, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Подходит ли рецепт Мальтуса к России? Дж.С. Милль считал ограничение рождаемости лучшим средством борьбы с нищетой. Каково ваше мнение на этот счет?
Раскройте теорию нового класса А. Гоулднера. Какой класс он называл “культурной буржуазией”?
Как вы понимаете мысль Ф. Тенниса о том, что сословия основаны на общине, а классы – на обществе. Аргументируйте свой ответ. Обратитесь к работам Ф. Тенниса.
Сравните между собой три модели динамики неравенства – Г. Ленски, К. Маркса и П. Сорокина. Чем различаются они и в чем их сходство?
Проанализируйте сказку о Чиполлино с точки зрения социолога. Как в ней показана стратификация общества? Почему лук олицетворяет простой народ, а помидор - знатных людей? Связаны как-то свойства овощей и фруктов с социальными свойствами людей? Существуют ли более благородные и менее благородные сорта и виды фауны?
По мнению некоторых специалистов, в русской литературе, в отличие от зарубежной, не было создано образа честного капиталиста. Согласны вы с этим утверждением? Любой ответ необходимо аргументировать ссылками на русскую и на зарубежную классическую литературу.
Темы рефератов: 32, 33, 34, 35.
Темы эссе: 20, 21.