Вопрос 40. Методика проведения практикума, практического занятия по социологии.
Социологический практикум – это разновидность учебного задания, своеобразная задача, требующая для своего решения (выполнения) специального инструментария: первичных знаний, умений и навыков в области подготовки и проведения социологических исследований.
Информация об этом виде учебного задания прочитайте в книге Кравченко А.И. Основы социологии: учеб. пособ. для студентов средних спец. учеб. завед. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос. – 1998. – 384 с.
См. также: 1. Долгоруков, А. М. Практикум по общей социологии: учеб. пособ. для вузов / А. М. Долгоруков; Под ред. Н. И. Лапина. – М.: Высш.шк., 2006. – 296 с. Особенно: С. 6-14.
2. Практикум по социологии (инновационные методики): учебно-методическое пособие / отв. ред. Р. И. Руденко. – М.: ИМТ, 1992. – 351 с.
Особенно: С. 29-31.
Привести примеры по темам курса социологии или по теме, которую разрабатывали в виде лекции.
Практикум это учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Практикум включает основные теоретические положения, практические задания, вопросы по темам, тестовые задания. Системообразующие темы учебного курса — личность, культура, общество и др. — сопровождаются понятийно-терминологическими играми. В каждой главе выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно-логические схемы. Практикум полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.
Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
В последнее время в мире учебной литературы все отчетливее проявляется тенденция издавать не отдельные, разрозненные учебники для студентов высшей школы, а целые учебно-методические комплексы, в которые входят, как правило, три книги: 1) учебник (учебное пособие); 2) учебный практикум; 3) хрестоматия по данному предмету. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, представляет собой вторую часть именно такого комплекса. Первая его часть публикуется под названием «Общая социология», учебное пособие для студентов вузов. Вторая его часть - данный практикум, а третья - хрестоматия, которая будет опубликована до конца 2002 г. Все три названные книги объединяются одной общей идеей и преследуют единую цель - помочь студентам, прежде всего обучающимся обществоведческим и гуманитарным специальностям, глубже и полнее овладеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности в области одной из самых захватывающих наук - социологии.
По своему содержанию предлагаемый социологический практикум представляет собой сопровождение учебного пособия «Общая социология», но логически он построен по другой принципиальной схеме. В каждой главе дается краткое изложение соответствующей главы учебного пособия, затем особо выделяются ключевые понятия и важнейшие термины, употребляемые в данной главе. Это позволяет студентам сконцентрировать внимание на самом главном в изучаемой теме. После этого приводится обширный по содержанию, графическому исполнению и концептуальной насыщенности блок структурно-логических схем. Это делает изложение учебного материала более конкретным, зрительно воспринимаемым, лучше усваиваемым и запоминаемым. Напомним в связи с этим удивительно точное высказывание Ш. Берна: «схемы позволяют нам выходить за рамки полученной информации». Все главы сопровождаются практическими заданиями, выполнение которых позволяет обучаемым стать более уверенными в прочности приобретаемых знаний. Большинство глав сопровождается тестами, которые пробуждают любознательность студентов, ориентирует их на самостоятельность в овладении социологиче-
скими знаниями. Более того, они позволяют читателям как бы «примерить к себе» способы решения некоторых проблем. Насыщенность текста социологического практикума тщательно отобранными статистическими материалами, раскрывающими динамику наиболее важных сторон социума, ключевыми выдержками из классических социологических текстов, а также данными, полученными в результате проведенных автором и под его руководством социологических исследований, значительно обогащают палитру излагаемых концепций и их аргументацию.
Наиболее важные, стержневые и системообразующие темы учебного курса - личность, культура, общество и др. — сопровождаются понятийно-терминологическими играми, что позволяет участникам не только закреплять и углублять полученные знания, но и вырабатывать умение четко формулировать свои высказывания, оттачивать аргументацию в дискуссии с коллегами, основательнее задумываться над обсуждаемыми проблемами
Выделенные автором наиболее важные вопросы для самоконтроля знаний и списки литературы, сопровождающие каждую глав}, активизируют заинтересованность читателя в расширении диапазона изучаемых концепций, методов, способов социологического исследования, расширяют возможности более качественного выполнения курсовых работ и дипломных проектов по социологии.
Предлагаемый читателям социологический практикум адресуется студентам высших учебных заведений любого профиля, но наиболее полезным он окажется для студентов, аспирантов и преподавателей обществоведческих и гуманитарных специальностей.