Особенности методического обеспечения форм факультативных занятий
Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).
Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов.
«ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ»
ЦЕЛЬ: выстраивание модели факультативного занятия как системного явления, опирающегося на анализ ресурсов, уровень профессиональных компетенций педагогов.
ЗАДАЧИ:
- определить функции факультативных занятий: предметно-повышающую, мотивирующую, общеобразовательную, профориентационную ;
- сформировать у педагогов представление об алгоритме организации факультативных занятий;
- создать эффективную систему обучения, сочетающую согласованную практику обучения в диаде «урок-факультативное занятие»;
- создать модель деятельности учителя на факультативном занятии.
В ходе педсовета были сделаны выводы, что для организации факультативных занятий в школе созданы необходимые условия. Такими условиями являются:
- наличие учебных программ факультативов и их учебно-методическое обеспечение;
Для проведения факультативных занятий используются учебные программы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь и авторские программы, утвержденные Президиумом Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь.
- информированность учащихся и их родителей
- методическая и содержательная подготовленность педагогов.
Факультативные занятия в школе по содержанию дифференцируются:
- Предметной направленности: 10 факультативов.
- Общеразвивающей и культурной направленности:
«В мире художественных технологий»
- Профориентационной направленности:2
«Основы правовых знаний»
Для проведения факультативных занятий в школе создана соответствующая материальная база.
Факультативные занятия не являются обязательными для учащихся. Их посещают школьники, которые выбрали занятия по своему желанию. Условия необязательного выбора накладывает определенные требования на систему факультативных занятий, диктуя свои ограничения, относящиеся как к содержанию, так и к методике этих занятий.
Формы занятий: занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- Тестирование.
- Творческие задания.
- Викторины.
- Конкурсы.
- Интеллектуальные игры.
- Выставка творческих работ обучающихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия,
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.
Материально-техническое обеспечение:
- Литература для обучающихся.
- Канцелярские товары (альбом, карандаши, линейка, ластик, ножницы и т.д.)
- Медикаменты.
- Компьютер, проектор, экран, презентации, дидактические игры, видео.
Методическое обеспечение:
- Программа факультатива.
- Литература для учителя.
- Флаг, герб и гимн Волгоградской области.
В НАЦИОНАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАНО КОМПЛЕКСНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВСЕХ КЛАССОВ ПО ВСЕМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
УМК созданы в контексте сопровождения базовых учебных программ и включают:
- учебную программу факультативных занятий,
- соответствующие дидактические материалы для учащихся,
- методические рекомендации для учителя.
Разработанные УМК рекомендуются для проведения факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году.
17. Формы контроля учебных занятий и аттестации уровня подготовки студентов
Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм оценки очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
На различных этапах обучения используются различные виды оценки:
- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий,
- семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждого семестра,
- годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год,
- выпускные и переводные экзамены. [8]
Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.
а) Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что “улетучилось” из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.
б) Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректтирует учебный процесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
в) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
В порядке тематического контроля в 9-11-х классах уместно проводить коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.
г) Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во 2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметов проводятся контрольные работь! (по математике, языкам и др.), охватывающие основной учебный материал.
д) Заключительный контроль. Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, а также средней общеобразовательной и профессиональной школы (техникумов, ПТУ). Это— выпускные и квалификационные экзамены, которые принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории).
Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и связи по учебному предмету за все годы обучения. Например, математика изучается во всех классах средней школы, несколько лет изучается физика, химия, биология, география, с 5-го по 9-й класс изучаются языки и литература в базовой школе и т.д. Учебный материал, выносимый на экзамены, ученикам сообщают заблаговременно, организуют консультации.
Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) графические; 4) практические (работы); 5) программированные; 6) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
Устные методы. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы. Это могут быть: дополнительное разъяснение не усвоенного материала, чтение популярной литературы по теме, консультация, демонстрация опытов, повторное решение подобных задач по математике, физике, химии и т.п. Во всяком случае, получив обратную информацию в процессе опроса и собеседования о низком качестве знаний и умений учащихся (некоторых из них или группы), учитель предпринимает работу по доведению уровня этих знаний в соответствие с требованиями программы по учебному предмету.
Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это и диктанты (по лингвистическим дисциплинам, математике), контрольные сочинения (по литературе, истории), контрольные письменные работы по математике, физике, химии. Кроме того, учителя проводят так называемые миниконтрольные работы по истории, обществоведению, географии, биологии, в которых ученики дают краткие письменные ответы на 2-3 вопроса. Причем вопросы бывают и по вариантам. Они дают возможность проверить знания учащихся, а учителю получить обратную информацию о качестве знаний ученика по теме. Накапливается больше отметок у каждого ученика, что особенно важно, если уроков в неделю мало (история, география, биология).
Достоинство контрольных письменных работ состоит в том, что они позволяют учителю судить обо всех сильных и слабых сторонах ученика по проверяемой теме: и об уровне умственного развития, и о навыках грамотного письма, и о вычислительных навыках, и о культуре письменной речи, и об умении самостоятельно работать. Как говорится, в письменной работе — все на виду. Известный недостаток контрольных письменных работ — это большая трата времени на их выполнение.
Контрольные письменные работы учитель тщательно проверяет и их результаты анализирует и для себя, и для учащихся; в классе проводится работа над ошибками.
Графическийметод проверки знаний используется на уроках черчения, математики, географии, истории, отчасти на уроках языка, труда и др. Это связано, в частности, с выполнением контрольных работ по контурной или немой карте (география, история), с вычерчиванием графиков, диаграмм, схем, гистограмм (математика, физика, химия, биология, языки), с чертежными работами (черчение, труд), составлением и заполнением матриц, таблиц (по разным предметам). По ним также хорошо видно, в какой мере осмыслил ученик причинно-следственные связи учебного материала, владеет ли минимумом графического изображения усвоенного материала.
Практические работы как метод проверки знаний, умений и навыков применяются на уроках по тем предметам, где предусмотрены практические работы: физика, география, химия, биология, труд. Ведь в конечном итоге теоретические знания нужны и полезны в той мере, в какой ученик обнаруживает умение применять их на практике.
Формы контроля. Их можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приемам. В практической учебной работе для нас представляют интерес две стороны: 1) форма как внутренняя организация процесса проверки — или организационная форма и 2) форма как внешнее выражение процесса проверки. Естественно, обе” эти стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приемами проверки.
Организационные формы. К ним относятся индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и “поурочный балл”. Кратко их охарактеризуем.
Индивидуальная проверка знаний. Ее задача— глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы.
Индивидуальная проверка отнимает много времени на уроке, в этом ее недостаток.
Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполняли работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться “огульной” оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.
Фронтальная проверка организуется следующим образом. Опрашивается весь класс, вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Весь класс в момент опроса работает напряженно и в быстром темпе. Если какой-то ученик затрудняется ответить на вопрос, то учитель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а обращается к другому, третьему ученику, предлагает ответить тому, кто уже готов. Разумеется, после постановки вопроса учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся успели осмыслить его и обдумать ответ. В процессе фронтальной проверки, которую также называют “беглым опросом”, по сути каждый ученик успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ товарища.
Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу учитель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, без искажений усвоили новую тему.
Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае — даже всех учащихся класса активной работой являются достоинствами фронтального опроса. Его недостаток выражается в том, что, во-первых, ученики не успевают дать развернутый ответ на каждый вопрос, ответы каждого как бы фрагментарны, мозаичны и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивают ученику цельную картину опрашиваемого и проверяемого материала. В виду фрагментарности ответов после беглого опроса учитель делает обобщение по теме.
Другой недостаток такого опроса: учитель не успевает основательно выявить качество знаний ни одного отдельного ученика; он может сказать, что такие-то ученики были активны или пассивны, а какова широта и глубина знаний конкретного ученика по данной теме? Для объективной оценки усвоения беглый опрос не дает достаточной информации. Поэтому учитель сочетает фронтальную проверку с индивидуальной.
Комбинированный (уплотненный) опрос.На одном уроке на этапе проверки домашних заданий учителю хочется, не затрачивая лишнего времени, решить целый ряд контрольных задач — проверочных, диагностических, стимулирующих. Возникает сложная ситуация: каким образом все это совместить? Поиски привели учителей к комбинированному (уплотненному) опросу, суть которого состоит в следующем.
До уроков учитель заготавливает вопросы и задания на отдельных листках (билетах), в зависимости от сложности заданий их может быть 2-5. Кроме того, ряд вопросов предназначен для устного ответа. Учитель заранее определяет тех учащихся, которых будет проверять.
Взаимоконтроль.Опытные учителя практикуют взаимоконтроль тренировочных письменных работ учащихся. Он проводится так: учащиеся-соседи после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют, нет ли ошибок. Если да, то совместно обсуждают, в чем она состоит, как правильно должно быть и почему. В случае разногласий обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к учителю.
Взаимоконтроль как форма организации проверки имеет много достоинств. Зная, что свою тетрадь надо будет отдать на проверку товарищу, ученик старается тщательно и чисто выполнить свое задание. При проверке задания следует быть и компетентным, и внимательным, и тактичным по отношению к товарищу. Без этого не заметишь ошибок, не объяснишь ему, почему так, а не иначе надо выполнить упражнение.
Самоконтроль — один из видов проверки учеником результатов собственной работы. Это стремление школьника заслуживает большой похвалы, потому что в жизни невозможно к каждому человеку приставить контролера, а надо постоянно и во всем проверять себя самому. Потребность в самоконтроле — это не только черта школьника, но черта общечеловеческая. Итак, как же организовать самоконтроль?
Учитель советует учащимся при выполнении письменных заданий быть очень внимательными, проверить написанное еще и еще раз, при; этом прибегать к различным вариантам проверки.
Поурочный балл — одна из организационных форм учета знаний. В школу он пришел из опыта липецких учителей (начало 60-х годов).
Анализ многочисленных уроков разных классов по всем предметам, и в разных школах показал, что учителя нерационально используют 45 минут времени. А именно очень много времени тратится на проверку домашних заданий, мало его остается на изучение нового материала. И основная задача урока — учение школьника— выполняется неэффективно. Поэтому учитель, чтобы школьник знал материал, дает домашние задания в большом объеме. И ученик, по сути, большую часть нового материала вынужден учить дома самостоятельно, а на уроке — при проверке задания — отчитаться, как он его выучил. Липецкие учителя, его нашли в том, что отказались от членения (разбивки) урока на такие традиционные этапы, как проверка домашнего задания, изложение нового материала, закрепление и дача домашнего задания. Они решили объединить их все в едином процессе (отсюда и название урока “объединенный”): новый материал изучается на уроке по частям, тут же идут упражнения, широко практикуется комментирование, которое предупреждает ошибки у учащихся, одновременно проверяется усвоение материала и сегодняшней, и предыдущей темы. И так— весь урок. Проверка знаний как самостоятельный этап как бы растворяется во всем уроке, по сути, она проводится на всем его протяжении. Поскольку весь материал изучается и закрепляется на уроке, то отпадает надобность в домашних ниях.
А как же учитывать знания учеников? Вот здесь-то и придумали пецкие учителя “поурочный балл”. В начале темы уже говорилось, что контроль предполагает проверку и наблюдение. В опыте же липецких учителей вместо проверки проводится наблюдение за работой учащихся
на протяжении всего урока от его первой минуты до последней. Учитель учитывает активность школьника на уроке: как он работает при изучении нового материала, задавал ли он учителю или классу вопросы, отвечал ли, правильно ли комментировал, исправлял ли ошибки свои и товарищей, приводил ли примеры, верно ли анализировал задачи, участвовал ли в обобщении материала и т.д. Все, что делал ученик на уроке, учитель не выпускает из поля зрения и учитывает. Результатом его наблюдений и учета становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в поурочном балле. Учитель выставляет их 10-12 учащимся по окончании урока, комментирует перед классом.
Формы контроля по их внешнему выражению.Если мы до сих пор рассуждали о формах организации контроля, то теперь кратко остановимся на тех формах, которые можно назвать внешними. Это— контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен. По сути, о них мы уже так или иначе говорили, а сейчас охарактеризуем их в общей системе учебного процесса как формы контроля.
Контрольный урок и контрольное практическое занятие.В системе учебных занятий они составляют необходимое звено и проводятся в виде итогового контроля после изучения большого раздела учебного предмета или в конце учебной четверти, полугодия, года. При этом все занятие посвящается контрольной работе, “инструментами” которой являются диктант, сочинение, изложение (по языковым дисциплинам, литературе, истории), письменная контрольная работа (по математике, физике, химии), графические и практические занятия (по труду, физкультуре, биологии, географии). Здесь ученик показывает качество знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных способностей.
Опрос, коллоквиум имеют в виду проверить теоретическую готовность школьника к проведению практических занятий. Их успешная сдача является условием допуска к таким занятиям.
Зачеты, экзамены переводные и выпускные мы уже охарактеризовали ранее.
Контроль качества проведения занятий осуществляют руководящий состав академии, директора институтов и колледжа, заведующие кафедрами и, по их поручению, профессора кафедр и наиболее опытные преподаватели. Существуют книги, посвященные этому.
18. Тестирование уровня подготовки студентов по социологическим дисциплинам
Оценка качества знаний
Качество знаний оценивается в рамках внедренной на кафедре системы управления качеством подготовки специалистов, которая учитывает подготовленность выпускников к выполнению требований ГОС на основе анализа результатов самообследования подготов-ки студентов 1 – 4 курсов. Для определения уровня подготовки выпускников к выполне-нию требований ГОС был проведен контроль знаний студентов по дисциплинам циклов ЕН, ГСЭ, ОПД и ДС. В рамках федерального экзамена профессионального образования (ФЭПО – 7, ФЭПО – 8, ФЭПО – 9) в университете проводилось самообследование по оценке соответствия уровня подготовленности студентов специальности 040201 Социо-логия требованиям ГОС ВПО с использованием коммуникационных технологий по мето-дике Национального аккредитационного агентства в сфере образования. На основании ре-зультатов внешней оценки были получены аналитические материалы, позволяющие оце-нить соответствие качества подготовки студентов требования ГОС ВПО и выработать корректирующие воздействия по подготовке к государственной аккредитации данной об-разовательной программы и разработать рекомендации по совершенствованию учебного процесса.
Также проводилось самообследование по блоку ОПД и ДС на основе тестовых ме-тодик самоконтроля, в которых учитывались все дидактические единицы ГОС.
Самообследование показало, что средний балл по дисциплинам блока ЕН составил 3,7 балла, по дисциплинам блока ГСЭ – 4,3, по дисциплинам блоков ОПД и ДС – 3,5.
Кафедрой философии и социологии по специальности 040201 (040201.65) прове-дена аттестация выпускников, включающая выпускные квалификационные экзамены. Число выпускников, сдавших выпускной квалификационный экзамен с оценками «отлично» и «хорошо», составляет 85,0 %.
Таким образом, уровень подготовки студентов в целом соответствует требованиям, предъявляемым к усвоению знаний по специальности 040201 Социология.
Оценка проводилась на основе анализа организации учебного процесса в соответствии с учебным планом, реализации и внедрения новых форм и методов обучения, уровня ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность и связь с потребителями специалистов, а также с внедрением и использованием новых информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе.
Оценивая содержание подготовки выпускников специальности 040201 Социология можно сделать следующие выводы:
1. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом. Составлены учебно-методические комплексы специальности 040201, в которой наряду с лекционным материалом и планами практических (семинарских) занятий четко определена самостоятельная работа студентов, индивидуальная работа с преподавателем, формы промежуточного и итогового контроля, критерии оценки знаний студента.
2. Внедряются новые формы и методы обучения (индивидуализация подготовки специалистов на основе учебных дисциплин, УИРС; часть курсовых и дипломных проектов выполняется по тематике, выбранной студентами; ряд курсовых и дипломных работ носит исследовательский комплексный характер; учебно-исследовательская работа студентов носит сквозной характер, начиная с научных основ работы с литературой и заканчивая освоением специальных методов осуществления научного исследования). Учебно-исследовательская работа организованна в соответствии с учебным планом и ГОС. Многие студенты являются участниками научных конференций. Учебно-исследовательский и научно-исследовательский процесс ориентирован на практическую деятельность выпускников.
3. Расширяется использование программного обеспечения с применением компьютеров и информационных технологий в качестве обучающих средств. Учебно-лабораторная база соответствует образовательным программам специальности 040201. Кафедра философии и социологии обладает компьютерным классом на 8 мест с соответствующим программным обеспечением, а также специализированной аудиторией для чтения лекций и проведения практических занятий.
Кафедра философии и социологии имеет учебно-исследовательскую лабораторию социологических проблем, оснащенной тремя компьютерами с выходом в Интернет. В работе лаборатории используются как стандартные пакеты MS Office, так и специализированные пакеты обработки данных, а также компьютерные варианты психологических и социально-психологических тестов (MMPI, тесты Равенна, Кеттела, Розена, Люшера и многие другие). Кроме того, лаборатория имеет возможность разработки собственных компьютерных тестовых методик и социологических опросников. Она осуществляет информационное взаимодействие по обмену данными и пакетами их обработки с Центром социологических исследований Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Помимо специализированных аудиторий выпускающих кафедр в университете имеются компьютерные лаборатории и Интернет залы общего пользования. В частности вуз располагает 32 компьютерными лабораториями, рассчитанными в общей сложности на 320 рабочих мест, и двумя Интернет залами с 35 рабочими местами. Университет является Интернет-провайдером в Курском регионе.
Учебно-методические комплексы содержат указания на использование информационных технологий и ресурсов в учебном процессе.